Все новости
Все новости

Ледовая школа Porsche открыла двери для Челябинцев

О выдающихся качествах спорткаров Porsche написаны тысячи статей, и многие из нас наверняка хотели бы проверить искренность журналистских восторгов. Однако это не так-то просто. Дело даже не в том, где раздобыть Porsche на тест-драйв...

ds

Поделиться

Поделиться

О выдающихся качествах спорткаров Porsche написаны тысячи статей, и многие из нас наверняка хотели бы проверить искренность журналистских восторгов. Однако это не так-то просто. Дело даже не в том, где раздобыть Porsche на тест-драйв. Проблема в том, что почти любой спорткар Porsche раскрывается в полной мере при езде на грани сцепления или даже за гранью, но как на вас посмотрят окружающие, если вы пронесетесь по кольцу на «Мебельной» в постоянном дрифте?

Поэтому официальный дилер Porsche в Челябинске, компания ««СЕЙХО Моторс СПОРТ», совместно с Porsche Club Russland организовал заезды по льду озера. Таким образом, убили сразу двух зайцев. С одной стороны, потенциальные владельцы Porsche смогли оценить автомобиль в условиях экстремального пилотажа и приобрести необходимые навыки, во-вторых, на личном опыте познать, подходит ли автомобиль для уральской зимы. Получились не просто «покатушки», а скорее выездное занятие клуба Porsche. Осенью прошлого года Porsche Club Russland уже посещал Челябинск – тогда заезды проводились на картодроме «Молодежный».

Как и прежде, тесты были организованы на высочайшем уровне. Компания Porsche выкатила на лед весь модельный ряд: Porsche 911 (включая полноприводную версию), Cayman, Boxster и Cayenne Turbo. При этом гостям позволили ехать «на все деньги» – разумеется, в пределах того, что позволяла скользкая трасса. В машине находились только участники теста, в то время как инструкторы руководили происходящим по рации. Это очень важно: находясь в машине один, ты лучше концентрируешься на упражнении и чувствуешь ответственность. В отличие от похожих тестов других компаний, участники получали возможность провести за рулем достаточно времени, чтобы прочувствовать автомобиль, отработать навыки и даже устать. Наконец, главным тренером выступил известный гонщик Олег Кесельман, знающий о приемах управления спорткарами Porsche практически все: уже много лет он успешно выступает в европейском Кубке Porsche на 400-сильных 911 GT3 RS. Кроме того, он является председателем Porsche Club Russland и руководит Школой спортивного вождения Porsche. Другими словами, является фанатом Porsche до мозга и костей.

3D-драйв

Поделиться

Лед озера удивительно красив: в его черной толщине застыли мириады хаотичных пузырьков, и пока окрестности не задрожали от звука оппозитных «шестерок», казалось, время здесь остановилось до самой весны.

Поверхность льда была преимущественно гладкой и скользкой. Но между оранжевых конусов лед был другим: к середине дня его испещряли тысячи небольших насечек, наслаивающихся друг на друга «стаями», словно идущий на нерест лосось. Это следы шипов «дрифтующих» спорткаров.

«Дрифтовали» много – одна из целей заездов заключалась в том, чтобы раскрепостить потенциальных владельцев Porsche и привить им понимание того, что управляемость Porsche в поворотах «трехмерна». Обычный водитель пользуется одной степенью свободы – он поворачивает руль на нужный угол и проходит вираж по дуге, что кажется вполне логичным. Но Porsche способен на большее: вторая степень свободы – это возможность уже в повороте подкручивать автомобиль вокруг вертикальной оси, словно это судно на воздушной подушке или катер. При должной сноровке управляемый занос позволяет не только точнее целиться на выход из поворота, но при желании проходить весь вираж в постоянном скольжении (дрифтовать). Может быть, занос не всегда приносит выигрыш в скорости, но как минимум это просто здорово.

Третья степень свободы почти незаметна глазу и, тем не менее, оказывает колоссальное влияние на поведение автомобиля. Речь идет о перераспределении массы между передними и задними колесами при торможениях и разгонах. В отличие от обычных машин, за счет своеобразной развесовки, конструкции подвески, мощного двигателя и тормозов, спорткары Porsche способны перебрасывать массу с передних колес на задние и наоборот в широчайших пределах. Тот, кто овладевает эти мастерством, может творить с машиной чудеса, заправляя ее в поворот на скоростях, которые для других автомобилей воспринимаются аномальными.

Финт рулем

Поделиться

Одно из упражнений – «восьмерка» – вырабатывало у кандидатов в «поршеводы» навыки использования второй степени свободы – боковых скольжений. Нужно было пройти всю фигуру в непрерывном заносе, плавно перекладывая автомобиль с левой дуги на правую и обратно. При кажущейся простоте упражнение оказалось довольно заковыристым, требуя хорошего чувство равновесия и умения работать рулем и педалями синхронно.

