Вы только послушайте: «Ради безопасности мы ограничили скорость автомобиля на уровне 320 км/час с помощью электроники»… Эта фраза на полном серьезе напечатана в пресс-релизе нового Carlsson Aigner CK65, построенного на базе и без того неслабого Mercedes-Benz CL65 AMG. Господа из Carlsson, разве вы не заметили стилистической ошибки: слова «безопасность», «автомобиль» и «320 км/час» плохо сочетаются друг с другом? Но речь идет о купе мощностью 720 л.с., способном разогнаться до 370 км/час, так что спасибо и на этом.
Одной из тенденций Франкфуртского автосалона стала неприкрытая гонка за лошадиными силами. Новинок, способных за 15 минут драйва спалить недельную норму топлива городского автомобиля, было много, даже слишком много. У некоторых производителей одержимость мощностью проявлялась в весьма клинических формах.
Ну кому придет в голову вводить параметр для оценки удельной мощности, приходящейся на единицу… объема багажника? Но это стало предметом гордости для AC Schnitzer, которая вживила в универсал BMW третьей серии форсированный мотор от BMW M5/M6, достигнув результата 1,1 л.с./литр. Это позволило опередить заряженный универсал Mercedes-Benz C63 AMG, который имеет лишь 0,94 л.с./литр. На самом деле, показатель совершенно глуп, потому что у автомобиля с мотором в 1 л.с., но без багажника, он вообще будет равен бесконечности. Но чего не придумаешь, чтобы опередить конкурента? В более привычных понятиях C63 AMG Estate развивает 457 л.с., а «сарай» от Schnitzer все 552 л.с.
Но и это не предел, даже для универсалов. Audi показала RS6, багажник которого при сложенных сиденьях способен вмещать 1 660 литров груза, а мощность составляет 580 л.с. И это не плод творческих сублимаций тюнингеров, а вполне серийный Audi, который появится у дилеров весной будущего года. Можно спорить о проворности двухтонного универсала, но на прямой он неудержим: например, разгон до 200 км/час занимает менее 15 секунд, что на полторы секунды быстрее, чем Audi R8.
Апогеем битвы за лошадиные силы можно назвать творение Brabus. Если Carlsson снабдил 720-сильным мотором большое купе CL, то Brabus умудрился вживить в кузов С-класса 12-цилиндровый би-турбомотор такой же мощности. Тяга настолько безумная, что даже усиленная трансмиссия не способна выдержать 1300 Н*м крутящего момента, поэтому электроника ограничивает его на уровне 1100 Н*м. Но даже это больше, чем у некоторых дизелей, которые устанавливают на КамАЗы. Если в 90-х безумным автомобилем считался Ferrari F40, то на фоне подобных суперуниверсалов блекнет даже он: скажем, до 200 км/час Brabus разгоняется на полсекунды быстрее – всего за 10,48 секунды! Ну а максимальная скорость более 360 км/час воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А ведь даже производители суперкаров гордятся машинами, которые входят в «клуб 320 км/час и выше».
В чем смысл этой одержимости? Если посмотреть на жизнь без иллюзий, такая мощность не только не нужна, она просто опасна. Вдумайтесь: за полчаса работы на режиме максимальной мощности Brabus Bullit выделяет энергию, достаточную для превращения самого себя в лужу расплавленного металла. Несложно представить, с какой легкостью он обратит даже самый термостойкие покрышки в пепел, сцепление – в набор обуглившихся деталей, а кузов – в использованную заклепку.
Но смысл в другом. Автосалоны – это своего рода реслинг, где нужно не только уложить соперника, но сделать это эффектно. А мощность играет роль дубовой палицы, которой конкуренты размахивают друг у друга перед носом, демонстрируя превосходство. Может быть, 720 л.с. совершенно излишни для Mercedes-Benz C-класса, но это не умаляет талантов его создателей: им пришлось не только уместить под капотом «цешки» 6,3-литровый мотор, но решить все проблемы с его охлаждением, состыковать с коробкой, создать трансмиссию, которая не загнется от такой тяги. Так что Brabus Bullit – несомненный шедевр, пусть и страдающий от гипердинамии.
Мощность двигателя – это зеркало, отражающее могущество самой компании. Не презентуй Audi умопомрачительный RS6, ее стенд мог бы остаться без внимания автогруманов. Игра мускулами позволяет не затеряться на фоне полноценных спорт- и суперкаров: разве не забавно, что серийный универсал Audi мощнее самого ядреного Porsche?
А вот сами производители спорткаров мощностной лихорадкой не страдают – у них другие идеалы. Например, Ferrari представила самую быструю версию модели F430 под названием Scuderia, которую презентовал сам Михаэль Шумахер. И что? Мощность двигателя увеличена на жалкие 20 л.с. – до 510 л.с. Оно и понятно, хорошую машину от плохой отличает не разница в количестве лошадей. Зато массу автомобиля удалось снизить до впечатляющих 1250 кг: некоторые городские хэтчи весят больше. Удельная мощность достигла 408 л.с., и на гоночном треке Scuderia, оснащенная самой быстрой в мире коробкой передач (время переключения 0,06 сек), наверняка быстрее многих 700-сильных седанов. Как видите, Ferrari тоже исповедует культ мощности, но в менее навязчивой форме. Впрочем, для любителей «лошадей» тюнеры Ferrari предлагают спецмодели. Скажем, недавно показанный Novitec TuNero имеет 4,3-литровый мотор, форсированный до 707 л.с., что позволяет F430 разгонятся до 348 км/час.
Porsche представила во Франкфурте Porsche 911 GT2 – самую быструю модель поколения 997. Однако по меркам сегодняшнего дня ее мощность скромна – «всего-то» 530 л.с. Если прогресс пойдет нынешними темпами, лет через пять такую дурь будут иметь Audi A3. Хотя Porsche никогда не гналась за сверхмощностями, предпочитая добиваться гармоничности конструкции. В этом смысле 530 «поршевских» л.с. гораздо ценнее 700 или даже 1000 «коней», задыхающихся в тесном подкапотном пространстве седана или универсала. Так, за базу для нового спорткара выбрали шасси GT3, которое приспособлено для свехскоростной езды даже лучше, чем шасси версии Turbo. GT2 оснащается керамическими тормозами, фирменной системой PASM (адаптивной подвеской), PSM (системой стабилизации) и системой контроля при старте. Другими словами, Porsche позаботилась о том, чтобы каждая из 530 л.с. работала на пользу драйва, тогда как у суперзаряженных седанов и универсалов реализовать весь потенциал можно лишь в сухую погоду на пустынном прямом шоссе.
К гонке мощностей стоит относится с долей иронии: как и любая гонка, она является немного шоу, немного бизнесом. С другой стороны, ни одна из описанных в статье новинок не является «лабораторной крысой» – очень скоро все эти суперседаны, мегауниверсалы и сверхкупе появятся на улицах городов, повергая окружающих в шок. Правда чаще не динамикой разгона, а видом, звуком и рассказами хозяина о стоимости авто после уплаты налогов.