Все новости
Все новости

Тотальный контроль над водителями

Чиновники и ученые предлагают оснащать частный транспорт системой обратной связи на основе ГЛОНАСС. По их мнению, это ощутимо снизит количество ДТП и тяжесть их последствий, а также поможет решить проблемы с пробками.

ds

Поделиться

Поделиться

Чиновники и ученые предлагают оснащать частный транспорт системой обратнойсвязи на основе ГЛОНАСС. По их мнению, это ощутимо снизит количество ДТП итяжесть их последствий, а также поможет решить проблемы с пробками.

На Международном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам онипредложили усовершенствовать автоматизированную систему высокоточного контроляи управления движением транспорта. Принцип ее работы основан на двустороннейсвязи. В Москве уже существует нечто подобное, но в одностороннем варианте. Тоесть вся информация с видеокамер стекается на единый пульт, откуда поступает враспоряжение ответственных инстанций – в отделения ГИБДД, медицинскиеучреждения и экстренные службы. Но если водитель грубо нарушит правила, иликто-то серьезно пострадает, на быстрое реагирование рассчитывать не стоит. Как разальтернативный метод должен действовать по принципу «ты мне – я тебе»: нарушилправила – от штрафа не отвертишься, впереди возникла пробка – получи информациюи ищи пути объезда. Для этого предполагается установить в приборную панельавтомобиля устройство, напоминающее мини-навигатор. Кстати, опытные образцы ужеразработали несколько российских НИИ.

«В настоящее время идет разработка системного проекта и бизнес-планапрограммы «ЭРА-ГЛОНАСС», – рассказывает генеральный директор федеральногосетевого оператора ОАО «НИС» Александр Гурко. – В ходе проектирования будетобоснована наиболее эффективная схема организации связи, а также требования кканалам передачи информации. По моей оценке, потребуется еще несколько лет длятого, чтобы разработать соответствующие чипсеты ГЛОНАСС/GPS и интегрировать ихв мобильные носимые устройства».

По плану система должна действовать так. Если водитель, к примеру, выехал навстречную полосу, не держал дистанцию или припарковался в запрещенном месте,центр контроля движения автоматически будет об этом оповещен. А уже оттуда намонитор прибора в салоне машины поступит информация о нарушении ПДД. Фактическиводителей будут ловить на месте преступления, и неотвратимость наказания приэтом обеспечена. В этом есть определенный плюс, ведь сейчас, даже если водительпереступает через правила, никаких гарантий того, что он понесет наказание,нет. Превысил скорость – не поймали. Пересек двойную сплошную – сотрудников ДПСрядом не оказалось. А вот пешехода не пропустил – на тебе протокол! Такойизбирательности отныне не будет.

«Видеокамеры, как правило, устанавливают на местах, где зарегистрированобольшое количество ДТП с пострадавшими, – объясняет инспектор по пропагандеГИБДД г. Челябинска Виталий Мордовин. – Практика показывает, что серьезныхаварий после этого на участках становится значительно меньше или вовсе непроисходит. А что касается неотвратимости наказания, то штрафы выписываются,когда есть доказательная база. Если в номере, к примеру, не читается однабуква, то автомобиль еще можно пробить по базе. Если же регистрационные знакивообще невозможно идентифицировать, то водители, увы, остаются безнаказанными».

Если схема с обратной связью заработает, то водительские уловки типаспециального снижения скорости под видеонаблюдением уже не помогут.

Мы упомянули, что схема будет работать на основе ГЛОНАСС. Пока системапозволяет выявлять местонахождение транспортного средства с точностью до пятиметров, но если она будет связана с наземными станциями, то речь пойдет уже осантиметрах. Это позволит в случае аварии не ждать, пока приедет сотрудникГИБДД и рулеткой измерит расстояние. Автоматически будут определены координатытранспортного средства, данные о виновнике ДТП, плюс сведения о взаимномрасположении всех машин, которые находились рядом в момент аварии. Кроме того,прибор будет предупреждать водителя об опасных участках пути, о ремонтныхработах, о максимально разрешенной скорости и т. д. Благодаря новому прибору,надеются ученые, в перспективе можно снизить количество аварий и улучшитьстатистику по раскрываемости уголовных дел.

«Идея, в принципе, отличная, но не для нашей страны, – считает водительMazda-3 Алексей Прихотько. – Чтобы фиксировать нарушения инструментальнымспособом, нужна четкая разметка, четкие знаки, видимые светофоры и так далее.Есть у меня сомнения и насчет точности системы, ведь для регистрации выезда навстречку нужна точность не в метрах, как сейчас, а в сантиметрах. Если жесистема будет привирать, то можно запросто лишиться прав ни за что. И кто будетоплачивать установку? Средний GPS-навигатор стоит порядка 5-10 тысяч рублей, имногие за год не получают столько штрафов, чтобы такое устройство окупилось. Аесли сделают обязаловку, смысл вообще исчезнет: продавать устройства будут 1-2сертифицированные фирмы по космическим ценам, и в отсутствие конкуренциикачество этих устройств будет неважным. Хотя само направление я считаюправильным: электронные полицейские были бы эффективнее обычных сотрудниковДПС, но, скажем так, в идеальном мире».

Подобные сомнения вполне оправданы. Самый первый вопрос, который возникаетпо поводу этой идеи: все ли должны устанавливать подобные устройства в своиавтомобили и, если это очередная обязаловка, то кто будет это удовольствиеоплачивать?

Александр Гурко утверждает, что вопрос этот пока не решен: «Модель оснащенияавтомобилей в настоящее время разрабатывается. Например, в ряде европейскихстран государство само финансирует установку абонентских терминалов. В другихпринято решение о стимулировании их покупки населением. В любом случае, можнобыть уверенным, что терминалы, гарантирующие базовую услугу экстренногореагирования при авариях, будут доступными по цене для всех российскихавтовладельцев».

Предполагается, что будет разработан модельный ряд устройств, отличающихсяпо количеству доступных функций, а, соответственно, и по цене. Судя по тому,как организовано оснащение муниципальноготранспорта системами навигации и в какие суммы все это выливается, сомнительно,что каждый водитель возьмет и по собственной воле установит в машину такоеустройство. Мало того, потом еще и штрафы будет собирать, которых в нынешниевремена он благополучно может избежать или элементарно не оплатить. Разумеется,на таких водителей равняться не стоит, но все же иногда объективность приборовможет помешать. К примеру, произошло ДТП, и разбитые автомобили можно объехатьтолько по встречной полосе. Система зафиксирует это как нарушение, хотя по сутиэто объезд препятствия, да и сами сотрудники ГИБДД могут организовать движениеавтомобилей по встречке, если альтернативных путей нет.

Так и неясно, каким образом будут оснащаться автомобили этимимини-навигаторами: либо машины сразу будут сходить с ними с конвейера, либо онидолжны устанавливаться по договору с клиентом. Чтобы этот вопрос решился,необходимо как минимум обозначить рамки проекта – либо участвуют все, либо делоостается добровольным.

Если работа системы будет отлажена, и все данные, получаемые центроминформации, будут соответствовать действительности, то в какой-то мере этогарантирует водителю защищенность от неправомерных обвинений в совершении ДТПили штрафов-фантомов. К томуже, если стоимость устройства будет пропорциональна приносимой им пользе, тожелающие наверняка найдутся. Не исключено, что они будут из числа «вежливыхводителей», которые просто хотят оградиться от всяких безбашенных гонщиков, авот злостные нарушители вряд ли захотят подставлять себя по собственной воле.Рейтинг программы может заведомо сдать позиции, если правительство превратитустановку устройств в очередную обязаловку. Как минимум это чревато наводнениемрынка «серыми» терминалами и недовольством автовладельцев.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter