Экзамен на права упрощают

На сайте правительства опубликован план внесения изменений в документы, касающиеся подготовки учеников в автошколах и выдачи водительских удостоверений. Согласно этому плану, прошедшие аккредитацию автошколы могут принимать на базе собственного учреждения

Поделиться

На сайте правительства опубликован план внесения изменений в документы, касающиеся подготовки учеников в автошколах и выдачи водительских удостоверений. Согласно этому плану, прошедшие аккредитацию автошколы могут принимать на базе собственного учреждения без участия ГИБДД теоретическую часть экзамена и первый этап вождения, известный как «автодром» или «площадка». Также прописана схема обучения водителей на машинах с автоматической трансмиссией и последующей выдачи им удостоверений. Плюс ко всему кандидатам разрешат сдавать экзамен в любом регионе страны вне зависимости от места прописки или жительства.

 

Поделиться

Как сообщает «Коммерсантъ», данный комплекс мероприятий разрабатывается по поручению Дмитрия Медведева, который высказал недовольство качеством подготовки водителей: «Мы знаем, как права даются после таких школ: кругом взятки, экзамены сдаются формально», – утверждает президент.

Для отслеживания качества обучения в автошколах ГИБДД будут публиковать статистику ДТП с участием водителей, стаж которых не превышает двух лет, а также предусмотрены дополнительные бесплатные часы переподготовки для нерадивых подопечных.

Это, считают в правительстве, заставит образовательные учреждения нести ответственность за своих выпускников. Ведь каждому будет доступна информация об их водительской судьбе на сайтах Госавтоинспекции, которая отражает уровень навыков и формирует имидж автошколы. Также вводится материальная ответственность самих организаций: если кандидат с третьего раза провалился на экзамене, автошкола должна выделить на переподготовку не менее пяти бесплатных часов. Будь то теоретическая база, упражнения на автодроме или езда по городу.

По поводу этого пункта возникают вопросы в связи с самой интересной частью документа.

Автошколы, которые располагают компьютерными классами, автоматическим автодромом и системами наблюдения в машинах, смогут принимать теорию и «площадку» самостоятельно, без участия инспекторов. Разумеется, все эти технологические элементы ставятся в условия аккредитации, чтобы избежать субъективного фактора и недоразумений при экзаменовке. Но ведь не исключено, что при новых материальных рисках учреждения будут допускать поблажки.

«Сегодня только около 5% кандидатов не сдают с первого раза теоретический или первый этап практического экзамена, – уточняет председатель совета директоров автошкол Челябинска Андрей Николаев. – То есть все ошибки всплывают именно в городе. Поэтому школам нет смысла каким-то образом завышать результаты или пропускать дальше плохо подготовленных учеников. Сегодня образовательные учреждения вполне могут обеспечить прохождение первых двух этапов на собственной базе, если есть класс с 10-20 компьютерами, нужным программным обеспечением и собственный автодром. Сама идея просто замечательная, но весь вопрос в ее реализации. Зачем Челябинску столько автоматизированных площадок? Сейчас у многих школ есть свои разработки систем автоматизации, но, на мой взгляд, можно организовать один автодром от нескольких учреждений и проводить экзамен там. Или заключить внутренние соглашения с той школой, у которой такая площадка уже есть. Главное, чтобы правительство и ГИБДД не выдвинуло слишком много требований к оборудованию, в противном случае, лучше существующую систему вообще не трогать».

С этими доводами соглашается и зампредседателя Челябинского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец: «Если учитывать, что озвученные этапы не самые сложные и определяющие, то при выдвинутых жестких требованиях к оснащению автодромов замысел вообще теряет смысл и свою прогрессивность».

Итак, автошколам отдают возможность самостоятельно принимать экзамены по наименее сложным частям всей процедуры получения прав. Городское вождение по-прежнему будет проходить в присутствии инспектора.

 «На сегодняшний день мы сотрудничаем с «КАФСом» по схожей схеме, – рассказывает заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД Челябинской области Андрей Смирнов. – Мы имеем возможность наблюдать за прохождением экзамена в режиме реального времени, находясь у себя в отделении. Тем не менее инспектор всегда присутствует и на самом автодроме. В целом идея с автоматизированными площадками очень удобна и для нас, и для автошкол: все фиксируется автоматически, а группу из 20 выпускников можно проэкзаменовать за 15-20 минут, поскольку никто никого не ждет, все выполняют задачи единовременно. Как бы там ни было с двумя первыми этапами экзамена все же город, наиболее сложная часть, без ГИБДД проводиться не может».

В плане есть пункт, касающийся обучения на машинах с АКПП. Поскольку многие молодые водители после учебы сразу садятся на машины с автоматической трансмиссией и не пользуются «механикой», им решили дать возможность выбора еще на этапе обучения. Если кандидат прошел курс на авто с МКПП, он получает права в том виде, какой они имеют сейчас. То есть такой выпускник может управлять транспортным средством и на механике, и на автомате. Если же будущий водитель выбирает более легкий путь и обучается на машине с АКПП, то и удостоверение он получит с соответствующей отметкой о недопуске к управлению авто с механической трансмиссией. Чтобы получить эту возможность, он должен сдать экзамен по вождению на механике. Для многих этот шаг оправдан. Во всяком случае он не носит принудительный характер – клиент выбирает сам, чему учиться.

И, наконец, еще один «удобный» фактор. Пройдя курсы в автошколе одного города, ученик может сдать экзамен и получить права в любом другом уполномоченном отделении ГИБДД. Поскольку система проведения этих процедур везде одинаковая, привязку к месту жительства решили аннулировать, дабы не создавать лишние трудности ученикам.

«Сейчас ГИБДД не имеет общей базы, по которой можно было бы отследить, получал ли кандидат водительское удостоверение в другом регионе, – поясняет Андрей Смирнов. – Для этого нужно делать специальные запросы, проводить проверки, чтобы, к примеру, лишенник не ушел от административной ответственности. Если такая база существовать будет, то схема выдачи удостоверений без привязки к месту регистрации вполне возможна и даже удобна».

Чтобы исключить возникновение «лояльных» отделений и распространение информации вроде «сдавай там-то – всех пропускают», на сайтах ГИБДД решено отражать данные в карточках учеников, где и кем права выданы.

Словом, все эти моменты в идеале должны упростить систему получения водительского удостоверения и ввести ответственность автошкол за подготовку учеников. С одной стороны, самостоятельная экзаменовка в школах более удобна и сокращает сроки прохождения процедуры. С другой стороны, ясно, что не все учреждения могут себе это позволить. Если учитывать, что по стране всего 15 автоматизированных автодромов, один из которых у челябинской школы «КАФС», то право на экзамены без ГИБДД – это всего лишь некое эксклюзивное преимущество. Поскольку строить подобные площадки в одном городе и количестве с пересчетом на десятки смысла нет, выход в кооперировании учебных учреждений и оборудовании одного-двух автодромов для самостоятельного проведения экзамена. Все эти нововведения будут документально закреплены до конца нынешнего года, а внедрение их в реальные условия планируется провести до 2012 года.

Фото: Фото предоставлено автошколой «КАФС»

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter