Авто Цунами парализовало японский автопром

Цунами парализовало японский автопром

В Японии приостановлено производство на автомобильных заводах Toyota, Nissan, Honda и Subaru после мощного землетрясения 11 марта. Возникли проблемы на самих площадках, пострадали компании-поставщики, электроэнергия подается дозировано, возникла экологиче

В Японии приостановлено производство на автомобильных заводах Toyota, Nissan, Honda и Subaru после мощного землетрясения 11 марта. Возникли проблемы на самих площадках, пострадали компании-поставщики, электроэнергия подается дозировано, возникла экологическая угроза, и при этом Японию продолжает трясти –за последние четыре дня зафиксировано 150 толчков в 4-6 баллов. Эксперты считают, что шлейф этих событий будет сказываться на жителях страны и на автоконцернах, в частности, не один месяц. Не исключают, что цены на новые поставки вырастут, возникнет определенный дефицит в машинах и компонентах, а на вторичный рынок России попадут автомобили-утопленники.

С 14 по 16 марта остановлено производство на заводах Toyota. В официальном заявлении компании говорится, что на этот шаг пошли в целях безопасности. Японцы уверяют, что трехдневная остановка не повлияет на ближайшие поставки машин и запчастей в Европу, поскольку путь по морю занимает около шести недель. Что касается поставок в Россию, то японская сторона пока «оценивает возможные последствия» для нашего рынка и работы завода «Тойота» на территории России. Минимум до 16 марта не будут работать заводы Subaru и Suzuki.

Об остановке производства на трех предприятиях объявила Honda. Приостановлены работы на четырех сборочных площадках Nissan. В общем, каждый из всемирно известных японских автоконцернов «травмирован» природным катаклизмом. Возникли перебои с поставками компонентов даже у заводов, которые сконцентрированы вдалеке от эпицентра землетрясения, например, у Mazda. Поскольку автомобильная промышленность завязана на работе огромного количества других отраслей, «компонентный» и сырьевой вопрос – один из самых больных. К примеру, у Honda в зоне землетрясения оказались 113 компаний-поставщиков, с 44 из них связи нарушены. А это означает, что автомобильные компоненты, которые используются на заводах в других странах, попадают туда с задержкой.

«Пока полная картина не ясна –вся информация дается «приглушенной», чтобы не спровоцировать панику. Мы можем основываться только на внутренней информации в стране, а насколько она соответствует реальности и какие масштабы последствий этой катастрофы, гадать бесполезно, – говорит директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Разумеется, ничего хорошего не будет: электроэнергия на предприятия сейчас подается дозировано, производство простаивает, связи с поставщиками вышли из колеи. Даже если завод базируется на территории других стран, это не означает, что его не затронут события: 100-процентной локализации нет ни у кого, тем более что основные компоненты, вроде двигателя и трансмиссий, поставляются из Японии. Что касается автомобилей Subaru, то определенный их запас в России сейчас есть, а как будут осуществляться следующие поставки, с каким интервалом, какие будут цены – неизвестно».

Поскольку ситуация до сих пор не может стабилизироваться – подземные толчки продолжаются, происходят взрывы на атомной электростанции – окончательных оценок никто не дает, как никто не гарантирует возобновление производства в ближайшие дни. Японские аналитики утверждают, что не ждут включения в нормальный график работы в ближайшее время. Для сборки машин требуется по 20-30 тысяч деталей, и если хотя бы несколько из них будут отсутствовать, запускать производство нецелесообразно. Также есть прогнозы, что при длительной остановке предприятий, возникнут проблемы и на заводах японских компаний в других странах – пока там есть запас компонентов, и нужно мобилизоваться до того, как его исчерпают.

Высказываются опасения и по вторичному рынку. В частности, по ввозу в Россию «машин-утопленников». Японцы будут активно избавляться от неликвида и выбрасывать их на всевозможные аукционы, а российские предприниматели могут воспользоваться моментом и заработать неплохие деньги. Челябинские продавцы подержанных машин считают, что такое явление до Урала, скорее всего, не докатится, а на Дальнем Востоке инциденты вполне реальны, но не в массовом порядке.

«Риск напороться на некачественный автомобиль есть всегда, особенно если покупаете его на рынке. Компании, которые специализируются на аукционных автомобилях, вряд ли будут связываться с таким товаром – себе дороже, – считает директор компании «Лидер-Авто» Дмитрий Ботов. – Не исключено, что «утопленники» появятся на Дальнем Востоке, где их смогут быстрее сбыть. После стихийных бедствий это известное явление: например, потонувшие машины попадали в Россию после «Катрины» в США. Вся проблема в том, что их на глаз не вычислишь, да и не каждый сервис сможет это сделать. Все дефекты проявятся, когда на машине поездишь некоторое время. А «радиационные» автомобили наверняка отсеются еще в Японии – их отправят в утиль. Что касается цен, то для конечного потребителя на данном этапе вряд ли что-то поменяется – цена если и упадет, то очень незначительно. А перекупщики могут получить большую прибыль: в Японии они будут покупать машины за копейки, а продавать их по тем же ценам, что и сейчас. Цифры изменятся ближе к лету – они вырастут процентов на 20%, но это традиционное сезонное явление, которое никак не связано с ситуацией в Японии. А в целом спрос на ввоз машин сейчас низкий – в основном интересуются предложением на внутреннем рынке».

Кстати, Дальний Восток уже отреагировал на японскую катастрофу, и на автомобильных рынках ранее ввезенные машины выросли в цене примерно на 40-50 тысяч рублей. Основной аргумент перекупщиков – автомобили «не плавали», не заражены радиацией. И убеждают, что нормальный товар прибудет к нам нескоро.

«Это всегда случается: после любого наводнения – автомобили начинают прибывать на вторичный рынок, и Россия в данном случае не исключение. Да, машины приедут сюда сухими. Причем подготовленными к тому, чтобы их невозможно было отличить от обычного подержанного автомобиля. Взвесь из ила и песка настолько тонкая, что проникает во все узлы, – рассказывает «Вестям FM» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. – Не защитить ни амортизаторы, ни подшипники, ни коробку передач, ни двигатель. А ил – это абразив. Он попадает в цилиндро-поршневую группу, на подшипники, на трущиеся поверхности, и начинается катастрофический износ. Нужно разобрать агрегат полностью, промыть его и снова собрать. Вот тогда может быть что-то и можно привести к изначальному состоянию. Представляете, какой это объем работ? Никто этим заниматься не будет».

Общественники отмечают, что в данной ситуации полезными оказываются ввозные пошлины на иномарки: они так велики, что многие просто отказываются от японских вариантов, а значит, ограждают себя от лишних рисков. Поэтому паниковать по поводу нового бэушного хлама не стоит – больше вопросов вызывает ситуация с поставками новых японских машин.

«Утопленники» всплывают в России регулярно, но это единичный заработок, – говорит председатель координационного совета Челябинского областного отделения МООА «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Не думаю, что сейчас к нам из Японии хлынет поток этих автомобилей. Бэушки и так на аукционах покупали за копейки – ценам падать уже некуда. Потонувший автомобиль надо высушить, прочистить, а это требует времени и денег. На мой взгляд, в массовом порядке перекупщики не будут связываться с «замоченным» товаром, единицы –не сомневаюсь. В принципе у России есть защитный барьер от откровенного хлама – это пошлины, из-за которых ввозить транспорт не выгодно. В общем по вторичке можно быть спокойным: никакого шквала «утопленников» не будет, за единичными исключениями, как в случае с машинами-конструкторами из Европы. А вот с поставками новых японских машин возникнут проблемы. Поскольку пострадали не только сами автозаводы, но и предприятия-поставщики, временно приостановлено производство. И какими темпами все это восстановится, неизвестно. Хотя японцы, на мой взгляд, смогут мобилизоваться и быстро найти выход. Тем не менее дефицит машин может возникнуть. А это в свою очередь даст толчок к росту цен».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
92
ТОП 5
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления