От летучей мыши на китайском рынке до закрытия границ и экономического ступора во всём мире оказалась всего пара шагов. Отели и рестораны — при смерти, торговые центры — в судорогах, небольшие предприятия стонут от сбоя поставок и бесконечного карантина. Пандемия убивает малый и средний бизнес во всех отраслях. Можно ли всё, что свалилось нам на голову, признать форс-мажором и поможет ли это предпринимателям, разбирался 74.RU.
Кому нужен форс-мажор
Сегодня даже далёкие от медицины люди могут с легкостью описать симптомы и последствия коронавируса. Эта зараза стала главным словом 2020 года и повлияла на все сферы нашей жизни. В марте Всемирная организация здравоохранения объявила коронавирус пандемией. Значит ли это, что можно говорить о форс-мажоре и ничего не выполнять?
— Сам по себе коронавирус — это не основание, по которому можно отказаться исполнять сделку. Определяющим фактором будут последствия распространения вируса, например ограничительные меры властей. Поэтому в любом споре сторона, которая ссылается на коронавирус как на форс-мажор, должна доказать, что именно помешало ей исполнить обязательства, — объясняет управляющий партнёр юридической компании «Генезис» Артём Денисов. — Признать коронавирус обстоятельством непреодолимой силы, то есть форс-мажором будет сложно. Если вы отказываетесь платить по контракту потому, что лишились прежнего дохода из-за коронавируса, суд не признает это форс-мажором. Но если вы не можете исполнить обязательства из-за запрета властей, то могут освободить от ответственности из-за форс-мажорных обстоятельств. Например, у вас договор на организацию мероприятия в Москве или в любом другом городе, а по распоряжению мэра такие события отменены.
Предприниматели хотят избежать взыскания убытков и неустойки. Но, даже если чиновники признают пандемию форс-мажором, никакого автоматического освобождения от ответственности по Гражданскому кодексу нет, подчёркивают эксперты.
— Кризис, проблемы с деньгами и отсутствие товаров не являются форс-мажором. В России кризисы повторяются каждые 10 лет. Те же колебания валютных курсов — это не то, чего в принципе невозможно ожидать. Напротив — они бывают с завидным постоянством, это отнюдь не чрезвычайное явление. Но если я не провёл банкет и свадьбу, потому что власти запретили работать всем ресторанам и кафе, если потерял всю выручку и лишился бизнеса, то да, акт госоргана может расцениваться как обстоятельство непреодолимой силы, — приводит пример партнёр международного центра защиты прав Globallaw Антон Задоркин. — И тогда суд может освободить меня от ответственности. Но, подчеркну, не от обязательства в целом, а от компенсации убытков, которые несёт вторая сторона договора, и от неустойки.
Закрытые кинотеатры, фитнес-клубы, парикмахерские, устроители культурно-массовых мероприятий, работа которых официально приостановлена, могут рассчитывать на применение форс-мажора. В российских контрактах обстоятельства непреодолимой силы подтверждают уполномоченные госорганы. Например, свидетельства о форс-мажоре из-за коронавируса сейчас выдают региональные и муниципальные Торгово-промышленные палаты. В качестве форс-мажора они указывают не саму пандемию, а принятые из-за этого ограничительные или иные специальные меры властей. В любом случае только суд принимает окончательное решение, считать ли препятствия форс-мажором в конкретной ситуации или нет, добавляет эксперт.
«Кому я должен, всем прощаю?»
В Челябинске, как и по всей стране, по приказу властей прекратили работу магазины, офисные и развлекательные комплексы, рестораны, фитнес-центры, санатории и курорты. Значит, можно расслабиться — не платить за аренду и поставщикам, решили некоторые предприниматели. Но это опасное заблуждение.
— Правительство разрешило не платить арендную плату малому и среднему бизнесу, арендующему госимущество. Если вы входите в реестр малого и среднего предпринимательства, обратитесь к арендодателю и попросите отсрочку. Приложите к обращению допсоглашение об изменении сроков и укажите период, в течение которого вы планируете погасить долг, — рассказывает Артём Денисов. — Ещё власти разрабатывают меры поддержки для тех, кто арендует у субъектов РФ земельные участки и нежилые помещения, а также нестационарные торговые объекты в метро. Для всех остальных единственный выход — попробовать самостоятельно договориться с арендодателем об арендных каникулах.
На прошлой неделе Госдума в трёх чтениях приняла поправки в закон на случай введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Они дадут арендаторам право требовать от арендодателей заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы в 2020 году. А также уменьшить платежи за аренду в связи с невозможностью использования имущества. По словам экспертов, пока не ясно, как эта норма будет действовать на практике.
Пандемия коронавируса укладывается в статью 451 Гражданского кодекса РФ (правило об изменении обстановки), считают юристы. Никто ведь не мог представить, что такое случится. Поэтому суд вправе расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств.
— Допустим, у вас детский центр в ТРК, из-за запретов властей он теперь не работает. Суд может по иску арендатора расторгнуть договор с торговым центром. Но нельзя отказаться от уплаты, например, аренды, если у тебя прекратилась торговля, а деньги на депозите у компании есть. Если суд установит, что у арендатора были деньги на счетах и он просто решил не платить, то заставят оплатить просрочку, — указывает Антон Задоркин.
Не поможет так называемый форс-мажор и в ситуации, когда один индивидуальный предприниматель дал финансы в долг другому. Теперь заёмщик ссылается на пандемию и отказывается отдавать деньги. Но, по мнению юристов, коронавирус здесь ни при чем.
А как быть с госконтрактами?
Региональные производители и торговые компании во многом зависят от поставок из Китая. Партнёры из Поднебесной из-за COVID-19 задерживают поставку комплектующих. В итоге у местных предпринимателей начали срываться госконтракты. Так и от госзакупок в будущем могут отлучить — включат в реестр недобросовестных поставщиков, и прощай, репутация!
— Минфин и Федеральная антимонопольная служба признали коронавирус обстоятельством непреодолимой силы при госзакупках. Поэтому участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов, — успокоил Артём Денисов. — Антимонопольщики будут учитывать форс-мажор при проверках, а также при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях и включении исполнителей и подрядчиков в «недобросовестный» реестр.
Эксперты в области экономики и бизнеса считают, что бизнес начал адаптироваться к тяжёлым временам, но нужно кардинально менять подходы.
Режим всеобщей изоляции в Челябинской области продлили до 19 апреля.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
Всё об обвале рубля и его последствиях — в наших статьях.