Все новости
Все новости

«Рестайлинг» ПДД: спорных моментов добавилось

С 20 ноября вступают в силу новые Правила дорожного движения, а с 21 числа – поправки в Административный кодекс. Изменения вносятся для исключения неоднозначного толкования некоторых пунктов, однако новая редакция не лишена спорных моментов. Разобраться в

ds

Поделиться

Поделиться

С 20 ноября вступают в силу новые Правила дорожного движения, а с 21 числа – поправки в Административный кодекс. Изменения вносятся для исключения неоднозначного толкования некоторых пунктов, однако новая редакция не лишена спорных моментов. Разобраться в ситуации нам помогут представители Госавтоинспекции и автор книги «Наставление по общению с ДПС», преподаватель автошколы «Радуга» Юрий Панченко.

Движение по кругу

Сейчас единого стандарта перекрестков с круговым движением нет, и «главность» дороги водители определяют по знакам приоритета. Если их нет, то нужно руководствоваться правилом «помеха справа», а на кольце такой алгоритм грозит пробками.

На первый взгляд, измененные правила не привносят ничего нового: «В случае, если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 «Круговое движение» в сочетании со знаком 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено», водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами».

Что это значит? «Что перекрестки с круговым движением, где главная дорога не совпадает с кругом, теперь подлежат переустройству, – поясняет Юрий Панченко. – На них либо снимаются знаки «Круговое движение», либо меняются знаки приоритета. В первом случае главная дорога просто делает зигзаг вокруг круглой клумбы, и все».

Снятие знака 4.2 при сохранении знаков приоритета актуально для пересечения дорог с разной загруженностью транспортом. Представьте, если бы кольцо на Свердловском сохранили и поток с проспекта упирался в него, пропуская всех, кто едет, например, с Куйбышева, то это направление просто бы встало. На таких перекрестках «большой» и «маленькой» улиц разумно отказаться от знака «Круговое движение», не меняя главную с второстепенной дорогой. Если на кольце сходятся улицы с равным распределением потоков, тогда сделать кольцо главным можно без каких-либо последствий. Главное – быть внимательным: с 20 ноября знаки на привычных перекрестках могут поменять!

Кстати, упомянутое кольцо на Свердловском превратили в обычный перекресток – видимо, готовились к новым правилам.

Обгон и опережение

Поделиться

Изменилась трактовка обгона и появилось определение опережения. Новый термин означает движение транспортного средства с большей скоростью, чем у попутного ТС. А обгон превратился в «опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Внимание: список пунктов, запрещающих обгон, пополнился: теперь нельзя обгонять на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

«Раньше обгон справа был запрещен, кроме случая, когда впереди идущий автомобиль уже начал перестраиваться влево, – обращает внимание Юрий Панченко. – Поскольку понятия изменяются, опережение справа с выездом из занимаемой полосы перестает быть обгоном. Нет места слева – обходи справа. ПДД разрешают».

Появилось и послабление. В зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» можно обгонять тихоходы, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. Но только в случае, если вы не пересечете запрещающую разметку. Если от встречки вас отделяет сплошная полоса, то под знаком обгонять нельзя даже эти средства передвижения. Напоминаем, что тихоходы – это транспорт, для которого изготовитель установил максимальную скорость 30 км/час. То есть грузовики, которые плетутся на скорости 20 км/ч, но имеют максималку, допустим, 90-110 км/час, к тихоходам не относятся. По правилам они должны уступать дорогу, съезжая к обочине.

Поделиться

Один важный нюанс: для тихоходной техники есть специальный опознавательный знак (красно-желтый треугольник) – именно он подтверждает статус транспорта и разрешает идти на обгон. Если вместо этого треугольника наклеен знак ограничения скорости 30 км/час, то обгонять уже нельзя. Как и идти на двойной обгон, если между вами и трактором затесалось «нетихоходное» транспортное средство.

К слову, по новым правилам водители должны ориентироваться именно на знаки, если есть несоответствие между ними и разметкой. «Вообще они должны быть согласованы друг с другом. Фактически государство признает наличие бардака на дорогах, – говорит Юрий Панченко. – Лично мое мнение прямо противоположное: разметка должна иметь преимущество перед знаком, потому что она всегда перед глазами. Пропустить знак можно, разметку водитель не пропустит никогда». Кстати, за несоблюдение требований знаков или разметки с 21 ноября повышается штраф со 100 до 300 рублей.

Объезд препятствия

В Правилах появился термин «препятствие» – «неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или ТС, остановившееся на этой полосе в соответствии с Правилами». Объезжать препятствие по встречке по-прежнему нельзя – это повлечет штраф 1000-1500 рублей. Если можете объехать по полосе справа – объезжайте. Но никто не отменяет штраф 500 рублей за езду по обочинам. Получается, что миновать препятствие на двухполосных дорогах законно можно, только дождавшись инспекторов, которые выстроят из конусов коридор для движения.

Дорогу пешеходам

Поделиться

В новой редакции переформулировали требование уступить дорогу пешеходу. «Что значит уступить дорогу? Это можно толковать как притормозить или быстро проехать, – комментирует замначальника ДОБДД России Владимир Кузин. – Поправки ликвидируют всю расплывчатость. Теперь в пункте 14.1 четко прописано, что водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить переходящих проезжую часть или только ступивших на нее пешеходов». Таким образом, Правила обязывают снижать скорость вплоть до остановки, даже если человек шагнул на зебру на другой стороне дороги.

«Это правило очень разумно, поскольку для снижения скорости нужно как минимум снять ногу с педали газа, – считает Юрий Панченко.– То есть из остановочного пути искусственно исключается расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя. Правда, остается загадкой, почему пешеходов на нерегулируемом переходе теперь надо «пропускать», а пешеходам, которые идут к трамваю на середине проезжей части, по-прежнему нужно «уступать дорогу»? Рекомендую на двухполосных дорогах останавливаться и ждать, пока пешеход пройдет первым». Что касается четырех- или восьмиплосных дорог, то в ГИБДД поясняют: «Заметив приближающегося к переходу пешехода, водитель обязан притормозить и оценить ситуацию. Если человек находится на противоположной части дороги, а тем более если направления разделены газоном, то продолжать движение можно. Когда пешеход уже приблизился к середине, то обязательно нужно остановиться, чтобы не провоцировать опасные ситуации», – говорит руководитель пресс-службы ГИБДД Челябинска Алексей Горшков.

Днем с огнем

Также напоминаем, что с 20 ноября в любое время суток необходимо ездить с ближним светом или дневными ходовыми огнями – специальными фарами, которые устанавливаются на некоторые модели иномарок. В светлое время суток также разрешается ездить только на противотуманках, а вот в условиях плохой видимости как минимум нужно включать ближний свет.

О некоторых других изменениях в ПДД можно узнать здесь.

С 21 ноября в силу вступают поправки в КоАП, связанные с ответственностью водителя за нарушение Правил. С ними можно ознакомиться здесь.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter