Joy препарировал регламент ГИБДД

С 1 сентября в силу вступает пресловутый Административный регламент. Сотрудники ГИБДД уже неоднократно рассказывали о нем, организуя специальные пресс-конференции. Все их комментарии неизменно сводились к тому, что...

Поделиться

" width=

" width=

Поделиться

С1 сентября в силу вступает пресловутыйАдминистративный регламент. СотрудникиГИБДД уже неоднократно рассказывали онем, организуя специальные пресс-конференции.Все их комментарии неизменно сводилиськ тому, что как для водителей, так и дляинспекторов новыйдокумент по сути мало что меняет.Однако у многих водителей иное мнение,особенно у тех, кто уже не одну собакусъел в спорах с сотрудниками ДПС.Безусловно, есть в Регламенте немалодостоинств, но и недоработок, увы, тожехватает. Мы попросили авторакниги «Наставления по общению с ДПС»,неравнодушного автомобилиста ЮрияПанченко,известного читателямAutochel.ruпод ником joy, проанализировать новыйдокумент с позиции водителя. Предлагаемвашему внимаю его наблюдения, замечанияи советы – список плюсов и минусовнового Административного регламента.

Действияинспектора

+Появление самого регламента –это уже большой плюс.Ранее, если в разговоре с милиционерому водителя появлялась возможностьдоказать свою правоту, то инспекторбыстро мог выдать любую чушь, ссылаясь,например, что подобное написано в законе«О милиции». Регламент по существуявляется выжимкой из законов.Например, в нем сведены все основаниядля досмотра – как из КоАП, так и иззакона «О милиции». Теперь водителя ненапугать большимколичеством информации из законов –все, что нужно, есть в Регламенте.

+Регламент четко разъясняет: если уводителя есть сомненияв правомерности действий инспектора,или более того назрел конфликт,водитель имеет право позвонить пономеру, который ему обязан дать инспектор.По телефону водитель можетпроконсультироваться у начальстваинспектора или поговорить с дежурным.

Типичныйпример. Одиноко стоящий инспектор,который на недоуменный вопрос, с чегоэто он тут палкой машет, счастливорапортует, что идет спецоперация«Цунами-Антикавказ». Конечно же,появляются сомнения. И теперь у инспектораможно попросить телефончик и узнать,действительно ли такая операцияпроводится, и вообще, должен он здесьнаходится или нет. Вкупе с использованиемдиктофона ситуация сама по себе дляинспектора уже неприятная. Злоупотребленийбудет меньше.

+«Не допускаетсяостанавливать транспортные средствана участках дорог, где их остановказапрещена ПДД, за исключением случаев,когда такая остановка связана снеобходимостью пресечения преступления,предотвращения реальной угрозы причинениявреда жизни, здоровью и (или) имуществуучастников дорожного движения, а такжеслучаев обозначения места остановкипатрульным автомобилем с включеннымиспециальными световыми сигналами,другими средствами регулирования иорганизации дорожного движения».Например, после обгона в опасном повороте,где видимость менее 100 метров, инспекторможет остановить автомобиль толькопосле включения «люстры». Нет «люстры»– останавливать в этом месте водителянельзя.

+«В случае задержаниятранспортного средства вне населенногопункта лицу должно быть оказано содействиев проезде до ближайшего населенногопункта». Реальный случай: водительвовремя не проверил, что срок действиядоверенности истек. Поехал в Екатеринбург.По дороге инспектор ДПС проверилдокументы, выявил, что доверенностьпросрочена, задержал автомобиль, аводителя с семьей оставил на дороге.Все по закону, но не по-людски. Теперьподобная проблема решена.

+/–Наконец-то четкопрописано, что в случае выявленияпризнаков подделки документов инспекторлибо вызывает следственно-оперативнуюгруппу, либо препровождает водителя савтомобилем в отдел внутренних дел. Самон никаких протоколов права писать неимеет.

Ноздесь скрыт и отрицательный момент.Право инспектора доставить водителя вОВД базируется в Регламенте на ст. 92УПК. Но такое обоснование противозаконно,так как «Положение о ГИБДД» и ч.1 ст.18закона «О милиции» не позволяют инспекторупроводить какие-либо действия по статье327 УК (подделка документов). Это лежитвне его компетенции. То есть по законуинспектор может лишь предложить водителюпроехать в ОВД, но не имеет правадоставлять его туда принудительно.

– На«вооружении» инспекторов стояталкотестеры, радары и прочие «специальныетехнические средства». По Регламентусертификат на них и свидетельство оповерке теперь должны храниться вподразделении. Очень странный пункт.

КоАПтребует, чтобы сертификат и свидетельствоо поверке были вместе с прибором. Тоесть составители Регламента такимпунктом фактически подставили инспекторов.Попробуйте сунуть инспектору вместоводительского удостоверения егоксерокопию. Что произойдет? Правильно.И первое, что скажет инспектор:«Предоставление копии не предусмотреноПДД». В КоАП также ничего не говоритсяоб использовании копий сертификата исвидетельства, а руководство ГИБДДфактически предлагает возить вместе скаким-либо прибором именно их, так какоригинал находятся в подразделении.

Аудио-и видеозапись

+В регламенте четко прописано, чтоводитель может вести аудиозаписьи видеосъемку разговора с инспектором.Аналогично инспектор имеет правопроизводить запись. Ранее попытказаписать разговор с инспектором надиктофон подчас вызывала агрессию сего стороны.

+Пункт положительный, но вызывающийулыбку: теперь, если досмотравтомобиля или личных вещей проводитсяс помощью фото- или видеоаппаратуры,инспектор обязан приложить полученныематериалы к протоколу. Интересен саммеханизм приложения этих материалов:инспектор должен возить с собойфотопринтер, или после досмотра вынутьфлешку из аппарата и приклеить ее кпротоколу?

Освидетельствованиена состояние опьянения

+В Регламентперекочевало требование к инспекторуобъяснить водителю в присутствии понятыхвсетонкости освидетельствования насостояние опьянения до начала егопроведения.

+Ранееесли инспектор принимал решение онаправлении водителя на медицинскоеосвидетельствование, то он расставалсяс трезвым водителем сразу же в больнице.Теперь инспектор обязан вернуть трезвоговодителя к месту отстранения от управленияавтомобилем,либо доставить к месту, где был оставленавтомобиль.

– «Освидетельствованиелица на состояние алкогольного опьяненияосуществляется непосредственно наместе его отстранения от управлениятранспортным средством либов случае отсутствия в распоряжениисотрудника указанного техническогосредства измерения на ближайшем постуДПС, в ином помещении органа внутреннихдел, где такое средство измеренияимеется».

Выделеннойфразы в КоАП нет. А Приказом министравнутренних дел ограничивать правогражданина России на передвижениенельзя – ст. 55 п.3 Конституции. ПоАдминистративному кодексу правонарушениелибо есть, либо нет. И в КоАП нет никакойнормы, что при отсутствии алкотестерау инспектора он может сопроводитьводителя на пост.

Запомнитеодно незыблемое правило: если у васводительское удостоверение с собой, тона любое требование куда-либо проследоватьинспектор обязан составить протокол.Водитель – не хулиган-дебошир бездокументов, которого сначала доставляютв ОВД, а потом составляют протокол. Еслиникакого протокола водителю на местене предъявлено – никуда он ехать необязан. Есть подозрение в опьянении –пиши протокол. Хочет инспектор васдоставить – пусть пишет протокол. Нехочет составлять протокол и возникконфликт? Пусть докладывает дежурномуи решает вопрос о вызове своего начальникана место конфликта. Такая норма прописанав Регламенте. А ваша задача – нецеремониться с инспектором, а звонить02. Там все разговоры записываются, аконтроль записей ведет прокуратура.Нужно четко назвать, в чем причинаконфликта, сказать, что вы согласныследовать, куда вам скажет инспектор,но только после составления протокола,желательно в присутствии понятых.

Еслиинспектор напишет какой-либо протокол,не стоит идти на конфликт. Нужно подписатьпротокол, по которому вас куда-либоповезут, указав, что его составлениенезаконно, и забрать копию. Но послерасставания с инспектором немедленноехать в прокуратуру.

Осмотр,досмотр

+/–В ст. 155 Регламента со ссылкой на закон«О милиции» говорится, что поводомдля досмотра может служитьотказ от осмотра автомобиля илигруза. Но ничего подобного в законе «Омилиции» нет. Вообще осмотр автомобиляисключает любое принуждение. Пустьинспектор ходит и смотрит на груз,заглядывает в салон. Никоим образомводитель не может отказать инспектору.

Чтоже скрывается за фразой «отказ отосмотра»? Здесь идет подмена понятий.Допустим, инспектор просит открытьбагажник. Если водитель согласился идобровольно открыл багажник, то пологике составителей Регламента, инспекторпровел осмотр, и составлять протоколне нужно. А вот если водитель отказалсядобровольно открытьбагажник, а инспектор настоял, то тогдаэто уже досмотр, и только тогда нужнозвать понятых и составлять протокол.

Получается,если инспектор просит открыть багажник,то это просьба о досмотре, и инспекторвначале обязан позвать понятых исоставить протокол.

Здесьсокрыт и положительный момент. По мнениюВерховного Суда, сверка номеров являетсячастью осмотра. То есть если инспекторпросит открыть капот и сверяет номера,то никаких понятых и никакого протоколао досмотре не нужно. Но во многихавтомобилях, например, в ВАЗ номер кузовапробит еще и в нише запасного колеса.Инспектора с целью покуражиться подпредлогом сверки номеров заставляливодителей доставать все вещи из багажникаи запасное колесо. А отказаться – несметь. Неподчинение законному требованию– ст.19.3 КоАП – до 15 суток. Теперь такаяпроблема в прошлом: если водительотказался от осмотра, в том числе и отсверки номеров, инспектор обязан провестиполноценный досмотр. Хочешь глянутьномера под запаской – зови понятых исоставляй протокол.

Эвакуатори снятие номеров

+Регламент обязует: если водитель успелвернуться к эвакуироваемому автомобилюдо того, как эвакуатор начал движение,автомобиль ему должны вернуть. Фактическиэто приказ инспектору находиться наместе, пока эвакуатор не начал движение,и при появлении водителя вернуть емуавтомобиль немедленно.

+В Регламенте теперьчетко записано, что без составленияпротокола о правонарушении запрещатьэксплуатацию и снимать номера нельзя.Эта логика давно заложена в КоАП, но настанциях техосмотра инспектора номераснимают сплошь и рядом, составляя лишьпротокол о снятии номеров, без составленияпротокола о правонарушении. Это незаконно.

Контрольтехнического состояния

+При визуальном обнаружении признаковнеисправноститранспортного средства инспектораГИБДД имеют теперь право провестиконтроль технического состоянияавтомобиля. И это положительный момент.Надоели ксеноновые фары китайской фирмыFORLOXOV.Некоторые водители просто «тащатся»от того, что ксеноновые фары светятярче, не понимая, что ослепленныйвстречный водитель создает в первуюочередь опасность для них самих. Такженадоели прямоточные глушители, черныйили сизый дым из выхлопных труб, тонировкапятеркой по кругу.

Инструментальныйконтроль сам по себе не совсем законен.С одной стороны, прямой запрет на егопроведение из КоАП убран в июле 2007 года.С другой стороны, в КоАП нет нормы«подозрение в правонарушении».Правонарушение либо есть, либо его нет.Если есть лишь подозрение, то в КоАП натакие случаи прописаны специальныемеры обеспечения. Например, подозрениев опьянении. Если признаки опьяненияесть, то инспектор имеет право отстранитьв присутствии понятых водителя отуправления ТС и провести освидетельствование.Для правонарушений, связанных стехническим состоянием автомобиля,такой нормы в КоАП нет.

ГИБДДобосновывает свои требования ссылкамина закон «О БДД», где записано, что нанее возложена задача контроля техническогосостояния транспортных средств. НоКонституция РФ (ст. 55) и закон «О милиции»(ст. 5) требуют четкого соблюденияопределенного законом порядка действий.А таковых на сегодня ни в одном законене прописано. Потому на сегодня говоритьо законности или незаконности техническогоконтроля транспортных средств особогосмысла нет. А в свете статьи 19.3 КоАП(неподчинение законному требованиюмилиционера) противостоять инструментальномуконтролю все-таки не стоит.

– Врегламенте прописано, что приобнаружении достаточных признаковадминистративного правонарушения,связанного с техсостоянием ТС, инспекторимеет право составить протокол. Ночеткой расшифровки, что такое «достаточныепризнаки» нет. Опытный водитель быстросориентируется и скажет, что достаточнымипризнаками будут именно результатызамеров, а не подозрения инспектора внеисправности автомобиля. А вот длянеопытных инспектор может сначаласоставить протокол, а потом выписатьнаправление на экспертизу, сопроводивавтомобиль на стационарный пост илистанцию техосмотра. Это незаконно, нооб этом нужно знать.

– Теперьповодом для проверки техсостояния надороге может стать приказ начальникаГАИ по проведению спецмероприятия.Любая остановка в пути – это потерявремени. Теперь же после объявленияспецмероприятия, например, чистыйвоздух, автомобили будут тормозитьпачками и заставлять ждать очередь назамеры чистоты выхлопа. А если такихопераций несколько, то за это время нето что самолет улетит или поезд уйдет,улитка уползти успеет.

– Еслиимеет место неисправность,например, не горит фара при движениивне населенного пункта, по Регламентуинспектор вправе предложитьводителю прекратить дальнейшеедвижение до устранения неисправности.ПДД в таких случаях разрешают движенияк месту ремонта или стоянки.

Здесьнапрашивается аналогия. При выявлениина дороге водителя, который не оплатилштраф, инспектор просит его проехать вГИБДД, где составляется протокол, идалее – в суд. Юридические основаниядля доставления и задержания водителявозникают только после составленияпротокола в ГИБДД. То есть фактическиводитель-неплательщик на дорогеоткликается на просьбу инспекторов идобровольно едет в тюрьму. Если водительне хочет ехать, то у инспекторов нетоснований заставить его проследоватьв ГИБДД. С неисправностью тоже самое.

«Вцелом у меня сложилось такое чувство,что Регламент создан, чтобы максимальнопринудить водителя к добровольности:инспектор предложил – водитель исполнил,– комментирует новый Административныйрегламент ЮрийПанченко. –Предложил инспектор открыть багажник– открой, предложил проехать на постДПС для освидетельствования – езжай,предложил остановиться будучи безсветовозвращающей жилетки – останавливайсяи так далее. Без права отказаться.Впрочем, говорить о чувствах, когдаинспекторам разрешили не отдаватьчесть, глупо. Перефразируя слова герояБулгакова: «Неотдание чести, это какчасть без знамени. Вроде бы все на месте,но чего-то не хватает. А не хватаетгордости».

Фото: Фото Артема КРАСНОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter