Авто Разработан первый российский электромобиль

Разработан первый российский электромобиль

В рамках московской программы по созданию экологически чистого транспорта компании Sollers и «Компомаш» представили первый российский электромобиль. Вопреки европейскому опыту, когда в большинстве случаев электроприводом оснащаются миниатюрные машины врод

В рамках московской программы по созданию экологически чистого транспорта компании Sollers и «Компомаш» представили первый российский электромобиль. Вопреки европейскому опыту, когда в большинстве случаев электроприводом оснащаются миниатюрные машины вроде Renault Zoe или авто гольф-класса, как Chevrolet Volt, наши производители предложили выпускать электроприводный коммерческий транспорт. «Экобус», построенный на платформе FIAT Ducato, уже представили мэру Москвы Юрию Лужкову, который после пробной поездки обозначил перспективность этой модели для серийного производства и эксплуатации в области транспортных перевозок.

«Экобус» внешне не отличатся от FIAT Ducato, но с технической точки зрения он принципиально расходится с серийным образцом. Как сообщает пресс-служба Sollers, под капотом у него установлено два уникальных электромотора, разработанных корпорацией «Компомаш». Максимальная мощность каждого – 40кВт (54,4 л.с.), что в сумме обеспечивает 109 л.с. Для сравнения: электромобиль Nissan Leaf оснащается единственным двигателем с аналогичной мощностью, а суперкомпактный Mitsubishi MiEV ограничивается 47 кВт (64 л.с.). Разумеется, данное сравнение носит несколько утрированный характер, поскольку европейские электрокары значительно уступают в размерах «Экобусу». Если взять для сравнения самые популярные модели маршрутных такси, то новый FIAT по мощности все же им уступает: «газель» с двигателем 2,5 л имеет в запасе124 л.с., Ford Transit аналогичного объема - 115 л.с., Peugeot Boxer c двухлитровым мотором – 137 л.с.

Впервые в России электромобиль, переоборудованный из обычного автомобиля, получил заключение по допуску к участию в дорожном движении и был зарегистрирован в органах ГИБДД 30 марта 2007 года. Электробус «Лужок» предназначен для перевозки 30 пассажиров с максимальной скоростью 25 км/ч в парковых и выставочных зонах городов. На одной зарядке способен проехать 15 км. В Европе, США, азиатских странах разработки в этой области ведутся практически всеми крупнейшими автоконцернами.

Питание нового FIAT осуществляется от блока литий-ионных батарей, которые можно заряжать от обычной бытовой электросети. При этом запас хода «Экобуса» – 180 км, что для сегодняшних достижений весьма неплохой результат, причем в перспективе его обещают улучшить. К примеру, зарядки упомянутых электрокаров от Nissan и Mitsubishi хватает на 160 км. Однако специалисты утверждают, что и 180-километрового запаса хода для работы в режиме маршрутного такси маловато: «Сегодня в среднем маршрутки выкатывают по 500 км в день, то есть при существующем запасе хода «ФИАТ» нужно заряжать раза три, – рассуждает президент Ассоциации перевозчиков Челябинской области Станислав Новичихин. – Неизвестно, сколько времени займет подзарядка, но я подозреваю, что это исчисляется несколькими часами. Простой транспорта – это затраты для перевозчика. Возможно, что компании позволят себе иметь несколько таких электромобилей и поочередно выпускать их на круг. Но весь вопрос в том, смогут ли они закупить эти несколько единиц».

Судя по мировому опыту, зарядка батарей занимает не менее 6-8 часов, то есть для частных автомобилей на это можно отвести ночное время, а для коммерческих организаций это превращается в дополнительную статью затрат. Если создать инфраструктуру со станциями быстрой подзарядки, которые позволяют сократить этот период до 30 минут, то проблема исчезает. Однако эта инфраструктура требует весомых финансовых вливаний, и кто станет донором – неизвестно.

Но неоспоримый плюс разработки – фактически беззатратная эксплуатация по части запаса топлива и, конечно, экологическая безвредность. По данным пресс-службы Sollers, уникальность созданного электропривода в том, что он рекуперирует более 90% энергии торможения, что снижает ее расход в городском цикле на 30-50%. Это, в свою очередь, позволяет уменьшить объем литий-ионных аккумуляторов, а ведь их стоимость – это около 70% от цены электромобиля. Именно в этом разработчики «Экобуса» видят возможный успех новинки. Хотя прайс на FIAT пока не объявлен, но это заявление наводит на мысль, что производители смогли удержать цены на привлекательном уровне за счет сокращения затрат на базовый элемент – аккумуляторы.

Пока у перевозчиков возникает много вопросов и сомнений по поводу закупа таких «ФИАТов», что неудивительно при минимальном объеме информации и опыта: «Я бы, скорее всего, не решился пополнять парк электромобилями, – говорит руководитель транспортного отдела компании «Партнер» Олег Дугин. – Во-первых, это новшество, которое пока не проверено российскими условиями. Если в Европе и США уже существует подобная практика, то у нас на этом фронте пробел. Пока лучше сохранить традиционные автомобили на топливе, нежели экспериментировать и рисковать. Во-вторых, нет специалистов по обслуживанию такой техники, как и развитой сети продаж комплектующих. В целом, транспортники пока не готовы к электромобилям».

Также неясно, как машина будет вести себя в холодные зимы и насколько хватит мощи аккумуляторов на работу двигателя, электрики и обогрева салона.

При всех сомнениях перевозчики соглашаются, что разработка таких машин в России – это сигнал о развитии отрасли: «Конечно, это прогрессивная идея, – продолжает г-н Новичихин. – Если знать, сколько машина стоит, каково должно быть ее обслуживание, кто им будет заниматься и где покупать на них запчасти и оборудование, то можно сделать и положительный вывод о перспективности коммерческих электромобилей. Если их выгоднее приобретать, чем нынешний транспорт, то почему бы и нет? Понятно, что при их использовании исчезают огромные затраты на топливо, но при высокой цене закупа и обслуживания компании не смогут собрать автопарк и погорят на простоях при подзарядке».

В целом сомнения транспортников оправданы: если машины будут окупаться в два раза дольше, то легче и коммерчески выгоднее остаться при нынешнем порядке. Если в Европе готовы отдавать десятки тысяч евро за крошечные автомобили, чтобы в дальнейшем избежать трат на дорогостоящем топливе и не загрязнять окружающую среду. В России последнее оценивается гораздо ниже, чем коммерческий интерес, да и риск потерять нынешний заработок важнее, нежели сократить расходы, которые в конечном счете эту прибыль и обеспечивают. А в целом появление такой новинки – это шаг, отвечающий самым передовым запросам при соответствующих возможностях. Не зря первым на российский рынок выходит электромобиль с европейскими корнями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления