Ѕольшой секрет надежности авто

 оробки с сюрпризом

—кажем, если кто-то запальчиво ругает французские машины, ссыла€сь на кошмарный опыт знакомого, который купил Peugeot 307, € уточн€ю, кака€ коробка передач сто€ла на «пыже». јвтоматическа€? “огда вопросов нет: автомат AL4/AL8 (DP0/DP2 у Renault) – это один «черных имиджмейкеров». Ќасто€щий диверсант.  оробка, разработанна€ в 1999 году, прошла бессчетное число «рестайлингов», но, по крайней мере, до предпоследней версии оставалась проблемной. —лабых звеньев у нее оказалось достаточно, но чаще всего подводил перегрев либо поломка в результате слишком агрессивной езды на холодной машине.  оробки также страдали из-за утечек масла и выхода из стро€ клапанов гидроблока.

Ќе случайно при выпуске нового Logan и Sandero компани€ Renault не спешила делать автоматические версии, а прошлым летом презентовала роботизированную трансмиссию на базе «механики», котора€ ставитс€ на некоторые версии Sandero.

ќ проблемах коробки DSG концерна VAG не написал только ленивый, поэтому не будем повтор€тьс€. ѕод лаконичными аббревиатурами скрываютс€ довольно разнообразные конструкции коробок, среди которых есть менее проблемные (например, DQ500 дл€ мощных двигателей), так и довольно капризные, вроде семиступенчатого робота с сухими сцеплени€ми DQ200, который устанавливаетс€ на среднеценовые модели концерна. ¬ начале 2014 года VW отрапортовал, что проблемы «сухих DSG» исчерпаны и отменил в –оссии продленную гарантию на эти типы трансмиссий. “ак ли это – покажет практика.

Nissan Qashqai и X-Trail, а также р€д моделей Renault, Mitsubishi и Dodge получили дозу негатива за вариаторы Jatco (JF011E): капризные, чувствительные к режиму движени€ и качеству обслуживани€, они грешили быстрым износом подшипников, заклиниванием клапана масл€ного насоса, невысоким ресурсом клинового ремн€, а при загр€знении масл€ного радиатора – еще и перегревами.

Ѕольшой секрет надежности авто

—реди автоматических трансмиссий самыми надежными считаютс€ гидромеханические «автоматы»: изгои есть и среди них, но хороший «автомат» крепок и живуч. Ќа втором месте вариаторы, с которыми в р€де случаев бывают проблемы, но есть и примеры надежных трансмиссий. ј вот «роботы» пока не смогли убедить нас в своей долговечности: в этом классе проблемных трансмиссий больше всего, причем речь идет как о роботах с одним сцеплением, так и с двум€ (преселективы). „то касаетс€ механических коробок, то они тоже бывают ненадежными, но на их стороне обычно относительна€ дешевизна ремонта.

Toyota, котора€ во многих рейтингах надежности фигурирует в первой тройке, получила хороший зар€д негатива с роботизированной трансмиссией, котора€ устанавливалась на Auris. Ёлектромеханический «робот» оказалс€ в равной степени тугодумным и капризным: электронные глюки, сгоревшие сцеплени€, блокировки на нейтрали… Ѕыли прецеденты рецидивных поломок у одной и той же машины, и €понска€ компани€ спешно отказалась от использовани€ «робота» сначала в пользу «гидромеханики», затем – вариаторов.

Ќе добавл€ет позитива тот факт, что негарантийна€ замена автоматической трансмиссии может обойтись в сумму, составл€ющую пор€дка трети от цены автомобил€ (особенно, если он уже подержанный).

«ћеханики» считаютс€ менее проблемными, чем автоматические трансмиссии, однако есть и в этом правиле исключени€: например, Suzuki Grand Vitara и Hyundai Solaris с «ручками» в среднем доставл€ют больше хлопот, чем «автоматизированные» версии этих моделей.

¬ладельцы «Ћад», особенно с моторами мощностью под 100 л.с. и выше нередко сталкивались с быстрым выходом из стро€ «механики» ¬ј«-2181 или ¬ј«-2180, что св€зано как с архаичностью редукторной части самого узла, родословна€ которого восходит к «восьмеркам», так и нестабильным качеством.   слову, возникают вопросы к долговечности нового вазовского «робота» јћ“, который создан на базе этой «механики», да к тому же агрегатируетс€ с 1,8-литровым 122-сильным вазовским мотором.

Ѕольшой секрет надежности авто

ƒвигатель регресса

’ороший пример «черного имиджмейкера»: 1.8-литровый мотор Duratec, который ставилс€ на российские Ford Focus первых двух поколений. —обственно, сам двигатель неплох, но блок его дроссельной заслонки оказалс€ крайне чувствительным к загр€знени€м маслом, попадающим через систему вентил€ции картера. ƒроссель и датчик его положени€ зарастали смолами, что приводило к нестабильному холостому ходу: проблема вроде бы мелка€, но действующа€ на нервы и активно обсуждаема€ в форумах.

 уда больше хлопот владельцам Volkswagen доставл€ли моторы TSI серии EA111, о чем мы писали ранее. —писок проблем был обширен: это и обрывы цепи механизма √–ћ (в новых поколени€х ее заменили ремнем), и повышенный расход масла, и «залипание» механизма изменени€ геометрии турбокомпрессора, и чувствительна€ к качеству бензина топливна€ аппаратура, и стуки по причине износа подшипников коленчатого вала. ј в моторах с высокой форсировкой, особенно двухнаддувных 1.4 TSI, нередки были почти фатальные прогары поршней и разрушение блока цилиндров. Ќедавно с подобной проблемой к нам обратилс€ один из читателей сайта: речь о двигателе 1.4 TSI на Volkswagen Tiguan.   слову, современные модели Volkswagen, Skoda и некоторые Audi оснащаютс€ моторами нового поколени€ EA211, конструкци€ которых существенно отличаетс€. ƒостоверных данных об их надежности пока нет.

Ѕольшой секрет надежности авто

„ем сложнее и форсированнее мотор, тем, как правило, больше с ним хлопот. Ќаддув, пр€мой впрыск, регулировка фаз газораспределени€ позвол€ют обеспечить первоклассные характеристики, но кажда€ така€ подсистема – потенциальный источник проблем. ¬ысока€ форсировка современных моторов-маломерок нередко провоцирует проблемы из-за перегрева или использовани€ некачественного топлива, а турбокомпрессоры с измен€емой геометрией на бензиновых моторах работают в экстремальных услови€х, поэтому требуют, как минимум, регул€рной диагностики.

Ќе избежали проблемных узлов и люксовые марки. —кажем, двигатели BMW поколени€ N46 – известные «масложоры» (став€тс€, например, на BMW 3 E90).  онструкци€ двигател€, заточенного на экономичность, вынудила инженеров идти на рискованные эксперименты: тонкие кольца, неудачна€ система вентил€ции картера, экстремальный температурный режим, стареющие уплотнители (особенно критично «ув€дание» маслосъемных колпачков). ¬ итоге литр масла на 1000 км считаетс€ некритичным уровнем дл€ этих моторов, что чревато развитием побочных проблем. Ќе слишком живуч и сложный механизм регулировки подъема клапанов Valvetronic – нередко из стро€ выходит мотор его привода.

Ѕольшой секрет надежности авто

” Mercedes-Benz, который знает толк в надежных двигател€х, тоже встречаютс€ моторы с сюрпризами, например, 1,8-литровый агрегат с индексом M271, устанавливаемый на —-классы прошлых поколений: цепь механизма газораспределени€, обычно надежна€, в этом моторе имела свойство рватьс€.

 ак это возможно?

ѕочему в эпоху, когда кажда€ мелочь просчитываетс€ на компьютере, существуют «черные имиджмейкеры»? ѕричины разные. —кажем, Peugeot-Citroen и Renault предпочли терпеть проблемный, зато недорогой узел, чтобы не увеличивать стоимость ходовых моделей. ¬идимо, светлые головы внутри компаний считали, что проводить гарантийные ремонты дешевле, чем проектировать новую коробку с нул€ или покупать автоматы на стороне.

ћногие проблемы акцентированы российскими услови€ми эксплуатаци€ми. ѕлохое масло и топливо, жестка€ городска€ езда, климат… Ёто не оправдание: по идее, автомобиль должен иметь запас прочности и работать даже в наших услови€х. Ќо проводить глубокую адаптацию под –оссии чаще всего невыгодно: не тот объем рынка. » получаетс€, что в ≈вропе автомобиль работает более-менее сносно, но типично российские беды мгновенно вы€вл€ют все его слабые звень€.   слову, изр€дна€ часть отказов коробок DSG (DQ200) пришлась на ћоскву, где ползучий режим движени€ провоцировал повышенный износ сухих сцеплений.

