Все новости
Все новости

Ирина Кубаевская, замдиректора челябинского отделения компании «Росгосстрах»: «Ушедший год показал нам массу несовершенств закона об ОСАГО»

Больше половины средств, полученных компанией, были возвращены клиентамНемногие знают, что выплаты производятся не за факт травмы, а как возмещение расходов на лечениеПри проведении любой независимой экспертизы необходимо уведомить об этом страховую компа

ds

Поделиться

Полтора года назад был принят закон об ОСАГО. Первые шесть месяцев водителям предлагали добровольно застраховать свою ответственность, но уже с января 2004 года эта процедура стала обязательной для всех. Прошел еще год, и сегодня можно отметить плюсы и минусы нового закона, решить, оправдал он себя или нет. О том, каким для челябинских водителей стал первый год езды «с полисом», мы сегодня разговариваем с Ириной Кубаевской, заместителем директора челябинского отделения компании «Росгосстрах».

– Ирина Анатольевна, как вы считаете, принятие закона об ОСАГО принесло пользу водителям?

– Я думаю, что польза все-таки есть. Впрочем, лучше обратиться к цифрам: за прошедший год полисы ОСАГО оформили 80% водителей. Из этого количества 40% – клиенты компании «Росгосстрах», которые за год внесли платежи на сумму 360 миллионов рублей. За это же время компания произвела выплаты на сумму более 180 миллионов рублей. То есть получается, что больше половины средств, полученных компанией, были возвращены клиентам. Выплаты были произведены более чем по 9000 случаев, а это означает, что почти десяти тысячам водителей не пришлось самостоятельно искать средства на возмещение ущерба пострадавшим.

– За прошедший год в законе были найдены недостатки?

– Да, к сожалению, этот год показал нам массу несовершенств нового закона. Главной проблемой остается получение документов. Иногда человеку для того, чтобы получить 3000 рублей, приходится выстаивать несколько огромных очередей в ГИБДД и в страховой компании. В зимний период, когда количество ДТП резко увеличилось, количество посетителей в челябинском центре урегулирования убытков нашей компании достигало 100 человек в день. Естественно, это стоило людям нервов. Кроме того, есть проблема в получении средств в тех случаях, когда нанесен ущерб жизни или здоровью людей. Немногие знают, что сумма выплат в этих случаях определяется документами, подтверждающими расходы на лечение. Выплаты производятся не за факт травмы, а именно как возмещение расходов. В законе, к сожалению, об этом не упоминается, а страховая компания не может просто так отдавать деньги, ведь ей тоже необходимо отчитываться за каждый потраченный рубль.

– Но если человек подтвердит справками все убытки, которые он понес в результате травмы, значит ли это, что он получит все деньги назад?

– Совсем недавно у нас был такой случай: один из наших клиентов попал в аварию. Он не получил травм, но от нервного потрясения перенес инфаркт. После того, как он принес нам заключение врачей, в котором аргументированно объяснялось, что причина инфаркта – пережитое ДТП, компания возместила ему все расходы на лечение и медикаменты. Так что это вполне реально, просто нужны доказательства.

– А бывали случаи, когда люди получали денег меньше, чем тратили на лечение или похороны?

– К сожалению, иногда бывали. Просто сегодня не все знают о необходимости собирать каждую справку, каждый чек и представлять их в качестве доказательств. В результате некоторые клиенты оказывались бессильны перед законом, и компания, в свою очередь, не могла им помочь. Поначалу я переживала за каждого такого клиента, но потом характер пришлось закалять: все-таки это работа.

– А если все участники ДТП целы и невредимы, а пострадали лишь автомобили? В последнее время появились споры о том, кому же отдавать автомобили для оценки ущерба: специалистам страховой компании или независимым экспертам…

– Я бы рекомендовала водителям обращаться в страховую компанию и только в тех случаях, когда они не согласны с решением экспертизы, обращаться к независимым экспертам. Главное – нужно помнить о том, что при проведении любой независимой экспертизы необходимо уведомить об этом страховую компанию. Без такого уведомления решение эксперта может быть признано недействительным. И еще не нужно забывать о том, что страховая компания вправе оспорить решение независимого эксперта в суде.

– Обратимся еще раз к слухам: в последнее время часто приходится слышать разговоры о том, что, возможно, скоро разбор происшествий, в которых нет пострадавших, будет проводиться без участия сотрудников ГИБДД. Какое ваше мнение на этот счет?

– В целом эта идея неплохая. Но дело в том, что если это и войдет в жизнь, то будет определена сумма ущерба, в рамках которой водители будут вправе разбираться самостоятельно, без участия инспекторов ГИБДД. И в результате может получиться так: водители решат, что повреждено одно крыло автомобиля, а эксперт позже выяснит более глубокие повреждения, и в результате ущерб превысит обозначенную сумму. Кроме того, это дает простор для развития мошенничества: двое знакомых могут просто договориться и представить повреждения на двух автомобилях как следствие одного ДТП, а полученную компенсацию просто поделить пополам. Кстати, по оценкам экспертов, на Западе более 30% выплат производится по случаям, которые на самом деле являются результатом мошенничества. Боюсь, как бы в этом случае нам не пришлось столкнуться с тем же самым.

– Кстати, о мошенничестве. Как быть с водителями, которые, скрывая участие в ДТП, оформляют полисы на новый срок в других компаниях?

– К сожалению, сегодня страховые компании в этом случае оказываются бессильны. Мы можем проконтролировать участие водителя в ДТП, только если он приходит оформлять полис на новый срок вновь в нашу компанию. Если же он ранее был застрахован в другой компании, мы ничего сделать не можем. Эту проблему сможет решить только создание единой базы данных всех страховых компаний.

– Ирина Анатольевна, вы, наверное, уже не раз слышали распространенную фразу: «Водители попавших в ДТП автомобилей обмениваются визитками страховых компаний и разъезжаются по домам». Вы верите в такое «светлое будущее» российского ОСАГО?

– Вы знаете, я верю. И так будет. Просто для этого необходимо четкое и честное соблюдение водителями всех тонкостей страхового процесса: от перехода из одной компании в другую, когда водитель будет приносить с собой справку о всех пережитых авариях, до самого оформления ДТП. А вот этого, боюсь, ждать придется еще долго. Но, кстати, полтора года назад мы все опасались самого закона об ОСАГО, а сегодня он работает. И главное, что люди не только не боятся оформлять полисы, но и получают выплаты по ним. Так что, я думаю, если мы сегодня не остановимся на достигнутом, то завтра разбирать ДТП мы будем именно так: грамотно и цивилизованно.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter