Депутаты Госдумы рассматривают законопроект об ужесточении наказания за угон автомобиля. Инициаторы предлагают не делать скидки малолетним автоугонщикам, взявшим авто «покататься». Если изменения в Уголовный кодекс вступят в силу, то за управление чужой машиной без законных на то прав «светит» как минимум пять лет.
На сегодняшний день УК РФ включает три статьи, связанные с угоном: 158 (кража), 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), 330 (самоуправство).
Наибольшее количество споров вызывает статья 166. Согласно данной статье, угон – это неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. Зачастую, чтобы подвести угонщика под 158-ю статью, приходится доказывать, что он завладел автомобилем с целью наживы, а не ради того, чтобы покататься или отвезти внезапно заболевшего друга в больницу.
Депутаты предлагают убрать из ст. 166 УК слова «без цели хищения», а также увеличить срок лишения свободы за данное деяние без возможности заменить заключение штрафом или административным арестом. Если же угон автомобиля сопровождался отягчающими обстоятельствами, предлагается наказание сроком до семи лет вместо действующих сейчас 18 месяцев.
Авторы законопроекта прилагают следующую объяснительную записку: «Это легко понять, сравнив неправомерное завладение чужим автомобилем «без цели хищения» с аналогичным деянием по присвоению чужого персонального компьютера или даже сотового телефона. В последнем случае никому в голову не приходит пускаться в рассуждения, что кто-то взял чужой сотовый телефон «просто позвонить» или что подросток залез в квартиру и вынес ноутбук для того, чтобы «поиграть в Интернете». Таким образом, подобное двоякое прочтение статьи 166 УК провоцирует рост числа угонов автотранспорта и случаев коррупции в правоохранительных органах».
Как сообщает пресс-служба ГИБДД Челябинска, ежедневно в городе происходит от одного до четырех случаев угона автотранспорта. По словам инспектора отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по г. Челябинску Виталия Мордовина, преступники предпочитают отечественные автомобили по нескольким причинам. Во-первых, таких машин достаточно много в городе, что значительно затрудняет поиск угнанного транспорта. Во-вторых, отечественные автомобили проще продать по запчастям, нежели иномарки. И в-третьих, владельцы ВАЗов часто не уделяют внимание безопасности автомобиля, оставляя транспорт в неохраняемых местах. Подобные действия совершают как организованные преступные группировки, так и отдельные личности разного возраста, пожелавшие прокатиться на чужом автомобиле. Причем уголовная ответственность за угон транспортного средства по статье 158 УК наступает уже с 14 лет.
В свою очередь, инициаторы законопроекта приводят статистику, согласно которой 60% раскрытых угонов завершаются штрафом. Именно 166 статья УК позволяет малолетним хулиганам или ворам-новичкам избежать сурового наказания благодаря отговорке «взял покататься, продавать не планировал». В то же время правоохранительным органам достаточно проблематично собрать доказательства коммерческого умысла таких автомобильных воришек.
Заместитель начальника ГИБДД РФ Виктор Кузин согласился с депутатами, подчеркнув, что ужесточение наказания за угон значительно охладит намерение преступников заниматься угонным «бизнесом».
Однако правозащитники все же указывают на необходимость дифференцированного наказания. «Наказание должно зависеть от многих факторов, в том числе от личности преступника и характера совершенного им противоправного деяния, – говорит директор юридической фирмы «Лекс» Евгений Коротовский. – В отношении любого вида правонарушений и преступлений, по действующему закону, должна быть предусмотрена вилка наказаний». «Нельзя одну меру наказания применять ко всем нарушителям, в любом случае должны быть альтернативные средства. При вынесении наказания всегда необходимо учитывать не только сам состав преступления, но и личность человека, нарушившего закон», – соглашается эксперт Коллегии адвокатов №1 города Челябинска Александр Никитин.
Фото: Фото с steer.ru