Заставить скользить столь мощную машину, как Cayman или 911-й, несложно: в повороте достаточно посильнее прижать газ, отчего задние колеса сорвутся с траектории и «корма» поплывет вбок. А дальше – самое интересное. Инстинктивно ты стремишься бросить газ, поскольку здравый смысл подсказывает, что через секунду заезд окончится в снежном бруствере. Тут важно пересилить себя и лишь чуть-чуть ослабить давление на педаль, корректируя автомобиль небольшими движениями руля. Психологически это равносильно намеренному наклону в пропасть, когда качаешься на ее краю. Но если не ошибиться с дозировкой газа и поворотом руля, машина заскользит боком, а фотографы лихорадочно защелкают затворами, ловя момент. К чести челябинцев заметим, что многие наловчились проходить в скольжении почти всю «восьмерку», причем не только мужчины.

Некоторые сравнивали упражнение с ходьбой по канату, где важно тонко чувствовать грань и не делать резких движений: бросил газ – занос прекратился, передавил – машина сделает «полицейский разворот». Поэтому едем плавно, покачивая рулем и дозируя газ, словно под педалью лежат раскаленные угли. Вжжжжжж – шипованные шины фрезеруют лед, и автомобиль ввинчивается в «восьмерку» почти противоестественным образом. Прокладывать траекторию приходится, глядя в боковое стекло, которое временно становится «лобовым», и удовольствие от этого не меньше, чем от покорения горной вершины.

 На иных машинах начало скольжения сигнализирует об опасности, и любые вольности искореняются цензурой системы стабилизации. Porsche напротив расцветает и доставляет тем большее удовольствие, чем точнее и активнее им командуешь. Почти вертикальная посадка дает прекрасное понятие об угловых перемещениях; тугой руль и педали обеспечивают прецизионное дозирование тяги и тормозных усилий. Поэтому даже с отключенной системой PSM (ESP в варианте Porsche) езда по льду оказывается на удивление предсказуемой.

Две модели Porsche ведут себя на «восьмерке» немного по-разному. Cayman за счет среднемоторной компоновки легче выходит из бокового скольжения, поэтому требует меньше усилий. В этом смысле он является идеальным спорткаром, очень точным и чутким, который сливается с водителем в одно целое. Иногда кажется, будто нервные импульсы мозга идут напрямую к рулевым тягам и дроссельной заслонке, хотя, как говорилось в какой-то рекламе, чтобы понять, нужно гонять.

Porsche 911 с его тяжелой «кормой» более норовист и в скольжениях немного напоминает маятник – если раскачался, остановить не так-то просто. «Меня можно отнести к автомобильным гурманам, – говорит Олег Кесельман. – И с этой позиции могу сказать, что Porsche 911 – идеальный автомобиль для меня. Даже в гражданских версиях управление им формирует правильные гоночные рефлексы. Если вы провоцируете занос, нажимая в повороте на газ, то должны мгновенно сделать контрвращения руля, еще до того, как почувствуете само скольжение автомобиля. Но если все сделать правильно, вы будете поражены скоростью и чистотой, с которыми он преодолевает сложнейшие виражи. Я думаю, на свете найдутся единицы автомобилей, способных сравниться с 911-м в том, что касается удовольствия от вождения».

Комета

Поделиться

Если вы «подсели» на дрифт, добро пожаловать на круг скольжения, где можно отточить навыки езды в глубоком заносе с углом 50-70 градусов. Причем сделать это на одном из самых мощных серийных вседорожников – Porsche Cayenne Turbo. Когда на месте нажимаешь газ в пол на второй передаче, сзади распускаются два павлиньих хвоста снежных брызг длиной этак метров пятнадцать – это не автомобиль, а сухопутная комета.

На первый взгляд, все просто: вкатываемся в круг, даем побольше газу и в тот момент, когда автомобиль встал почти поперек ледяной дорожки, немного отпускаем газ и делаем плавное контрвращение рулем. Машина несется почти боком с вывернутыми колесами, поднимая двухметровую стену снежной пыли. Красота!

Но все кажется элементарным, лишь пока не сядешь за руль. 500 «лошадей» на любой передаче срывают автомобиль в занос играючи, но удержать его на траектории с постоянным углом скольжения оказывается не так-то легко. Мне так и не удалось продрифтовать весь круг, хотя некоторые участники справились с задачей.

Это упражнение может показаться не более чем аттракционом, однако Олег Кесельман с высоты своего гоночного опыта утверждает обратное. «Обычные водители боятся заносов как огня, потому что не умеют контролировать их. Но если мы говорим о спорткарах высокого уровня вроде Porsche, то машиной можно и нужно управлять в заносе, и в некоторых ситуациях это позволяет сделать невозможное: довернуть автомобиль в безнадежный поворот или сбросить скорость при слишком быстром подъезде к виражу. Однако для этого нужно очень хорошо чувствовать машину в заносе, и подобное упражнение помогает развить правильные рефлексы. Психологически сложно в скользящей машине продолжать давить на газ и работать рулем плавно, без рывков, но со временем появляются соответствующие навыки, и водитель может контролировать занос так же легко, как равновесие своего тела».

Как тренируются гонщики

Поделиться

«Змейка» из конусов – это основа основ в любой школе экстремального вождения. «Я хочу, чтобы вы расценивали ее как серию левых и правых поворотов, следующих друг за другом. При кажущейся простоте это упражнение часто используют профессиональные гонщики для отработки синхронной работы рулем и педалями», – напутствовал Олег Кесельман перед заездами.

