Надзорное ведомство начало проверку по сообщениям в СМИ о жителе Магнитогорска Михаиле Бураке, который утверждает, что больше десятка лет провел в рабстве у фермера в поселке Октябрьский. Об этом корреспонденту Chelyabinsk.ru 15 января сообщил прокурор Брединского района Евгений Больных. При этом удивительна не только история самого Бурака, но и история его спасения от холода и смерти неравнодушным магнитогорцем Алексеем, который уже месяц занимается устройством судьбы абсолютно постороннего ему человека. Подробности – в материале Chelyabinsk.ru
Первыми о постояльце магнитогорского центра социальной адаптации на Менжинского, 1-1 Михаиле Бураке рассказали городские СМИ. Ключевой информацией стало цитирование самого бездомного: он рассказал, что 10 лет жил в Брединском районе у фермера, его били и заставляли работать бесплатно. Трижды мужчина пытался сбежать, но тщетно.
«Сегодня начинаем проверку по сообщениям в СМИ, – рассказал в среду Евгений Больных. – Информация будет обобщена и направлена в полицию, которая должна будет проверить достоверность преступных фактов, о которых, по словам журналистов, рассказывает Михаил Бурак. Мы проследим за законностью принятого по результатам проверки решения».
Историю о рабстве правоохранителям предстоит проверить тщательным образом в первую очередь потому, что сам Михаил Бурак таких откровенных заявлений в СМИ не делал. Он вообще говорит тихо и не совсем разборчиво, поскольку крайне плохо слышит. А выступил от имени мужчины другой человек, который в середине декабря прошлого года по доброте душевной не смог пройти мимо легко одетого для зимы потрепанного и похожего на бомжа мужчины, которому явно нужна была чья-то помощь.
«Этого человека, совершенно мне чужого и ранее незнакомого, я увидел в коридоре больницы на Зеленом логе. Видно было, что мужчине нужна помощь, что ему некуда деваться. Было это 13 декабря прошлого года, – рассказал магнитогорец Алексей, отказавшийся называть свою фамилию. – Я посадил этого человека в свою машину, повез в центр адаптации, но принять его не смогли, так как у него не было справки об отсутствии заболевания туберкулезом. Я подобрал мужчину, который был без единого документа и, ко всему прочему, очень плохо слышал, одежду, обувь. Старую, насквозь пропахшую скотиной, выбросил. Нашел, где переночевать...»
Весь следующий день незнакомец снова провел в автомобиле Алексея, а 15 декабря магнитогорец помог определить бездомного в больницу на улице Грязнова. В медучреждении Михаил Бурак пробыл до 11 января: из-за обморожения ему пришлось ампутировать палец на ноге.
Алексей оставлял медикам и соседу по палате свой телефон, чтобы его держали в курсе судьбы Бурака. После новогодних праздников мужчине позвонили, сообщив, что того выписывают и идти ему некуда. Алексей забрал Михаила из больницы, накормил его, нашел место для ночлега в одном из православных храмов города.
В понедельник, 13 января, Алексей привез нового знакомого в комплекс социальной адаптации на Менжинского – флюорография у Бурака уже была.
«Хочется сказать спасибо сотрудникам комплекса, Бурака приняли, обогрели, разрешили не только ночевать в учреждении, но и бесплатно пожить в нем до выяснения дальнейшей судьбы, – отметил Алексей. – Я сейчас занимаюсь восстановлением документов Михаила, которые, как он говорит, где-то сгорели. Надеюсь, что удастся найти его родственников, так как у него, по его словам, четверо братьев и сестер. Раньше семья жила в Магнитогорске, но потом все разъехались».
Алексей сообщил, что в Москве у Михаила Бурака есть брат Бурак Георгий Александрович, который служит батюшкой в одном из православных храмов.
Следы ведут к казахам?
Алексей много разговаривает с новым знакомым, стараясь как можно больше узнать из его биографии. Так, Алексей установил, что Михаил около 10 лет жил на ферме, фактически в рабстве.
«Говорить с ним очень сложно, так как он плохо слышит, потому сам говорит очень тихо, а ему надо практически кричать, – отметил мужчина. – Михаил рассказал мне, что в 38 лет, сейчас ему 54, попал в казахскую семью на ферму. Сначала все было хорошо, потом ему перестали платить, стали плохо обращаться. Плохо, что он не знает адреса, так как жил постоянно либо в поле, либо на задах (в огороде. – Прим. авт.), два–три раза пытался бежать, его ловили. По описанию местности я понял, что речь идет о Брединском районе, возможно о поселке Октябрьском. Причем сам Бурак сказал, что сможет узнать место, если его туда привезут».
Марина Калинина, замдиректора Комплекса социальной адаптации граждан в Магнитогорске: «Специалисты займутся оформлением документов для постояльца. Если в ходе работы с мужчиной вскроются какие-либо факты противоправных действий, совершенных в отношении него, то мы обратимся с соответствующим заявлением в полицию. В Магнитогорске у него должны проживать две сестры, но с нами пока никто, кроме парня, который его привел, не связывался. Парень внешне очень похож на Бурака, потому я даже спросила, не родственники ли они? Ответил, что совершенно чужие люди».
Бурак также рассказал Алексею, что в этой же семье в нечеловеческих условиях живет еще один русский раб.
«Я не хочу кого-то наказывать, но знаю, что в Брединском районе использование такой бесплатной рабочей силы процветает, – рассказал Алексей. – Приезжают богатые казахи с большими семьями, находят таких полубездомных людей, обещают им золотые горы и увозят. Держат либо в поле, либо взаперти годами».
Подтвердится информация или же окажется выдумкой, станет известно по результатам проверки фактов правоохранительными органами.
Как сообщила замдиректора Комплекса социальной адаптации граждан в Магнитогорске Марина Калинина, с понедельника у них действительно находится такой постоялец: Бурак Михаил Викторович, 54 года.
«Первым делом мы даем ему освоиться: дали кров, еду, – рассказала руководитель учреждения. – Мужчина без документов, по первоначальным признакам страдает заболеванием психики, очень плохо слышит. Ведет себя адекватно, говорит мало и тихо. Во время первичной беседы о том, что его насильно удерживали и заставляли работать, ничего не говорил. Говорил лишь, что работал в казахской семье, попал туда, когда поехал к родителям, уехавшим в Казахстан. В ближайшее время с ним начнут работать наши психологи».
Фото: Фото предоставлено газетой «Комсомольская правда»