ГИБДД «причесывает» правила

Виктор Кирьянов рассказал о планирующихся изменениях в российских правилах дорожного движения. С одной стороны, уточнят несколько спорных моментов, с другой – подтянут правила под европейский стандарт...

Поделиться

Поделиться

Виктор Кирьянов рассказал о планирующихся изменениях в российских правилах дорожного движения. С одной стороны, уточнят несколько спорных моментов, с другой – подтянут правила под европейский стандарт.

«Изменения в правила дорожного движения предусмотрены планом законопроектной деятельности правительства на первый квартал текущего года. Предложения нами подготовлены и в настоящее время находятся в стадии согласования с Министерством транспорта», – сообщил Кирьянов.

Во-первых, планируется более точно определить некоторые понятия. Например, объезд препятствия. Дело в том, что в общих положениях определения этого термина нет вообще, хотя он используется как в пунктах самих правил, так и в КоАПе. А от его трактовки многое зависит: к примеру, за объезд препятствия по встречной полосе, согласно части 3 ст. 12.15 КоАП, водителю грозит штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей. Если же сотрудники ДПС квалифицируют выезд на встречку безо всякой связи с объездом препятствия, а с обгоном, например, то водителя лишат прав на срок от четырех до шести месяцев по третьей части той же статьи кодекса. Поэтому важно изначально понимать, намертво заглохшая посреди дороги «Ока» – это препятствие или обгоняемый автомобиль? Вообще в правилах четко дают понять, что обгон – это опережение движущегося ТС, но квалификация случаев с объездом «умерших» на дорогах машин по встречке говорит об обратном.

«Я ехал по трассе в Екатеринбург и был свидетелем последствий жесткой аварии. Заняты были обе полосы движения, и мне пришлось объезжать эту груду металла по встречной полосе, на которой, кстати сказать, как раз никого не было. В этот момент подоспели сотрудники ДПС, которые, видимо, приехали на место происшествия. Ну и тормознули меня с предъявлением выезда на встречку на четырехполосной дороге. Штрафом я не отделался и остался без прав на четыре месяца. По решению суда, между прочим», – рассказывает владелец Сhevrolet Lanos Станислав Ярин. В ГИБДД Челябинска объясняют, что в случаях, когда нет возможности обойти препятствие справа, то есть обе полосы в одну стороны заняты, выезд на встречную полосу без создания аварийной ситуации считается «крайней необходимостью» и не должен влечь за собой никаких санкций. «Как правило, если это крупная авария, то на ней присутствуют два сотрудника ДПС. Один из них оформляет происшествие, а другой контролирует проезд по встречной полосе», – разъясняет инспектор отдела пропаганды ГИБДД Челябинска Виталий Мордовин.

Есть и другой размытый термин – ограниченная видимость. В правилах говорится, что при ограниченной видимости обгон запрещен, но как определить, что видимость ограничена именно в соответствии с ее нормативной трактовкой? В общих положениях правил дорожного движения внимание отведено только недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки). Определение ограниченности мы нашли в «Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ», которые имеют статус нормативного документа. Здесь в разделе «Термины» определяется, что видимость является ограниченной, если ее «расстояние для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям». А вот сами нормативы пришлось искать в стандартах ГОСТа. К примеру, если вы движетесь со скоростью 60 км/час, то минимальное расстояние видимости встречного автомобиля не должно быть меньше 170 м, а препятствие должно обозреваться уже за 85 м (ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения»). Если видимость не удовлетворяет этим показателям, то ее следует считать ограниченной. Представляете, какую аналитическую работу должен провести водитель или сотрудник ДПС, чтобы адекватно оценить ситуацию в реальных условиях! Если все эти моменты будут однозначно растолкованы самими представителями закона, возможно, придется избежать неясностей между водителями и инспекторами, а в перспективе – и судебных разбирательств.

Еще один момент, который планируют уточнить в правилах, – это пункт 9.2. В нем говорится: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения». Видимо, конкретика понадобилась для ответа на вопрос: «Запрещается в любом случае?» По логике этого утверждения получается, что при движении по четырехполосной проезжей части нельзя совершать ни разворота, ни поворота, даже если нет никаких запрещающих знаков или соответствующей разметки. В ГИБДД предлагают смягчить эту норму и разрешить водителям совершать маневры – поворот налево или разворот, если это не противоречит правилам дорожного движения. «Это необходимо для того, чтобы более четко квалифицировать соответствующие административные правонарушения», – отметил Виктор Кирьянов.

И наконец, тот самый «цивилизованный» стандарт – движение по кольцу может стать главным, как во многих европейских странах. Напомним, что сейчас проезд по кольцу зачастую сопряжен с неразберихой. После внесения поправок водители, которые находятся на перекрестке с круговым движением, будут пользоваться преимуществом перед въезжающими на такой перекресток. С одной стороны, унификация порядка упростит схему движения, ибо, как доказывает опыт даже шершневского патрулируемого кольца, многие водители просто не видят знаки главной и второстепенной дорог. С другой, отдать первенствующее право проезда движения по кольцевому направлению чревато тотальными заторами на наших дорогах, ибо из кольца будет легче выехать, чем попасть в него.

А вообще, чем устанавливать европейские порядки на дорогах, полезнее было бы хотя бы на толику приблизить уровень самих дорог к западным стандартам, а некоторым – и перенять из-за бугра долю водительской вежливости.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter