Пешеходы – самые распространенные и самые уязвимые жертвы ДТП. Это знают все, но не все понимают, сколько трагедий стоит за этими словам.
Из рассказа автомобилиста, пожелавшего остаться неизвестным: «Ночь. Дорога по две полосы в обоих направлениях разделена железным отбойником, небольшая низина. По правой полосе идут фуры и «газельки», я еду по левой где-то 90–100 км/ч на ближнем свете, так как идет встречняк. В свете фар на мгновение показывается силуэт человека, идущего посередине полосы мне навстречу. Резко торможу, уходя немного влево, сбиваю его правой стороной машины, задеваю отбойник и машину разворачивает поперек дороги. Сразу же с женой выбегаем из машины и вынимаем детей с заднего сидения (они спали всю дорогу), подбегают водилы остановившегося КамАЗа и «Газели». Отправляю детей и жену на «Газели» домой, сам ставлю знак аварийной остановки, отдаю сотик, чтобы вызвали 03, 02... Машину не трогаю, вообще ничего не трогаю... Через 10 минут приезжают гайцы и скорая, забрают мужика. Все померили, составили карту ДТП, поехали на медицинскую экспертизу – алкоголь у меня по нулям, после этого отдали все документы, записали все мои координаты, и я без лобовухи с помятой крышей поехал домой. Потом по телефону узнал, что мужик скончался в больнице».
Типичный сценарий наезда на пешехода примерно такой. Вечер. Час пик. Все устали и хотят домой. На перекрестке десяток пешеходов ждут зеленый сигнал. К перекрестку несется автомобиль, спешащий завершить маневр. Загорается зеленый, но пешеходы видят автомобиль и пропускают его. Неожиданно из толпы выскакивает запыхавшаяся женщина, и, не глядя по сторонам, несется наискокок к троллейбусу. Далее все происходит очень быстро, но такие картинки трудно забыть – скрип тормозов, попытка уйти в сторону... Но скорость велика, и пешеход, словно безвольная кукла, отлетает в сторону. Диагноз – черепно-мозговая травма и многочисленные ушибы.
А вот другой пример: «Вчера возвращался с работы домой, подъезжаю к перекрестку: горит красный. До перекрестка метров 30, скорость – 40 км/ч. Вижу пешехода, который начал переходить дорогу с моей стороны. Включается зеленый. Потихоньку оттормаживаю, чтобы пропустить пешехода. Он уже начал переходить встречку. Вдруг по встречке откуда-то вылетает машина и на скорости где-то 90–100 км/ч сбивает его. Пешеход летит в мою сторону и падает перед машиной. Паника!!! Ребята, куда вы все торопитесь?!»
Не сигналь – тормози!
Еженедельно в Челябинске получают травмы различной степени тяжести порядка 17 пешеходов, одна жизнь обрывается окончательно. Все случаи наезда на пешехода можно поделить на две группы: аварии на пешеходных переходах и за их пределами.
ДТП на пешеходном переходе случаются, когда водитель не реагирует на пешеходов и мчится, не сбавляя скорость. Похожая авария произошла в нашем городе в феврале этого года. Женщина переходила улицу на зеленый сигнал. Обзор дороги загораживал остановившийся близко к пешеходному переходу троллейбус. Из-за троллейбуса с соседней полосы на высокой скорости вылетел автомобиль Audi. Женщину-пешехода увезли в больницу в тяжелом состоянии без сознания.
23 октября 2007 года в районе улицы Черкасской водитель «Волги» за долю секунды оборвал жизнь 5-месячного ребенка и изувечил еще четверых пешеходов. Стоит заметить, что пешеходы шли на разрещающий сигнал, для «Волги» горел красный, однако неопытный 18-летний водитель, по словам очевидцев, ехал совершенно неадекватно.
Нередки ситуации, когда пешеходы пересекают улицы в неположенных местах, и так безграмотно, что у водителя не остается ни малейшего шанса избежать столкновения. Кстати, по статистике, в большинстве подобных аварий виноваты сами пешеходы.
Однако, согласно нашему законодательству, автомобиль – это средство повышенной опасности, поэтому водитель несет ответственность даже в случае, если пешеход выскочил на дорогу неожиданным образом. Согласно п. 10.1 правил дорожного движения, «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Другими словами, если свидетели подтвердят, что водитель лишь сигналил «неправильному» пешеходу или пытался объехать его, не снижая скорости, водитель понесет ответственность.
Внезапное появление пешехода создает большую опасность не только для него самого. Нередко, стараясь сделать спасительный маневр, водитель теряет контроль над автомобилем и оказывается в кювете или на встречной полосе, поэтому если водитель все же успеет нажать на педаль, то машину вполне может занести на встречную полосу – тогда количество участников и пострадавших в таких ДТП многократно возрастает.
