Bloodhound SSC – новый претендент на мировой рекорд скорости на суше для автомобилей, управляемых человеком. На этот раз планка задрана аж до 1600 с лишним км/час (1050 миль в час). Действующий рекорд, установленный в 1997 году Энди Грином на Thrust SSC, составлял 1228 км/час, и Bloodhound должен улучшить его на 31% – самый масштабный скачок в истории рекордов скорости.
«Он не будет похож ни на один автомобиль, который вы видели до сих пор», – говорит Ричард Ноубл, один из соавторов проекта.
Не похож? Это мягко сказано. Первую сотню км/ч автомобиль разменяет примерно на 0,8 секунды, а через 40 секунд достигнет скорости, в 1,4 раза превышающей скорость звука.
Один из моторов Bloodhound SSC – гоночный поршневой V12 мощностью 800 л. с. Только используется он не для привода автомобиля, а исключительно на нужды топливного насоса, который качает пероксид в ракетный двигатель: за первые 22 секунды SSC сжигает тонну топлива.
Основных моторов два. Один из них – ракетный, второй – реактивный авиационный Eurojet EJ200. В идеале создатели хотели использовать только ракетный двигатель, ведь он не требует воздухозаборников: топливо и окислитель находятся резервуарах машины. Однако ракетный двигатель выдает тягу слишком внезапно и почти неконтролируемо, поэтому понадобился традиционный реактивный.
Среднее ускорение на разгоне составляет 2,5g, на торможении – 3g. На первый взгляд, это не так и много, но если в «Формуле-1» подобные перегрузки действуют кратковременно, то в Bloodhound пилот будет подвержен им в течение полуминуты. Из-за столь свирепых ускорений есть риск потери сознания, поэтому на роль гонщика выбран все тот же Энди Грин – пилот королевских военно-воздушных сил Великобритании. Тем не менее даже он не в восторге от подобных перегрузок: «Они очень дискомфортны, – признался он журналу Autocar. – Попробуйте повисеть вверх ногами в гимнастическом зале, пока кровь не ударит вам в голову, потом умножьте это давление на три, и вы представите себе уровень физических нагрузок».
На 1600 км/час метровые колеса автомобиля будут вращаться со частотой 10000 об/мин, а каждый килограмм их периферийной массы будет стараться вырваться центробежная сила в 50 тонн. Воздух вблизи обшивки автомобиля разогреется до 130 градусов Цельсия, а сопротивление достигнет 12 тонн на квадратный метр поперечника автомобиля. Если Энди Грин, не дай бог, чихнет за рулем, придя в себя, он обнаружит себя в километре от места, где начал чихать. Кинетической энергии достаточно, чтобы в случае аварии автомобиль взмыл вверх на 10 км... Bloodhound должен превзойти даже рекорд скорости для низколетящих самолетов!
Главная проблема – стабильность автомобиля на высокой скорости, поэтому Bloodhound получит «активное» оперение и сложнейшую подвеску. На первый взгляд, роль пилота при заездах по прямой минимальна: сиди себе и молись. На самом деле гонщик контролирует громадное количество параметров автомобиля и управляет им в самом привычном смысле слова. Во время рекордных заездов 1997 года Энди Грин признался, что в момент преодоления звукового барьера машина, бывало, срывалась в занос, который он корректировал быстрым контрвращением руля. Ну и нервы у парня...
Презентация автомобиля прошла на днях в Лондоне, а заезды состоятся в лучшем случае через четыре года. Кстати, абсолютный рекорд скорости на земле для беспилотных аппаратов превышает 10000 км/час.
Фото: Фото производителя