Вопрос цены на топливо волнует почти всех автомобилистов, и немудрено – из эксплуатационных расходов на автомобиль (шины, техобслуживание, ремонты) одним из главных пунктов являются именно расходы на топливо. С появлением высокотехнологичных двигателей появился и другой повод для озабоченности – качество топлива.
Мы побеседовали со специалистом по топливному рынку, директором ЧФ ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» Денисом Рушаниным, который объяснил особенности российского ценообразования на топливо, сделал некоторые прогнозы и рассказал о возможностях сэкономить на топливе за счет использования системы скидок компании «ЛУКОЙЛ».
– Денис Владимирович, насколько, по-вашему, оправдано, что стоимость автомобильного топлива в России выше, чем в других нефтедобывающих странах, и сопоставима с таковой в нефтедефицитных Соединенных Штатах?
– В странах Ближнего Востока, как известно, сохраняются государственные дотации на бензин и благодаря этому цены на стелах значительно ниже российских. Однако во многих странах уже введено нормированное потребление, то есть часть бензина отпускается по льготной цене, а далее по рыночной стоимости со всеми вытекающими последствиями: черный рынок топлива, огромные очереди и т.д. Вспомните, мы проходили это в начале 90-х: с одной стороны, низкие цены на ГСМ, с другой – километровые очереди и перекупщики, продающие из канистр неизвестно что по диким ценам. Рыночные законы нельзя обмануть, и со временем все становится на свои места.
Сравнивая наши цены с ценами США, хотелось бы процитировать вице-президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Леонида Федуна: «Если средняя налоговая нагрузка на бензин в США составляет порядка 30%, то у нас она превышает 70% . Наше государство может и девяносто сделать – цена будет еще выше… У нас сегодня более 60% нефтепереработки принадлежит государству, поэтому оно должно само с собой разбираться, почему цены на бензин растут, а не искать региональных монополистов».
– От чего зависит розничная цена на автомобильное топливо?
– На розничную цену бензина сильное влияние оказывают мировые цены на нефть. Россия давно является членом мирового экономического сообщества. А рыночные механизмы так устроены, что товар стремится туда, где более высокие цены. В этом движении его не остановить никакими преградами, лазейка всегда будет найдена. То же самое можно сказать и по поводу существования разных цен на внутреннем и внешнем рынках.
Стоит также учесть, что стоимость сырой нефти на 30–40 процентов состоит из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), прибавьте сюда 18 процентов НДС. Затраты на добычу, транспортировку, переработку, реализацию нефтепродуктов в сумме составляют не более 30 процентов в цене конечного продукта. Вот почему главным акционером в любой нефтяной компании РФ, независимо от формы собственности, следует считать государство. Оно совершенно справедливо получает основную долю доходов от реализации углеводородного сырья.
– Какие факторы в первую очередь провоцируют повышение цен на топливо?
– Главный фактор ценовой конъюнктуры – соотношение между спросом и предложением. Поднялись мировые цены на нефть – следует мгновенная реакция экспортеров нефти. Оказались на голодном пайке отечественные переработчики – жди дефицита нефтепродуктов, а значит, и роста цен на внутреннем рынке. Это объективные экономические факторы, пренебрегать которыми никто не может себе позволить.
В этой связи вызывают недоумение некоторые комментарии по поводу возможного строительства в Челябинской области нефтеперерабатывающего завода. С точки зрения привлечения инвестиций, развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест – это огромное благо. Однако ожидать, что с пуском завода цены на бензин в Челябинской области будут ниже, чем в Свердловской, было бы наивно. Ведь измениться могут только расходы на транспортировку нефтепродуктов от НПЗ до АЗС. В конечной цене продукта они не превышают одного процента.
– Нередко высказываются обвинения в картельном сговоре между производителями топлива. При формировании цены учитываются интересы конкурентов?
– За 2007 год розничные цены на нефтепродукты «ЛУКОЙЛ» повысились в среднем на 11 процентов. Максимальный рост показало дизельное топливо – 21,39%, минимальный – самый распространенный бензин АИ– 92 (7,44%). Для нас самым обидным было повышение розничных цен на 20 копеек в июле прошлого года. В данном случае выполнялось предписание государственного органа – челябинского управления Федеральной антимонопольной службы. Оно посчитало одинаковые ценники на АЗС Челябинской области следствием «ценового сговора» операторов розничных продаж и потребовало «прекратить согласованные действия, направленные на поддержание на одном уровне розничных цен». Пришлось подчиниться…
Я сам потребитель и понимаю, как болезненно воспринимается смена ценников. И все-таки позволю себе заметить, что 11% – это величина, которая почти укладывается в цифру официальной инфляции 2007 года. На фоне взлетевших в заоблачные выси цен на хлеб, масло, молоко, услуги ЖКХ мы выглядим примерными учениками. Что касается «ценового сговора» между операторами продаж нефтепродуктов, в это может поверить только далекий от реальности человек. У «ЛУКОЙЛа» нет необходимости договариваться с другими продавцами, мы можем позволить себе работать совершенно самостоятельно.
Если посмотреть, то у нас и хлеб стоит примерно одинаково, хотя производят его разные предприятия. То же можно сказать и про сахар, и про молоко. Почему в одном случае действие объективных рыночных факторов не вызывает вопросов, а в другом это называют «сговором»?!
– Ожидается ли дальнейший рост цен на топливо?
– Если говорить о прогнозе на 2008 год, потрясений, по моему мнению, не ожидается. Исторические максимумы цены на нефть в 100 $ за баррель уже состоялись. Даже если Америка благополучно справится с рецессией своей экономики, ажиотажного спроса на углеводороды эксперты не прогнозируют. А если нефть не будет расти галопирующими темпами, то можно говорить о стабильности и в экономике в целом.
Как заправляться дешевле?
– Денис Владимирович, какое отношение компания «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» имеет к компании «ЛУКОЙЛ»?
– ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» – дочерняя компания ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Банк «Петрокоммерц», основана в 1999 году. Наша компания обеспечивает функционирование и развитие системы «ЛИКАРД» (сокращенное название от «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»), то есть осуществляет обслуживание клиентов, приобретающих ГСМ по топливным картам системы на АЗС «ЛУКОЙЛ» в России и за рубежом. Карты системы «ЛИКАРД» принимаются на почти трех тысячах АЗС в 72 регионах России, а также на АЗС «ЛУКОЙЛ» на территориях Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Финляндии и Польши. С февраля 2008 начался прием топливных карт на АЗС «ЛУКОЙЛ» в Венгерской Республике.
Система «ЛИКАРД» – успешный пример развития бизнеса от небольшого регионального проекта до крупнейшей межрегиональной и международной системы учета отпуска нефтепродуктов на АЗС.
– Для чего предназначены карты системы «ЛИКАРД»?
– Сегодня компания ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» предлагает клиентам топливные карты и карты лояльности (дисконтные и бонусные), причем есть карты, разработанные как для юридических, так и для физических лиц.
Топливные карты предназначены для юридических лиц, располагающих собственным автопарком. Они позволяют оплачивать горючее по безналичному расчету на всех АЗС, входящих в систему «ЛИКАРД» в России и за рубежом. Отсутствие наличных средств, которые водители могут потерять, контроль за расходом топлива в пути, возможность всегда запросить распечатку о движении операции по карте, возмещение НДС – это далеко не все плюсы, которые мы предоставляем своим клиентам.
Для клиентов физических лиц существуют дисконтные карты, которые позволяют приобретать нефтепродукты, товары и услуги на АЗС «ЛУКОЙЛ» со скидкой.
Сегодня система «ЛИКАРД» – это свыше 325 тысяч топливных карт «ЛУКОЙЛ» и около 2,5 млн карт лояльности в обращении.
В Челябинской области обслуживанием клиентов и обеспечением процессинговых услуг по указанным видам карт занимается наш филиал, которому исполнилось восемь лет. За эти годы клиентами «ЛИКАРД» в Челябинской области стали более трех тысяч юридических лиц.
Заключить договоры на обслуживание, а также приобрести топливные и дисконтные карты «ЛИКАРД» можно в четырнадцати агентствах обслуживания клиентов в Челябинске, Кургане, Магнитогорске, Южноуральске, Златоусте, Миассе, Аше, Кыштыме.
Кроме того, дисконтную карту можно приобрести в магазинах на АЗС «ЛУКОЙЛ» и в головном офисе «ЛИКАРД» по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская, д. 97, корп. Б. Также продвижением совместной карты занимаются наши партнеры – ЦТ «Молния».
– «ЛУКОЙЛ» является лидером среди челябинских автозаправочных сетей?
– Да, так сложилось исторически. В 1994 году «ЛУКОЙЛ» приобрел предприятие «Челябнефтепродукт», которому принадлежало более 200 АЗС и более десятка нефтебаз. В результате программ оптимизации нефтебазового хозяйства нерентабельные станции были либо законсервированы, либо переданы в аренду.
На сегодня в собственной эксплуатации Челябинского филиала «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» находится 100 АЗС, еще 76 заправок по причине низкой эффективности сданы в аренду коммерсантам.
Фактически по количеству АЗС и по уровню розничных продаж «ЛУКОЙЛ» является лидером в нашей области, так как следующая по размеру сеть заправочных станций насчитывает не более 50 АЗС. Но в нашей области очень много автозаправочных фирм, которым принадлежит от одной до пяти станций.
Общее количество заправочных станций всех участников розничного рынка на территории Челябинской области составляет 650 единиц. Нетрудно подсчитать, что доля «ЛУКОЙЛА» на Челябинском розничном рынке составляет 27%, а без учета АЗС, переданных в аренду и вовсе 15%. Поэтому всегда странно слушать безосновательные рассуждения нашей антимонопольной службы о монополизации розничного рынка Южного Урала.
Что заливаем?
– Насколько качественным является топливо на челябинских заправках «ЛУКОЙЛ»? Допустимо ли его длительное применение в бензиновых моторах с непосредственным впрыском бензина и современных дизелях?
– Напомню, что в 2005 году компания «ЛУКОЙЛ» первой вышла на рынок с принципиально новым видом дизельного топлива «ЛУКОЙЛ Евро 4» Это совершенно новый продукт с повышенным цетановым числом и почти нулевым содержанием серы – до 0,005%. В состав «ЛУКОЙЛ Евро 4» введены цетаноповышающие, противоизносные и депрессорные присадки. Также используются присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива.
На практике использование дизельного топлива стандарта Евро 4 имеет ощутимые преимущества. Во-первых, срок смены моторного масла увеличивается в два-три раза: скажем, на российском дизельном топливе принят срок смены масла до 20 000 км пробега, то при работе на малосернистом топливе – 45 000–60 000 км. Реальный расход масла снижается в полтора раза, а низкое содержание вредных примесей в топливе увеличивает ресурс топливной аппаратуры двигателя. Во-вторых, за счет снижения выбросов вредных частиц увеличивается долговечность сажевых фильтров. При использовании топлива Евро 4 выбросы соединений азота уменьшаются более чем на 50%, выбросы вредных частиц – на 75%. Новое топливо в полной мере соответствует действующим в странах Евросоюза экологическим стандартам по выбросу в атмосферу углекислого газа и углеводородов.
– Предлагает ли «ЛУКОЙЛ» новые виды продуктов?
– В феврале 2008 года в Челябинскую область поступила первая партия бензина АИ–95, соответствующего стандарту качества Евро 3. В марте мы получим бензин Аи–92 с приставкой Евро 3. Это моторное топливо ориентировано на владельцев современных импортных автомобилей, которых на дорогах становится все больше и больше. Также в марте мы ожидаем поступления с завода «ЛУКОЙЛ – Пермьнефтеоргсинтез» еще одной новинки – топлива с очищающими свойствами. Оно пойдет в реализацию под брендом «Экто». Этот продукт соответствует самым жестким требованиям стран Европейского союза по экологии и техническим параметрам автопроизводителей. Что касается отечественных ГОСТов, требований которых придерживаются пока еще очень многие переработчики, – они безнадежно устарели.
В фармацевтике производство лекарств, которые не лечат, а калечат, считается невозможным. В отечественной нефтепереработке поток некачественных продуктов, убивающих и автомобиль, и окружающую природу, к сожалению, все еще остается преобладающим.