Группы риска
В группу риска попадают три группы населения: пожилые люди, нетрезвые пешеходы и дети.
Бабушки и дедушки часто выходят на проезжую часть, не убедившись в безопасности движения, а когда замечают автомобиль, начинают метаться и бежать обратно на тротуар. Данная категория пешеходов плохо ориентируется в пространстве и не в состоянии правильно оценить скорость приближающегося автомобиля и расстояние до него. Любителей сигналить предостерегаем – стресс, вызванный неожиданным и громким сигналом, может привести к сердечному приступу. Завидев подозрительную старушку, лучше всего притормозить или остановиться, убедившись, что она видит автомобиль.
Нетрезвые пешеходы могут появиться практчески везде, даже на оживленной шестиполосной магистрали. Бытует мнение, что пьяный человек расслаблен, и поэтому при ДТП получает меньше травм. Это так, но не стоит преувеличивать «гуттаперчивость» поддатых пешеходов – все мы смертны.
Наконец, водители должны иметь в виду детей, которые по своей природе весьма непредсказуемы, и, кроме того, передвигаются значительно быстрее пенсионеров и алкоголиков. Дети неспособны реально оценивать ситуацию и распределять свое внимание на несколько объектов. Ошибочно полагать, что бегущий через дорогу ребенок, увидев автомобиль, остановится. Очень часто, вопреки здравому смысле он постарается достичь противоположной стороны улицы.
Помимо прочего, нередки случаи наезда на пешеходов, выходящих из-за стоящего общественного транспорта. Поэтому, приближаясь к остановке, водителю необходимо снизить скорость и быть готовым затормозить в любой момент. Кроме того, водитель обязан пропустить пассажиров, выходящих из трамвая попутного направления.
Кто виноват и что делать?
Что же делать, если вы сбили человека? Напоминаем п. 2.5. Правил дорожного движения РФ:
1. Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, а также не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
2. Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, или доставить на своем транспорте в ближайшее лечебное учреждение. В больнице необходимо сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.
3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.
4. Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.
Независимо от тяжести последствий аварии с наездом на пешехода, водитель транспортного средства получает сильнейший стресс, порой не отдавая себе отчет в дальнейших действиях. Считаем необходимым напомнить, что грозит водителю при невыполнении обязанностей в связи с ДТП, участником которого он является.
1. Штраф в размере одной тысячи рублей – за невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных в ПДД в аварийной ситуации.
2. Лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет – за оставление водителем места ДТП.
3. Лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет – за невыполнение водителем требования ПДД о запрете употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после аварии до проведения медосвидетельствования или его отмены.
В Челябинске за 3 месяца 2008 года произошло 225 подобных ДТП, из них 124 – по вине самих пешеходов. В результате аварий 11 человек погибло и 221 ранен. За аналогичной период прошлого года в 210 авариях с пешеходами 16 человек погибло и 204 получили травмы.
Кроме этого, водитель, скрывшийся с места ДТП и не оказавший помощи пострадавшему, может быть привлечен и к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности»:
«Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению... в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу... либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».
Если жертва ушла...
Особо стоит акцентировать внимание водителей на случаях, когда на пешеходе нет внешних повреждений, он слегка шокирован и отказывается ехать в больницу и ждать приезда милиции. В данных ситуациях не стоит покидать место ДТП, надеясь на благополучный финал. Известны случаи, когда после таких происшествий пешеходы добирались до дома со сломанными конечностями или ребрами, а потом обращались за медицинской помощью. Врачи же, действуя строго по инструкции, сообщают о таких травмах в органы внутренних дел, и тогда водитель, который даже предлагал доставить пешехода в больницу, предстает перед сотрудниками внутренних органов как злостный преступник, скрывшийся с места аварии.
«В любом случае водитель обязан сообщить в ГИБДД о случившемся и дождаться сотрудников милиции, даже если пострадавший пешеход покинул место ДТП, – говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД УВД г. Челябинска Андрей Казанцев. – В таких ситуациях сотрудниками ГИБДД также составляют материал о случившемся происшествии. Если же пострадавший пешеход впоследствии обратится в медучереждение, данная информация поступит в ГИБДД».
Помимо уголовной и административной ответственности, к водителю может быть применена и гражданско-правовая. Это означает, что пешеход, пострадавший в аварии, имеет полное право обратиться в суд с иском к водителю сбившего его автомобиля. Обычно истцы в этом случае требуют выплаты компенсации за материальный и моральный вред.
Материальная компенсация – это деньги, которые потратил гражданин в связи со своим лечением. Естественно, все затраты должны быть подтверждены документально.
Моральный вред – это физические и нравственные страдания, которые претерпел пострадавший. Размер этой компенсации определяет суд, исходя из фактических обстоятельств дела.
Благодарим отдел пропаганды безопасности дорожного движения за помощь в подготовке материала