Авто Трудности выбора: паркетник или легковушка?

Трудности выбора: паркетник или легковушка?

Как обычно, есть две противоборствующие точки зрения. Одна подразумевает, что легкие вседорожники (паркетники) – самый удобный для России класс автомобилей. Согласно второй, паркетники – порода искусственная, и спрос на них обусловлен закостенелостью созн

Редакционный материал

Как обычно, есть две противоборствующие точки зрения. Одна подразумевает, что легкие вседорожники (паркетники) – самый удобный для России класс автомобилей. Согласно второй, паркетники – порода искусственная, и спрос на них обусловлен закостенелостью сознания (мол, «джип» – это круто), а не реальными преимуществами.

Чтобы разобраться в вопросе, мы отправились на пикник. Честь легковых автомобилей защищал мой друг Антон на своем KIA Cerato, я же в качестве «оружия» выбрал паркетник KIA Sportage.

Знаете, сколько стоит паркетность? Если взять наиболее близкие комплектации обеих моделей, получается следующая картина. 2-литровый Cerato (143 л. с.) с механической коробкой и в хорошей комплектации (климат-контроль, продвинутая АБС, литые диски и т. д.) стоит 589 тысяч рублей. KIA Sportage с таким же силовым агрегатом стоит 789 тысяч рублей, однако дополнительно имеет боковые подушки и шторки безопасности, плюс систему стабилизации ESP. Таким образом, реальная разница между паркетником и седаном составляет примерно 170 тысяч рублей, или 28% цены Cerato. Немало, но что вы получаете за эти деньги? Полный привод, увеличенный дорожный просвет, более вместительный салон, королевскую посадку за рулем и имидж человека, который не считает последние копейки.

Только работает ли это все в реальности? Кто-то полагает, что на самом деле паркетники не проходимей легковушек, а автоматический полный привод немногим лучше «недопривода». Проверим.

Мы обратились в компанию «Автоальянс», где нам дали на тест 2-литровый дизельный Sportage мощностью 112 л. с. Cerato Антона был оснащен бензиновым мотором 1,6 литра (122 л. с.). В идеале надо было сравнивать двухлитровые бензиновые версии, зато мы смогли сопоставить бензиновый и дизельный моторы примерно равной мощности. Угадайте, кто оказался экономичнее: легкий бензиновый Cerato или полноприводный дизельный Sportage?

У обоих автомобилей были автоматические коробки передач, но Sportage имел более богатую комплектацию с люком, кожаным салоном, круиз-контролем, шестью подушками безопасности... Впрочем, разница в «удобствах» для нас не так принципиальна.

В городе

Есть люди, которые выбирают вседорожник исключительно ради высокой посадки за рулем. «Ме не нравится сидеть в нескольких сантиметрах от земли, поэтому езжу только на автомобилях повышенной проходимости», – сказал нам в интервью Владимир Спиридонов, который обожает внедорожники любых форматов. Раньше я относился к таким высказываниям скептически.

Но, как ни крути, а сидеть высоко удобно. Ты смотришь поверх голов, тебе проще оценивать серьезность выбоин, ты хорошо чувствуешь передний габарит.

Да и обзорность назад отличная – наружные зеркала у Sportage почти телевизионных размеров, и поставь такие на низкую легковушку, она станет похожа на лопоухого слона. А еще Sportage короче Cerato на 15 см, и параллельную парковку выполнять на нем гораздо проще.

Однако у Cerato свои плюсы. Он мощнее на 10 л. с., в предельных режимах разгоняется шустрее, но в городе расходует порядка 9–10 л/100 км, тогда как дизельный Sportage удивил нас аппетитом, потребляя порядка 12–13 л/100 км. Я всегда считал, что при сравнимой мощности дизель экономичнее бензинового мотора, и эта разница должна быть заметнее в городе, где моторы работают на частичных нагрузках. В чем причина аномалии? Возможно, в разных весовых категориях дуэлянтов: паркетник тянет на 1750 кг (с учетом массы опционного оборудования), тогда как Cerato весит 1350 кг. К тому же, Sportage вез на 130 кг больше пассажиров, так что имел общий весовой гандикап в полтонны. Добавьте к этому большую фронтальную площадь и чуть худший коэффициент аэродинамического сопротивления – результат вполне закономерен. Не ждите, что в эксплуатации паркетник будет не дороже легковушки, и это относится не только к расходам на топливо, но и к стоимости страховки, техобслуживания, запасных частей.

Разгоняется Sportage немного заунывно, с приглушенным тарахтением, зато дизель отлично тянет на любых оборотах, а коробка передач работает почти незаметно. «Разгон уверенный и неспешный, – констатирует Антон после пробной поездки. – В случае с Cerato приходится ждать, пока мотор раскочегарится до высоких оборотов, а дизельный Sportage набирает ход сразу. Ускорение не спортивное и не резкое, а именно уверенное, более того, очень предсказуемое».

Машины, подобные Sportage, не покупают для «отжига», поэтому ожидаешь от них мягкости подвесок и лимузинной плавности хода. Но на первых же рельсах Sportage отбил такую чечетку, что о сравнениях с лимузинами пришлось забыть. При проезде крупных неровностей Sportage более трясок и гулок, чем хотелось бы, и хотя это не доставляет особого дискомфорта, многие предпочтут подвеску, более индифферентную к дорожным сюрпризам.

По мере набора скорости Sportage становится податливее. По словам Антона, который ездил на Sportage более раннего года выпуска, наш автомобиль не гремел задней подвеской, что случалось на машинах, выпущенных до фейслифтинга.

На трассе

" src=

Перед пикником нужно как следует загрузить «трюмы» заготовками для шашлыка, углем и напитками. Как ни странно, багажник Cerato имеет большую погрузочную площадь, спасибо дополнительным 15 см длины. «Да, он довольно вместительный, – говорит Антон. – Задние спинки складываются, и как-то я возил рейки длиной 3 метра. У Sportage по форме багажник «хэтчевый», но, пожалуй, удобнее. Во-первых, он не уходит в глубь кузова, как у Cerato, что облегчает погрузку. Во-вторых, после складывания сидений образуется ровная погрузочная площадка с большим полезным объемом, а у Cerato салон соединен с багажником узким лазом – можно перевезти маленькую стиральную машину, но не более того».

Кстати, согласно паспортным данным, Sportage выигрывает у Cerato ощутимо: 667 литров против 450 литров при пятиместной конфигурации салона. А еще у Sportage можно открыть не всю заднюю дверь, а только стекло, чтобы бросить на полку багажника журнал или пачку чипсов.

В данном случае правильнее было бы сравнить Sportage с универсалом, например Kia Cee'd Sporty Wagon, однако последний дороже седана Cerato и при прочих равных по цене будет отличаться от Sportage тысяч на 100.

По месту для задних пассажиров опять же выигрывает Sportage, на заднем диване которого могут ездить трое достаточно высоких пассажиров. Хотя наши спутники жаловались, что заднее сиденье Sportage расположено низковато относительно пола, поэтому рослый человек сидит в неестественной позе с приподнятыми коленями (см. фото в галерее).

Нарушать скоростной режим на Sportage не хочется: дизель флегматичен, руль в меру ленив, а высокая посадка усиливает ощущение скорости. Зато на загородной трассе Sportage на редкость комфортен. Он не достает ни раскачкой, ни тряской, ни шумами, причем по звукоизоляции превосходит гольф-классники как таковые, вероятно, за счет большей массы шумопоглощающих материалов. Если при неторопливой езде по дворам слышен шум дизеля и работа подвески, то в режиме «трасса» все сливается в неназойливый фон, который тонет в звуках музыки. Понравилась и грамотная работа климат-контроля, тогда как Антон жаловался на «сквозняки» в салоне своего Cerato.

Есть мнение, что паркетники уступают легковушкам по управляемости. Мы не доводили ни тот, ни другой автомобиль до скрипа шин, но в обычных условиях Sportage мало чем отличается от Cerato. Он понятно и предсказуемо реагирует на резкие движения рулем при объезде выбоин, хорошо держится за дугу в повороте, не кренится в крутых виражах. Другими словами, ведет себя как типичный легковой автомобиль и не требует никаких специфических навыков.

При езде без нарушений Cerato Антона показал средний расход топлива 7,5 л/100 км, Sportage – 9,1 л/100 км.

В лесу

Наконец мы съехали с асфальта на посыпанную щебенкой проселочную дорогу, и тут Sportage не оставил Cerato ни единого шанса. Там, где седан крался на скорости 40 км/час, паркетник мчался с самоуверенностью утюга – о, ужас! – на 100 км/час. Неровная дорога и камни вынуждали Антона сбрасывать скорость, чтобы снизить тряску и не допустить пробоя подвески, но «длинноногий» Sportage великолепно справлялся со спецучастком. «Спортаж» уже не казался жестким, наоборот, его собранное поведение придавало уверенности и позволяло ехать более раскованно.

Наконец выпал шанс померяться просветами. Путь к озеру нам преградил довольно крутой холм, спуск с которого был испещрен естественной каменной «брусчаткой» с довольно коварным профилем. Sportage спустился с него совершенно безболезненно, пару раз для приличия хрустнув АБС. Мы уже нашли место близ пляжа и готовились распаковывать вещи, когда появился сконфуженный Cerato. «Камни там опасные», – констатировал Антон.

Потом мы вернулись на тот спуск для фотосъемки, и снаружи все выглядело еще ужаснее. У Антона, наверное, есть шестое чувство, позволяющее измерять «глубину под килем», потому что Cerato проезжал камни с сантиметровым зазором. Свою машину я бы пустил в обход этого склона.

Но удивительно вот что. Хотя Sportage преодолевает препятствия легче и безопаснее, за весь день нам так и не встретилось камня, бревна или зарослей травы, посильных лишь паркетнику. В принципе, можно было напрячь фантазию, ведь просвет Cerato на 27 мм меньше такового у Sportage. Только в реальной жизни эти почти три сантиметра зачастую не играют решающей роли: кое-где Антон ехал осторожнее или выбирал иную траекторию, но так или иначе всегда проезжал. Это стоило больших нервов и времени, но конечный результат был тем же.

А полный привод Sportage? В обычных условиях автомобиль переднеприводный и повадки у него соответствующие. Задние колеса подключаются электроникой через фрикционную муфту. Даже на песке и скользкой траве Sportage «переднеприводничал», включая полный привод лишь при вывешивании одного из колес. Это случалось пару раз при штурме подмытого водой берега и холмов вокруг озера, и муфты срабатывали с резковатым толчком, как будто неопытный водитель слишком резко бросал сцепление. Но опять же, Cerato одолел все «допы» на моноприводе. Скорее всего, достоинства полного привода проявятся более явно на скользких или заснеженных покрытиях, где можно заблокировать фрикционную муфту и ехать на «почти постоянном полном» – даже в таком режиме полной блокировки муфты не происходит.

Мы нашли в лесу лужу, где наверняка Cerato бы «сел». Но вот беда, сунуться в нее на Sportage тоже страшно. Малейшей пробуксовки передних колес будет достаточно, чтобы «затонуть», а блокировок межколесных дифференциалов и понижающей передачи нет. Сходу лужу не одолеть из-за хрупкого ветровика под передним бампером, который наверняка треснет от удара о плотную грязь. Короче, в топь мы не полезли.

Если вам доводилось испытывать Sportage или близкий к нему паркетник на бездорожье, поделитесь впечатлениями.

Кто кого?

В большинстве автомобильных каталогов паркетники числятся в разделе «Универсалы повышенной проходимости», и в этом есть смысл. Если на шкале потребительских качеств отметить легковушки вроде KIA Cerato и полноценные внедорожники, скажем, Toyota Land Cruiser, то KIA Sportage ляжет на соединяющем их отрезке, но будет ближе к Cerato. Это относится не только к проходимости, но к совокупности качеств: управляемость, вместимость, имидж и так далее.

Но нельзя игнорировать и то, что почти во всех дисциплинах паркетник оказывается удобнее легковушки. Собственно говоря, выбор между ними сводится к простому вопросу: что для вас важнее, универсальность или цена автомобиля? В номинации семейных автомобилей на все случаи жизни Sportage однозначно выигрывают у сравнимой по размерам легковушки.

Стоимость начальных комплектаций автомобилей разнится довольно сильно – «минимальный» Cerato 1.6 стоит 479 000 рублей, «минимальный» Sportage 2.0 – 729 тысяч рублей. Однако ступенька в 250 тысяч рублей во многом обусловлена разными моторами и уровнями оснащения, а при прочих равных доплата за «паркетность» составит 170–200 тысяч.

Для тех, кто готовится взять длинный кредит или мучительно копит деньги на иномарку, смысла брать паркетник нет: в конце концов, 95% его подвигов повторит легковушка. Стоит ли переплачивать за оставшиеся 5% не только банку, но и страховой компании, АЗС, сервису?

Но если вы более-менее раскованы в финансовых вопросах, то Sportage будет отличной альтернативой гольф-классникам. Привычка к хорошему наступает настолько быстро, что после «Спортажа» близкие по размеру легковушки кажутся немного ущербными. KIA Sportage, равно как и другие модели KIA и Hyundai, доступны для тест-драйва в компании «Автоальянс», так что вы можете повторить наш эксперимент и сделать собственные выводы.

Антон как раз подыскивает себе новый автомобиль (по словам его жены, «предвыборная лихорадка» начинается через пару месяцев после покупки предыдущего авто). Соответственно, Sportage он оценивал с пристрастием, и вот его резюме: «Sportage – этакий крупный хэтч повышенной проходимости с туговатой баранкой и простым, хотя качественным, интерьером. Но посадка высокая, крены минимальные, управляемость, как модно сейчас говорить, почти легковая, хорошая шумоизоляция. Спорная машина, но мне нравится. Субъективно. Лично я бы взял 2-литровый бензиновый автомобиль за 859 тысяч – соотношение цена и качества очень интересное получается».

Пару часов спустя по электронной почте Антон добавляет: «Специально все кроссоверы посмотрел – нет таких цен. Даже Tuccon в аналогичной комплектации на 30 тысяч дороже получается. Надо брать Спортягу...»

Благодарим компанию «Автоальянс» за помощь в подготовке материала

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления