Бизнес Мобильные платежи: станут ли сотовые телефоны кошельками?

Мобильные платежи: станут ли сотовые телефоны кошельками?

Не секрет, что возможности мобильных телефонов многие их владельцы задействуют далеко не на все сто процентов. Часто, приобретая смартфоны и коммуникаторы с огромным функционалом, их потом используют только для...

2-z17-da5dac87-019a-4e44-b642-63041194b1d5.jpg
10_1442_b.jpg

Не секрет, что возможности мобильных телефонов многие их владельцы задействуют далеко не на все сто процентов. Часто, приобретая смартфоны и коммуникаторы с огромным функционалом, их потом используют только для звонков и SMS. И еще большее число людей не представляет себе, что мобильным телефоном, причем как продвинутым, так и довольно простым, можно пользоваться как электронным кошельком для оплаты различных услуг и товаров. Между тем, ситуация постепенно меняется: эксперты отмечают, что популярность мобильных платежей растет с каждым месяцем в разы.

Актуальные вопросы развития мобильной коммерции обсуждались на круглом столе «Развитие мобильных платежей в Челябинске: заменят ли мобильные платежи расчеты наличными?». Участники встречи обсудили перспективы развития услуг мобильной оплаты на Южном Урале и в России в целом.

5_krapivin.jpg

«Для 2074.ru проведение круглых столов уже стало традицией, – отметил во вступительном слове

главный редактор сайта 74.ru Сергей Крапивин.

– Тема мобильных платежей, на наш взгляд, очень важна для развития новых технологий в нашем городе и регионе в целом. Для многих из нас, особенно для тех, кто не имеет прямого отношения к сфере телекоммуникаций, мобильные платежи – это нечто новое и незнакомое. Между тем сервисы, позволяющие оплачивать услуги и товары с помощью сотового телефона, есть уже у всех операторов «большой тройки»».

Бумажник или мобильник?

5_yakushko.jpg

О том, какие сервисы мобильных платежей доступны челябинским абонентам, рассказал

редактор сайта 2074.

ru

Артур Якушко

. Современные сервисы мобильной коммерции позволяют абонентам любого сотового оператора оплачивать с мобильного телефона услуги и товары, как с лицевого счета абонента, так и с его личного банковского счета (при наличии банковской карты), открытого в любом российском банке.

Так, имея под рукой сотовый телефон, можно в любое время и в любом месте оплачивать услуги мобильных операторов, ЖКХ, счета за электроэнергию, кабельное телевидение, междугороднюю и международную связь, доступ в Интернет и многие другие услуги. Любая операция по оплате счетов занимает несколько минут. Сервис работает круглосуточно. Платежи зачисляются в режиме реального времени.

В России сегодня есть все предпосылки для быстрого развития мобильной коммерции. Проникновение сотовой связи в стране составляет 151%, а среди трудоспособного населения у каждого третьего жителя в среднем даже не две, а три SIM-карты. При этом 88% взрослых россиян имеют банковские карты. Однако активно пользуются ими только 45%, для совершения удаленных платежей (к которым относятся и мобильные) – только 9% владельцев карт.

5_tretyakov.jpg

вкратце рассказал о том, когда появилась мобильная коммерция, и какие возможности она дает абонентам сегодня. «На мировом рынке мобильная коммерция – явление не новое, она появилась еще в конце 90-х. Первая операция мобильной оплаты была совершена в Хельсинки в 1997 году. До России это направление дошло только в начале 2000-х годов, и у нас рынок мобильной коммерции изначально базировался на продаже рингтонов, закачке картинок – на том, что мы называем контент-провайдингом. Сейчас мы движемся дальше, и мобильные платежи применяются не только для развлечений. В Москве, например, наши абоненты уже могут с помощью сервиса «Легкий платеж» совершать платежи за услуги

коммунальных служб, оплачивать штрафы и даже проезд в общественном транспорте – такие проекты тестируются в нескольких городах».

На сегодняшний день у компании МТС зарегистрировано около миллиона пользователей сервиса «Легкий платеж» по всей России. При этом за последние полтора месяца количество его пользователей увеличилось на 35%, а объем платежей ежемесячно растет в 2-2,5 раза. Наиболее часто с помощью мобильного телефона оплачиваются коммунальные услуги и кредиты.

Сергей Третьяков подчеркнул, что в развитии мобильных платежей заинтересованы не только мобильные операторы и абоненты, но и государство, а также банки, поставщики услуг. «Во-первых, для государства проблема безналичных расчетов сегодня стоит довольно остро, – отметил он. – Подавляющее большинство граждан предпочитает платить наличными: в одной только Москве в терминалы поступает несколько миллиардов рублей в день. Во-вторых, мобильные платежи повышают своевременность оплаты: не всегда у нас хватает времени пойти в банк, вовремя или заблаговременно все оплатить, в то время как мобильные платежи можно совершать везде, где есть сотовая связь».

5_fetisov.jpg

, развитие мобильной коммерции имеет взаимосвязь с реализацией федеральных программ «Информационное общество» и «Электронное правительство». «Сейчас президент и государство уделяют особое внимание развитию информационного общества в России, и мобильная коммерция, на мой взгляд, является неотъемлемой частью всего этого.

В том числе потому, что с помощью телефона, оплачиваются и государственные услуги». Игорь Фетисов рассказал, что в Челябинской области принята целевая программа, рассчитанная на 2011-2012 годы, направленная на устранение цифрового неравенства, и в частности на развитие электронных сервисов. «Мы открыты для сотрудничества с сотовыми операторами для решения ключевых вопросов», – отметил Игорь Фетисов.

По словам заместителя министра информационных технологий и связи Челябинской области, развитие мобильной коммерции особенно актуально в небольших населенных пунктах, где слабо развита банковская инфраструктура, мало банкоматов и терминалов. В связи с этим важно дальнейшее проникновение услуг сотовой связи в регионе. Игорь Фетисов отметил, что в Челябинской области до сих пор остаются населенные пункты, не охваченные сотовой связью, и таких «белых пятен» на карте области еще достаточно много. «Государство в лице нашего министерства полностью готово для диалогов и участия в решении этих вопросов».

Сергей Третьяков сообщил, что сеть сотовой связи компании МТС в регионе доступна для более 95% населения, но компания продолжает строительство.

Мобильные платежи VS терминалы

5_gilev2.jpg

В ходе дискуссии был затронут вопрос конкуренции мобильных платежей и платежных терминалов. На встрече присутствовал

директор компании «Кибер-Сити» Олег Гилев

. На вопрос, останутся ли терминалы через несколько лет, он ответил: «Я все-таки думаю, что останутся, поскольку они работают с наличными денежными средствами, и пока в стране хождение этих средств предполагается, их будут применять для оплаты товаров и услуг. При этом, конечно, мобильные платежи будут менять рынок, и их влияние будет нарастать. Однако в любом случае терминалы займут свою нишу».

По мнению Сергея Третьякова, платежные терминалы в ближайшем будущем останутся, однако их количество уменьшится в разы: «Такие компании, как «Кибер-Сити», владеют процессингом, и для них развитие мобильных платежей – это только плюс, потому что позволяет сократить расходы на содержание терминалов. Платежи как проходили через их процессинг, так и будут проходить, просто уменьшится физическая сеть. По моим ощущениям, это будет ударом для тех, кто просто владеет терминалами без собственного процессинга».

Также участники круглого стола предполагают, что в будущем, по мере развития конкуренции, комиссия за платежи через терминалы будет сокращаться. Опыт Европы показывает, что комиссии могут составлять всего полпроцента от объема выручки. В России в среднем по рынку этот показатель примерно на уровне 2,5-3%.

По мнению Олега Гилева, в перспективе платежные терминалы изменят свой функционал. Если сейчас они являются средствами внесения наличных, то в дальнейшем их, возможно, оснастят системой интернет-банкинга.

Игорь Фетисов напомнил участникам круглого стола о том, что с 1 января 2012 года любой гражданин Российской Федерации по желанию сможет завести для себя универсальную электронную карту. «Эта карта будет использоваться для идентификации гражданина и предоставления ему государственных услуг в электронном виде, – пояснил он. – Не исключено, что в перспективе эта карта станет средством расчета. Появятся и специальные терминалы для получения госуслуг, которые будут называться инфоматами. В них можно будет получить информацию о различных государственных услугах в бумажном или электронном виде, заплатить за них, осуществить веб-серфинг по государственным ресурсам. Работать они будут в специально организованных пунктах круглосуточно».

По словам Игоря Фетисова, все необходимые средства обеспечения безопасности и защиты персональных данных в инфоматах предусмотрены. «Мы также должны понимать, что такого рода устройства должны будут находиться в специальных защищенных периметрах, чтобы у пользователя никто не стоял за спиной и не мешал ему производить необходимые действия».

Мобильные платежи и интернет-банкинг

5_pryadkin.jpg

Далее речь на круглом столе зашла о роли банков в развитии мобильной коммерции.

Начальник отдела развития системы платежей населения ОАО «Челиндбанк» Павел Прядкин

отметил, что во всех операциях мобильных платежей так или иначе незримо присутствует банк. «При этом роль банка четко регламентирована законодательством, и все чаще нам поступают новые инструкции, – рассказал он. – Прежде всего они касаются агентов, принимающих наличные платежи. Основная роль банка – осуществление расчетов с поставщиками услуг по принятым платежам и контроль за деятельностью агентов».