На «змейке» репетировали третью степень свободы – перераспределение массы автомобиля. Нужно было не просто огибать расставленные фишки, а заправлять автомобиль в створ между ними, разгоняясь все быстрее и быстрее.

Секрет быстрого прохождения «змейки» на льду заключается в следующем. Метров за пятнадцать перед очередной фишкой необходимо отпустить газ, благодаря чему масса автомобиля частично перераспределится на передние колеса. Одновременно с этим нужно коротким движением руля направить автомобиль в нужную сторону, и, если все сделано грамотно, передние колеса устремятся на следующую фишку, а задние немного соскользнут с траектории, из-за чего машина как бы довернет в узкий промежуток между фишками. Затем короткий разгон, и то же самое в другую сторону. Это напоминает езду на горном велосипеде – возможно, вы видели, как опытные спортсмены резко тормозят, ставят велосипед на переднее колесо и переставляют заднее в нужном направлении. Нечто подобное, только в меньшем масштабе, требовалось выполнить за рулем автомобиля.

Упражнение позволило водителям оценить собственную техничность, поскольку Porsche – идеальный инструмент для подобных экзерсисов. Все зависит от тебя, твоего глазомера и скорости реакции. Из кабины и в движении расстояние между фишками кажется смехотворно маленьким, а в момент поворота кажется, что вот-вот заденешь ее бортом. И снова нужно пересилить себя и ехать чуть быстрее скорости, которая кажется разумной, чтобы заставить автомобиль подтанцовывать, ввинчиваясь в повороты все резче и резче. Как и прежде, наградой за старания является чувство глубокого морального удовлетворения.

Зима – не помеха

Поделиться

Помимо полноприводного Porsche 911 на «змейке» упражнялся Boxster. На бескрайней, почти арктической глади озера родстер выглядел диковато – примерно как снегоход на пляже. На самом деле то был оптический обман: Boxster приспособлен к зиме не хуже любого другого автомобиля. Небольшой салон автомобиля быстро прогревается мощной печкой, поэтому ни уши, ни ноги не примерзают.

Вообще, спортивные Porsche – автомобили всесезонные. «Когда я купил Porsche 911, думал, что буду использовать его только в теплое время года, – говорит Олег Кесельман. – Но потом пришла осень, зима, и я понял, что не хочу идти на компромиссы и пересаживаться с автомобиля такого уровня на какой-то «подменный» транспорт. Вот уже четвертую зиму я езжу на 911 и могу с полной уверенностью сказать, что все рассуждения о его неприспособленности к снегу и льду – не более чем предубеждения тех, кто никогда на подобных машинах не ездил».

Например, Олег объясняет тонкости торможения на Porsche 911. Если у обычного автомобиля масса чаще всего смещена вперед или поделена примерно поровну между передними и задними колесами, то у 911 более 60% веса прижимает задние колеса. В результате при резком замедлении распределение массы между передними и задними колесами оказывается близким к честным «50 на 50», что позволяет всем колесам тормозить максимально эффективно. «Этот вывод я сделал во время выступления на гоночных Porsche: по сравнению с любыми спорткарами того же класса, садясь на 911-й, нужно смещать точки торможения ближе к повороту, потому что динамика замедления просто невероятная».

 Возможно, вы слышали о коварстве Porsche 911 – дескать, чуть ошибся, и привет. Это было верно для 911 первых поколений, которые требовали предельно аккуратной работы с органами управления и колоссальной скорости реакций. Современные спорткары Porsche, не утратив характерной зажигательности, гораздо покладистее: у них выше предел сцепления, более плавные и породистые реакции, плюс одна из самых эффективных в мире систем стабилизации PSM.

Разумеется, просвет в 10-12 см не позволяет штурмовать брустверы и колеи, но в остальном проходимость впечатляет: все-таки большая часть массы прижимает ведущие колеса, которые при нажатии на педаль газа дополнительно нагружаются за счет перераспределения масс. Примечательно, что берег озера довольно круто уходит вверх, и если Cayenn в какой-то момент слегка забуксовал на скользком взъеме, Cayman с удивительной легкостью тронулся с горки, словно под колесами асфальт.

Показателен и тот факт, что несколько гостей мероприятия прибыли в HelioPark на спорткарах Porsche, среди которых был великолепный 911 Turbo.

Мероприятие закончилось праздничным обедом для гостей и награждением участников. Настроение было особенно приподнятое, и участники делились впечатлениями, словно заядлые рыбки после хорошего улова. Покататься на новом автомобиле приятно само по себе, но когда речь идет об элитных спорткарах – это приятно вдвойне. Более того, многие провели не только пробу руля, но и открыли новые таланты в машине и в самом себе. Мы не удивимся, если многие из гостей купят себе спорткар Porsche уже в этом году.

Мероприятие организовано официальным дилером Porsche в Челябинске, компанией «СЕЙХО Моторс СПОРТ», тел. 7-997-911.

Фото: Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter