Рынок страхования развивается в последние годы очень динамично. Появляются новые компании, растет число клиентов, страховых агентов, увеличиваются и суммы выплат. Недавно челябинский филиал ОАО «Военно-страховая компания» осуществил выплату в связи с хищением груза. Страховое возмещение в размере 1 миллиона 121 тысячи рублей получила коммерческая фирма, владеющая известным челябинским брендом. За комментариями мы обратились к директору Челябинского филиала ОАО «ВСК» Сергею Михайлович Лопаткину.
– Сергей Михайлович, расскажите подробнее об этом случае…
– Крупный поставщик автомобильных шин в Челябинском регионе страхует в нашей компании уже несколько лет имущество, товарные запасы, автотранспорт, а также грузы, которые доставляются в Челябинск автомобильным транспортом. В связи с большим объемом перевозок – в неделю оформляется 3-4 декларации – мы заключили со страхователем Генеральный договор страхования грузов. Эта форма договора удобна в первую очередь для клиента, так как позволяет оплачивать страховку не каждой перевозки в отдельности, а перевести расчеты со страховой компанией в систему плановых ежемесячных платежей. Да и тариф в этом случае льготный.
В сентябре этого года перевозчик, услугами которого постоянно пользуется наш страхователь, заключил договор с индивидуальным предпринимателем, не проверив его документы. Последний, получив автошины на предприятии-производителе, скрылся вместе с транспортным средством и грузом.
– Представляю, как чувствовал себя страхователь…
– Руководству этой компании не пришлось долго беспокоиться. В конце ноября, получив все необходимые документы из органов внутренних дел, мы выплатили страхователю ущерб в размере стоимости пропавшего груза.
– Клиенты вашей компании часто пользуются этой услугой – страхованием грузов?
– Страхование грузов является одним из наиболее динамично развивающихся видов страхования. Пока в портфеле филиала он занимает только 3%, однако за последние 3 года достигнуты такие результаты: в 2003 году заключено 119 договоров со страховой суммой 660 миллионов рублей, в 2004 году – 142 договора и 1,27 миллиарда рублей, в 2005 году – 235 договоров и 2 миллиарда рублей. Причем растет количество договоров по страхованию и экспортно-импортных грузов и грузов, перевозимых по территории России.
– С чем связан такой стремительный рост?
– Причин роста несколько. Прежде всего, это стоимость страхования, которая постоянно снижается. Сейчас она примерно в 3-4 раза ниже, чем была в 2000 году и в среднем составляет 0,2-0,3% от стоимости груза. Страховщики снижают тарифы вследствие растущей конкуренции (в 2004 году на этом рынке действовало 87 компаний, на 24 больше, чем в 2002 году). Также на уменьшение тарифов влияет снижение общего уровня криминогенности в стране, улучшение качества дорог, рост материально-технической базы и профессионализма перевозчиков. Хочу только подчеркнуть, что риски были, есть и будут. В качестве доказательства приведу следующий пример. Челябинская фирма – одна из лидеров продаж электробытовой техники – регулярно страхует перевозки в московском филиале «ВСК». Объемы перевозок грузов очень значительны и, как следствие, полный «букет» страховых событий. Зимой – перевернутая фура и частичное повреждение груза, летом – неизвестные на ходу запрыгнули на машину, потом вырезали брезентовый тент и украли более сотни единиц техники в упаковке, сбрасывая товар на ходу, а осенью, опять же запрыгнув на ходу, преступники захватили и увели машину с водителем, которого потом нашли в лесу, привязанным к дереву. Кто после этого скажет, что сериал про дальнобойщиков придумали?
– Наш регион можно считать опасным для грузоперевозок?
– Все три события, которые я только что перечислил, объединяет то, что они произошли в Уральских горах. На сегодняшний день, по мнению специалистов департамента страхования грузов «ВСК», Уральский регион считается очень опасным.
– Чем еще, кроме снижающейся стоимости, страхование грузов привлекает клиентов?
– Во-первых, тем, что расходы по страхованию грузов относятся на себестоимость продукции. Сейчас эта норма вписана во вторую часть Налогового кодекса.
Во-вторых, «ВСК» имеет одну из наиболее разветвленных среди страховых компаний филиальную сеть. Если в дороге что-либо случится, необходимо, чтобы к месту происшествия как можно скорее прибыл независимый эксперт или аварийный комиссар. Желательно, чтобы филиалы страховщика располагались на маршруте следования груза, при этом номера их телефонов обязательно должны быть и у компании-перевозчика, и у водителя. С 2003 года, после введения в действие ОСАГО, в «ВСК» создан «Call-центр». Благодаря этому непринятый звонок в любом филиале (например, в ночное время) переключается на круглосуточную диспетчерскую службу «ВСК», и страхователь получает необходимые рекомендации. В компании существуют примеры, когда филиалы, находящиеся на пути следования, помогали запасным автотранспортом, грузчиками, складскими помещениями.
И последнее. Страхование грузов является одним из самых сложных видов. Заключая каждый новый договор, специалист тоже учится, приобретает опыт и может многое подсказать грузовладельцу. В Челябинском филиале «ВСК» более 10 лет работает коллектив профессионалов, имеющих большой опыт, в том числе и по страхованию грузов. Страховщики любят говорить, что в России низкая культура страхования. Кому как не нам повышать эту культуру?
– Сергей Михайлович, через неделю наступит Новый год. Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех наших клиентов и партнеров с Новым годом и Рождеством Христовым. От всей души желаю, чтобы в ваших домах всегда царили тепло и уют, чтобы ваш бизнес процветал, чтобы в любых жизненных ситуациях рядом с вами были люди, готовые предложить вам свою поддержку.
Адрес Челябинского филиала «ВСК»:
г.Челябинск, ул.Энтузиастов, 2, 1 этаж,
тел.263-85-79, 263-34-62