Коммерческий директор по розничному рынку компании «МТС Урал» рассказал об ограничениях, установленных Центробанком для мобильных платежей: «Оператор связи, работая в этом направлении, должен иметь либо лицензию, либо партнера в лице банка (у нас это «Банк Москвы»)».

По мнению Павла Прядкина, направление мобильных платежей будет развиваться успешно, если каждый будет заниматься своим делом: банк – расчетами, сотовый оператор и производители программного обеспечения – созданием технологической базы. Что касается мобильных платежей, то для банка это только один из каналов дистанционного предоставления банковских услуг, наряду с интернет-банком и банкоматами».

5_abramova.jpg

отметила важность удобства интерфейса системы интернет-банкинга. «Он создан таким образом, чтобы клиент мог с максимальным удобством, комфортом и максимально быстро пользоваться своим «Личным кабинетом», – отметила она. – У нашего клиента есть выбор, что использовать для работы с сервисом: стационарный телефон, компьютер с Интернетом или мобильный телефон. С апреля наши клиенты могут открывать вклады в любое время, не выходя из дома и не опасаясь за свою безопасность». По словам Валентины Абрамовой, интернет-банк подключают 78% клиентов «Промсвязьбанка», а 55% пользуются им активно».

Сергей Третьяков подчеркнул, что удобство мобильных платежей, в том числе состоит в том, что для них можно использовать карты любых банков, а также лицевой счет абонентского номера.

Как развеять мифы?

Эксперты отметили, что в 2010 году в России системами интернет-банкинга, от которых напрямую зависит работа сервисов мобильной коммерции, пользовалось около 10 тысяч человек. Правда, при этом на безналичные платежи приходится всего один процент оплаты всех счетов (за коммунальные услуги, кредиты и так далее). По мнению Игоря Фетисова, это связано не столько с отсутствием инфраструктуры, сколько с недостаточным информированием населения. «Конечно же, необходима поддержка со стороны средств массовой информации, некое информационное вливание в умы, повышение доверия прежде всего людей, которые уже не в молодом возрасте, – считает заместитель министра информационных технологий и связи области. – Ведь, на мой взгляд, люди, действительно принимающие решения и распоряжающиеся своими денежными средствами – это люди в возрасте за 30. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы разрушить мифы о сложности и небезопасности интернет-банкинга и мобильных платежей».

Тему безопасности развил Сергей Третьяков: «Услуги мобильных платежей мы оказываем, сотрудничая с банками, а значит, здесь используются те же самые протоколы, средства защиты и законодательные нормы защиты персональных данных, что и в обычном интернет-банкинге. Ни одного взлома мы до сих пор не зафиксировали. Кроме того, МТС также вложил очень большие средства в обеспечение защищенности данных своих клиентов, в том числе и пользователей сервиса «Легкий платеж». Важно, что на лицевом счете абонента, как правило, находится не очень большая сумма. Поэтому многим психологически проще начать пользоваться удаленными платежами именно с лицевого счета, так как нет риска потери крупной суммы».

Прогнозы экспертов

Сергей Третьяков: «По нашим прогнозам, объем рынка мобильных платежей в денежном выражении только у компании МТС в целом по России составит 14 миллионов долларов. В 2015 году общая сумма всех мобильных платежей «большой тройки» составит 50 миллионов долларов. Сейчас объем платежей у нашей компании растет в 2-2,5 раза ежемесячно, и эта динамика не снижается».

Олег Гилев: «Я бы хотел обратить внимание на тот закон о национальной платежной системе, который будет принят в ближайшее время. Он даст ответы на очень многие вопросы, в том числе касающиеся роли банков. Кстати, в нем впервые дается определение электронных денег. Этот закон уже прошел первое чтение и 1 января 2012 года, судя по всему, вступит в силу».

Валентина Абрамова: «Технологии развиваются, как развивается и банковская сфера. Появилась глобальная сеть – появился интернет-банкинг. Появился сотовый телефон – было разработано мобильное приложение, его версии для iPhone, Android, Windows Mobile и других площадок. Дальнейшее развитие технологической базы в любом случае приведет к популяризации электронной коммерции и мобильных платежей в частности».

Павел Прядкин: «По прогнозам, к 2015 году пользоваться Интернетом через мобильный телефон будет столько людей, сколько и через компьютер. Эту тенденцию необходимо принимать во внимание, а значит улучшать сервисы и повышать уровень безопасности».

Фото: Видео Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления