Буквально на днях в городе произошла весьма занимательная история. С первого взгляда, ничего особенного – на штрафстоянку попал автомобиль, оставленный в зоне действия знака «Остановка запрещена». Но к этому случаю привлекли внимание сами обстоятельства эвакуации.
Дело было так. Галина припарковала свой Nissan у Областной клинической больницы, куда приехала по рабочим делам. Когда она вернулась, на месте ее авто благополучно красовалась милицейская машина. К ним в первую очередь Галина и обратилась с вопросом, где ее автомобиль. «Забрали на эвакуаторе», – ответили сотрудники ГУВД. И тут началось самое интересное.
Особое значение машине придавали московские номера (она была предоставлена сотруднице компании для поездок и находилась в лизинге). Скорее всего, на это и купились «разводчики»: думали, хозяин – москвич, захочет побыстрее разобраться с проблемой, но ошиблись.
Рядом с милицейским экипажем стояла ВАЗ-2112, откуда расторопно вышел молодой человек и любезно предложил решить все проблемы за скромную сумму – 1500 рублей. Галина тут же созвонилась с юристом, который в общем-то и не дал купиться «на развод». По действующему законодательству, услуги эвакуатора и первые сутки на штрафстоянке водитель не должен оплачивать (ст.27.13.1 КоАП), а следовательно, Галина могла за это время самостоятельно разобраться с проблемой.
«Я позвонила в ГИБДД, и мне сказали, где искать мою машину, – рассказывает женщина. – Я отправилась на штрафстоянку, откуда меня послали на Гончаренко оплачивать штраф 300 рублей и ставить в документах необходимые печати. И только потом я смогла забрать автомобиль. В результате все обошлось мне потерей времени, нервов и 300 рублями штрафа за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств».
Пришлось поспорить с ГИБДД и о праве на эвакуацию с места парковки автомобиля. На сегодняшний день перечень участков дорог, с которых может осуществляться эвакуация транспортного средства состоит из 25 пунктов. Среди них есть и улица Блюхера, и улица Воровского, точнее, их определенные отрезки. Как раз на участке ул. Блюхера вдоль больницы службы имеют полное право забирать автомобиль. Если бы Галина оставила машину на Воровского, не доезжая до Блюхера, то могла и не нажить неприятностей – та зона в список не входит. Она и сама позже убедилась, что остановилась в зоне действия знака «Остановка запрещена», причем имелся аншлаг с предупреждением об эвакуации автомобилей.
Галина признается, что была не права, когда оставила машину в неположенном месте, но вот подобные «разводы» и элементарное отсутствие стоянки у больницы такого масштаба просто возмутительны.
«Такие случаи зарабатывания денег действительно существуют, – говорит автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Зачастую водители признаются, что оставили машину всего на пять минут, а ее уже нет на месте. На самом деле за это время даже документы невозможно оформить. В таких ситуациях, как правило, это чистой воды «поиск жертв». Инспектор с уже заполненными документами и договоренностью с эвакуатором в отсутствие хозяина забирают машину. В документах уже есть подписи понятых, даты, проставляется только конкретное время и расписывается сам водитель эвакуатора. Для большей надежности инспектор пинает по колесам, чтобы сработала сигнализация. Если водитель не отреагировал, значит, можно спокойно увозить машину».
Для эвакуации достаточно оставить автомобиль на проезжей части с нарушением предписаний соответствующих знаков или пункта 12.4 ПДД и даже просто припарковать машину, непараллельно краю проезжей части (п.12.2 ПДД).
Еще одно условие для эвакуации – помеха движению другим транспортным средствам или пешеходам (ст.27.13.1 КоАП). Причем, как правило, доказывать обратное инспектору бесполезно. Кстати, если автомобиль имеет большие габариты или по каким-то техническим причинам не может быть эвакуирован, то это не означает, что неприятностей не будет. Его задержат с помощью блокировки колес.
Если вы появились в момент задержания, то имеете право требовать возврат автомобиля. Причем инспектор обязан сделать это, если водитель в состоянии устранить нарушение (то есть не пьян, имеет права и т.д.). Если инспектор не идет «на мировую», можно сесть в автомобиль, заблокировав двери, и тогда эвакуация окажется невозможна. По правилам дорожного движения перевозка людей вне кабины грузового авто запрещена.
Кстати, в случае с Галиной есть еще один нюанс – когда производили погрузку, немного повредили кузов. Как ДТП этот факт не признают, поскольку оно происходит в процессе движения транспортного средства («Общие положения» ПДД), а в данном случае машина была неподвижна. Автомобиль застрахован «по кругу», поэтому Галина намерена обратиться в страховую компанию, а дальше скорее всего будет судебное разбирательство.
Сейчас вопрос эвакуации машин в Челябинске стоит особо остро. В частности готовится закон о принудительной транспортировке автомобилей, мешающих специальной технике при уборке улиц. Депутаты Челябинской гордумы обратились к коллегам в Заксобрание области с просьбой разработать законопроект, регламентирующий действия муниципальных властей в этой сфере.
По словам заместителя главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимира Алейникова, в областном центре четко обозначилась острая проблема – это личные автомобили, которые владельцы бросают на обочинах магистралей, тем самым перекрывая проезд спецтранспорту жилищно-коммунального хозяйства. «Больше всего помех авто создают в вечернее и ночное время, когда и происходит основная уборка улиц, – уточняет Владимир Алейников. – Особенно проблема ощущается в зимний период — нам просто мешают проводить уборку снега качественно. Кроме того, скопление транспорта на обочинах дорог существенно влияет на пропускную способность».
О принудительной транспортировке автомобилей, создающих помехи коммунальным машинам, только начали говорить. Как будет проходить эвакуация, при каких условиях, за чей счет и кто будет нести ответственность за сохранность личных автомобилей – пока неизвестно.