ѕроблемы бывают не только с моторами и коробками: например, не лучшую репутацию в –оссии завоевали автомобили с пневматическими или гидропневматическими подвесками, хот€ ситуаци€ начала понемногу улучшатьс€. јвто¬ј« одно врем€ столкнулс€ со шквалом негатива из-за коварных электроусилителей, которые провоцировали самовольное подруливание и аварии.

”влечение сложными технологи€ми – еще один неисчерпаемый источник проблем. «аконодатели требуют снижение выбросов —ќ2, автомобилисты требуют лошадиных сил, а кто требует надежности? ‘актически, никто. ¬ погоне за удовлетворением противоречивых требований производители все больше уход€т в область космических технологий со сложной гидравликой, дорогими металлами и «одноразовыми» блоками цилиндров.

—ами автомобилисты стали менее грамотными, и маркетологи быстренько «услужили»: например, у обсуждаемых двигателей BMW и «реношной» коробки DP0 нет щупов дл€ проверки уровн€ масла (у BMW – электронна€ система), тогда как его расход и утечки €вл€ютс€ источником проблем. ћедвежь€ услуга.

ѕокупа€ иномарку, многие уверены, что она стерпит все. Ќо это не всегда правда, и зачастую проблемы «черных имиджмейкеров» провоцируютс€ самими владельцами: плохое топливо, проволочки с заменой масла, перегревы, агрессивна€ езда при холодном двигателе. ќдни машины перенесут такие фокусы без жалоб, другие воспримут «близко к сердцу».

Toyota - один из признанных лидеров беспроблемности, но бреши в обороне есть и у нее - можно вспомнить хот€ бы скандал с залипающей педалью газа, правда, по вине одного из поставщиков марки
Toyota - один из признанных лидеров беспроблемности, но бреши в обороне есть и у нее - можно вспомнить хот€ бы скандал с залипающей педалью газа, правда, по вине одного из поставщиков марки

 ак выбрать надежную машину?

„ерное п€тно на репутации можно найти фактически у любого производител€. ѕоэтому сам смысл термина «надежна€ марка» в последнее врем€ несколько размылс€: да, Toyota считаетс€ менее проблемной, чем Renault, но если вы возьмете удачную модель французов и проблемную Toyota, ситуаци€ окажетс€ обратной.

ј потому – два совета. ¬о-первых, при выборе автомобил€, особенно подержанного, интересуйтесь не только его надежностью «вообще», но также беспроблемностью конкретных узлов и агрегатов, особенно дорогих: двигатель, коробка передач, полный привод, рулевое управление. ”далив из списка модификаций те, что имеют внутри «черного имиджмейкера», можно найти приличную модель почти у любого производител€.

√де искать? ‘орумы, статьи в авторитетных источниках, рейтинги надежности… ѕричем вас интересует не надежность «моторов TSI» (ибо это коммерческое название очень большого семейства двигателей), а, например, конкретно мотора 1.4 TSI поколени€ EA111. »ногда найти столь специфическую информацию по первому запросу в поисковике не удастс€, но поверьте – ищущий да обр€щет.

¬о-вторых, даже в случае с проблемными машинами речь обычно не идет о стопроцентной веро€тности поломки. Ќапример, дл€ коробок передач 1% преждевременных ремонтов считаетс€ плохим уровень надежности, но это значит, что даже проблемна€ коробка в 99% случаев проедет достаточно, чтобы первый-второй владельцы так и не пон€ли, за что ее так проклинают.

ѕокупа€ автомобиль с «черным имиджмейкером», об€зательно вы€сните, какие именно особенности провоцировали поломку. —кажем, долголетие вариатора очень зависит от режима эксплуатации – это в принципе относитс€ к большинству автоматических трансмиссий. јвтоматы DP0/DP2 не вынос€т частых агрессивных стартов и буксировок т€желых прицепов. ј двигатели с пр€мым впрыском чаще всего «кукс€тс€» от плохого топлива, и одна заправка «леваком» может привести к зачаткам проблем с цилиндро-поршневой группой. —низив действие негативных факторов, вполне можно низвести риск поломки до приемлемого уровн€.

 ороче говор€, хот€ мы живем в век «юзеров», при покупке автомобил€ невредно хоть чуть-чуть озаботитьс€ вопросом: как же оно все-таки работает?