Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Людмила Булатова, психолог: «На дороге могут быть спасены многие жизни, если относиться друг к другу по-доброму и с уважением!»

Красные автомобили реже попадают в автокатастрофыАварии, возможно, результат сильного стремления к жизни или к смерти Чтобы снять эмоциональное напряжение за рулем - выругайтесь в тишине

Поделиться

Поделиться

Садясь за руль, каждый выбирает свою манеру вождения: одни предпочитают интенсивное движение, другие комфортно чувствуют себя даже в пробках. Поведение человека за рулем психологи стали изучать, наверное, с тех пор, как появился первый автомобиль. Сегодня на эту тему проведена масса исследований. И каждый раз специалисты находят новые аспекты во взаимоотношениях человека с машиной. О том, какую манеру езды избирает для себя тот или иной водитель, почему случаются аварии, как вести себя в критических ситуациях, рассказывает специалист Центра психологического консультирования «Я и моя семья» Людмила Булатова.

- Что о человеке может сказать манера его вождения?

- Машина сегодня не только средство передвижения, это может быть модной фишкой. Можно выбирать машину, исходя из престижности, из цены. По какому-то одному признаку водителя квалифицировать трудно. Но можно предполагать многое. Допустим, если человек часто нарушает правила дорожного движения, активно двигается по городу, то тут может быть несколько аспектов. Первое: человек может просто куда-то торопиться. Второе: человек привык нарушать правила. Это отдельная категория людей. Может быть еще и третий аспект: я достаточно робкий, но на дороге я могу позволить себе все. Нарушение как способ выделиться из окружающих. Таким образом человек решает свои личные проблемы.

- Как наш характер отражается в том, какого цвета машину мы выбираем?

- По данным исследований одной зарубежной автомобильной компании, машины ярких цветов редко попадают в аварийные ситуации, потому что очень заметны на дорогах. Автомобили пастельных тонов попадают в аварии почти в два раза чаще других, и их водители больше склонны к унынию и депрессии. Владельцы машин голубых, синих, серебристых тонов - люди оптимистичные, достаточно счастливые, прогрессивные. Зеленый цвет машины говорит о том, что ее хозяин, скорее всего, человек спокойный, ровный. Владельцы машин белого цвета - люди замкнутые. Черный цвет автомобиля характеризует владельца как человека прогрессивного, перспективного. Генри Форд говорил, что автомобиль может быть любым, главное, чтоб он был черного цвета. Есть исследования, говорящие о том, что владельцы таких машин стремятся выделиться, они едут со скоростью большей, чем остальные, чаще маневрируют. Серый цвет машины может говорить о педантичности ее хозяина. Это люди, которые сами соблюдают правила и от других требуют того же.

Через выбор машины человек реализует свои потребности. Например, в безопасности, комфорте, признании и, возможно, сексуальные. Не знаю, как читатели отнесутся к подобной трактовке, но это может быть компенсацией. Яркость цвета – это привлечение внимания к себе: «Меня никто не замечает, а я хочу быть заметным». Или человек настолько ярок, что хочет выразить это даже цветом машины, стилем вождения. Это постоянная компенсация потребности быть заметным, привлечь внимание. Я всех обгоняю: я хочу, чтобы все знали, что я первый. Мужчины со светофора срываются, кто вперед. Вот оно, соперничество: «Я лучше, чем ты». Издревле мужчины доказывали силу, ловкость, умелость. Это сохранилось и сейчас: «Если я первый, значит, я и лучший».

- Мэр Челябинска вот уже несколько лет ездит только на БМВ. Как характеризует Вячеслава Тарасова такой выбор?

- Делать какие-то глубинные выводы, исходя из приверженности Вячеслава Тарасова к одной марке машины, я бы не стала. Есть мнение, что «Мерседес» - машина для респектабельных людей, которые любят быть пассажирами. БМВ – для людей, которые любят управлять автомобилем. Черный цвет может говорить о таких качествах характера, как целеустремленность, прогрессивность, стремление к лидерству. А, может быть, приверженность к одной марке автомобиля – это просто вопрос комфорта и безопасности?

- Что можно сказать о водителе, который постоянно ругается за рулем?

- Я не знаю, про кого вы сейчас говорите, но есть такое выражение: «Все, что мы говорим, мы говорим о себе». Известный психотерапевт Перлз говорил: «Сначала ты думаешь, что смотришь в окно, и вдруг понимаешь, что смотришь в зеркало». Мы сами свой мир рисуем. В каком состоянии я сейчас нахожусь, так я этот мир и раскрашиваю. Если человек все время ругается, конечно, наверное, у него есть на то свои причины. Иногда выругаться бывает полезно. Хотя редко бывают ситуации, в которых виноват только один человек. Дорога - это взаимоотношения, только язык общения больше жестовый, невербальный. Многие водители помогают друг другу в непредвиденных ситуациях на дорогах. Это здорово. Ехать куда-то далеко и понимать, что ты одна, не очень комфортно. А если ты знаешь, что все равно найдется отзывчивый человек, который тебе поможет - ощущаешь себя более уверено и безопасно.

- К сожалению, водители не только помогают друг другу. Как отвечать на грубость на дороге?

- Необходимо понимать, что раздражение, агрессивность – чувства, возникающие в жизненных ситуациях. И нет чувств плохих или хороших. Они, как линия сердцебиения на осциллографе: движение то вверх, то вниз. Когда человек подъезжает и сигналит сзади - трудно понять, что он хочет сообщить. Я могу только догадываться. Сказать, что он мне нагрубил, нельзя. Но сообщить что-то хотел наверняка. Может, предупреждал об опасности. Постарайтесь принять человека во всех его проявлениях, и тогда отвечать на грубость не будет нужды.

- Как это выразить невербальными средствами?

- Доброжелательность - хорошая штука. На дороге могут быть спасены многие жизни, если относиться друг к другу по-доброму, с уважением, учитывая не только свое настроение, но и настроение других. Человек может быть раздражен и агрессивен в какой-то момент. Если ему ответить тем же - неизвестно, что получится, может быть, и авария. Если к нему отнестись с пониманием и уважением, пропустить его - никто никому не помешает. Надо делать скидку на то, что все мы похожи: у нас у всех есть чувства, которые нас никогда не покидают. В один и тот же момент кто-то может быть радостным, кто-то - огорченным. В связи с этим мы и на дороге двигаемся по-разному.

- Посоветуйте, как можно снять эмоциональное напряжение за рулем?

- Садиться за руль в сильном эмоциональном напряжении вообще нежелательно. Если есть возможность - лучше этого не делать. Если такой возможности нет - можно использовать релаксационные техники. Можно просто подышать минуты две-три в спокойном ритме. Можете за собой понаблюдать. Когда вы нервничаете - вы начинаете часто дышать, как будто воздуха не хватает. Вдох становиться очень короткий, учащается сердцебиение. Дыханием можно регулировать свое состояние. Выругаться в тишине - тоже способ снизить напряжение и в какой-то степени снять эмоциональный заряд.

- Какую психологическую помощь можно оказать человеку в случае аварии?

- Авария - особый случай, очень травмирующий. Даже тогда, когда травма была не такая уж и серьезная, последствия все равно остаются.

В первые минуты срабатывает защитный механизм отрицания. Человек может говорить: «Нет, это не со мной, со мной все хорошо». Но когда проходит время, и водитель опасается садиться за руль - это первый признак того, что требуется квалифицированная психологическая помощь. Страх – он и друг, и враг. С одной стороны, это инстинкт самосохранения, с другой, он мешает свободно двигаться. Единственный способ победить страх - шагнуть ему навстречу, понять, что он значит для вас.

Есть такое понятие - «посттравматический синдром». Травмированный человек переживает чрезвычайно сильные, разрушительные эмоции, больше всего на свете боится их повторения. Однако любая ситуация, напоминающая травмирующую (звук, запах и так далее), мгновенно оживляет все переживания. Это усугубляет положение. Вот тут и нужна психологическая помощь. Бывает так, что человек не раз попадает в одни и те же аварийные ситуации. Кто-то, например, не соблюдая дистанцию сзади, постоянно сталкивается с другими машинами. Цикличность, повторяемость таких происшествий - сигнал, что есть что-то такое, что буксует на месте. Стоит задуматься, что бы это значило. Не последнюю роль в этом играют бессознательные вещи. Знаете, если вспоминать классиков, Фрейда, например, есть стремление к жизни и стремление к смерти. «Я так тороплюсь жить! Я так хочу все успеть!» – жажда жизни. Тут авария как тормоз. А, может быть, немножко темп снизить? Есть такое понятие - «автоцид», когда человек за рулем может покончить с жизнью. Например, он садится за руль и въезжает в столб со всего маха. Это может быть осознанно, а может быть и нет. Все индивидуально. В случае повторения аварий надо задаться вопросом: «Что я такого делаю, чтобы попадать в катастрофы?» Только сам человек может ответить на этот вопрос.

- Насколько, с точки зрения психологии, оправдано утверждение: «Женщина за рулем – повышенный источник опасности»?

- Я знаю две точки зрения. Одна из них состоит в том, что женщины попадают в аварии гораздо чаще мужчин. Есть и противоположная точка зрения: женщины аккуратнее водят машину. Могу сказать про себя. Иногда я езжу очень невнимательно, а иногда могу быть примерным водителем: ехать 60 километров в час, пропуская пешеходов. Мужчины и женщины - это единство и борьба противоположностей, которая есть всегда (смеется). На стиле вождения больше отражаются личностные особенности, а не полоролевые отличия. Например, человек включает сигнал поворота, а маневр не совершает. Что это? Неуверенность? Хулиганство? Рассеянность? Поэтому я бы не стала утверждать, что женщина за рулем – повышенный источник опасности. Все относительно.

- С каким настроем лучше всего ездить по городу?

- Для меня главный принцип поведения на дороге - уважение к людям, которые двигаются рядом, и ответственность за то, как я себя веду. Если двигаешься с большей скоростью, значит, берешь на себя дополнительную ответственность. А настроение… главное, чтобы вы им управляли, а не оно вами.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter