28 января пятница
СЕЙЧАС -14°С

Еще десять лет – и иномарок не будет

Минпромторг утвердил стратегию развития отечественного автопрома до 2020 года. В ближайшие десять лет министерство планирует увеличить долю автомобильной промышленности в ВВП более чем в два раза и при этом сократить сегмент импорта с нынешних 60% до 20..

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Минпромторг утвердил стратегию развитияотечественного автопрома до 2020 года. В ближайшие десять лет министерство планируетувеличить долю автомобильной промышленности в ВВП более чем в два раза и приэтом сократить сегмент импорта с нынешних 60% до 20. Проще говоря, этот ростдолжно обеспечить производство автомобилей внутри страны, а это значит, чтообщая схема развития сводится к тотальному переходу на машины с меткой «Сделанов России».

Решение принятьдолгосрочный план по развитию автопрома Минпромторг в первую очередь объясняет неоправдавшимисянадеждами, которые оно возлагало на иностранные инвестиции в эту отрасль.Прежде всего, это связано с производством автомобилей зарубежных брендов натерритории России, с его объемами и уровнем локализации. Поданным службы PwC, за прошлый год российские «иностранные» заводы всовокупности выпустили на рынок всего 360 тысяч машин, хотя каждый из них имеетвозможность производить в среднем сотню тысяч единиц в год. К примеру, заводFord в 2009 году из возможных 125 тысяч выпустил около 42 тысяч автомобилей.

Да,производители не используют свой потенциал по полной, но ведь их расчетыведутся исходя из потребностей рынка, который в прошлом году продемонстрировалочень большой минус. Кроме того, в своих доводах министерство вырываетинформацию из контекста. Результаты того же АвтоВАЗа за минувший год тожедалеки от идеала. Несмотря на потенциал в 1 млн автомобилей, за 2009 год, поданным «Авторевю», завод вывел на рынок только 295 тысяч единиц. В чем тогда ихпреимущество перед иностранными площадками, если ситуация не располагает кстопроцентному использованию мощностей? И какая в этом случае разница, сколькомогло бы быть, если результаты в разы хуже, чем предполагаемый максимум?

В общем, в правительствесейчас больше всего обеспокоены увеличением добавленной стоимости автомобильнойпродукции. По плану к 2020 году она должна достигнуть 48%, а сейчас держится науровне 21%. Как раз за счет перехода на местные ресурсы автопром долженпорадовать министерство выданными «на гора» 2,4% от ВВП.

Этомупоспособствует и наращивание темпов производства. Если в 2009 году у наспроизведено около 600 тысяч легковых авто, то через 10 лет заводы должныподнапрячься и увеличить этот показатель до 3 млн единиц. Даже в  исключительно успешном 2008 году с конвейерасошли 1,5 млн «легковушек» – получается, что 2020 год должен удивить насрезультатами, в два раза превосходящими итоги двухлетней давности.

Но самое жесткоеи поразительное, что предлагает Минпромторг, – это сокращение доли импорта до20%. Конечно, ее стабильное снижение в рамках существующей политики мыпредполагали, но чиновники пошли дальше. Пятую часть от всех продаваемых автоявно составят машины премиум-класса и эксклюзив, поскольку массовый продуктвозьмут на себя местные заводы. На импорт останется только ограниченный кругиномарок, которые производить у нас невыгодно, а это как раз премиум-бренды.

Бэушныминомаркам места в плане Минпромторга вообще не нашлось. В перспективе на 10 летоно поставило задачу свести их долю в числе импортированных машин к нулю.

«Вся эта политикаи меры нашего правительства больше похожи на абсурд и большую аферу, – считает директоркомпании «Гудзон-АВТО» Андрей Ращектаев. – Во-первых, строить планы надесять лет вперед в нашей стране невозможно. А во-вторых, делать такиесамоуверенные ставки на отечественный автопром, по крайней мере, я бы не стал.Надо понимать, что, открывая производство в России, инвесторы идут на огромныйриск с большими обязательствами. Я считаю, что этот план выдвинули люди,живущие одним днем».

Нулевой лимитпредусмотрен не только для подержанных легковых авто, но с 2020 года мы неувидим бэушных заграничных грузовиков и автобусов. Получается, что этопрактически «геноцид» иностранной «вторички» – не будет ни эксклюзивных машин,ни раритета, ни просто легковых авто со смешным пробегом по европейскимдорогам... Человек в общем-то оказывается в полной зависимости от существующегоассортимента, который явно будет определяться и развиваться в соответствии смассовым спросом.

Уже сейчасмногие фирмы из-за пошлин ограничились ввозом только дорогостоящих машин соскромным мотором. В среднем это авто с ценой не меньше 30 тысяч долларов идвигателем до трех литров: возьмешься за дешевое дело или обжорливыйвнедорожник – прогоришь!

«До 2009 года мыгоняли машины из Европы и США, – рассказывает челябинский предпринимательЕвгений Казарин. – Мы и в хорошие времена предпочитали работать попредварительному заказу, вхолостую старались не работать, а сейчас принялирешение временно заморозить эту деятельность. Нет смысла заниматься отбиваниемпошлин. И такой бизнес встал у многих – в этом правительство преуспело. Вобщем-то я не удивлюсь, если в скором времени выйдет очередной закон о запретена ввоз иномарок с каким-нибудь нелепым обоснованием. О какой свободе выборавообще в таких условиях может идти речь: что производим, на том и ездим...».

Надо сказать,что в отношении нашей продукции для экспорта правительство также придерживаетсяполитики «каждый при своем». Из 3 млн автомобилей (по плану 2020 года) в другиестраны попадут не более 8% произведенных в России машин, и это в лучшем случае.

На все про вседля осуществления задуманного, по подсчетам ведомства, понадобится порядка 600млрд рублей.

В целом вседействия Минпромторга направлены на самообеспечение страны автомобильнойпродукцией. Здесь производим – здесь же продаем, и не важно, есть ли тяга кразнообразию или все вдруг захотели кататься на типовых моделях. И сколько бымы ни старались походить на Европу, до ее уровня нам еще далеко, а в условияхзапланированной автомобильной дезинтеграции придется довольствоватьсяассортиментом, созданным по одному лекалу.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter