Авто В Челябинске завелись «залоговые» автомошенники

В Челябинске завелись «залоговые» автомошенники

Группа лиц в Челябинске промышляла продажей многократно заложенных автомобилей, и нашей редакции стало известно как минимум о четырех пострадавших. Автомобили оказались заложены по поддельным документам и не по одному разу...

Группа лиц в Челябинске промышляла продажей многократно заложенных автомобилей, и нашей редакции стало известно как минимум о четырех пострадавших. Автомобили оказались заложены по поддельным документам и не по одному разу.

Владимир К. купил Honda CR-V в 2008 году у частника. «Автомобиль почти новый, 2008 года выпуска. В том году эта модель пользовалась большим спросом. Машина, надо сказать, хорошая, в максимальной комплектации, ездил и радовался. Пока воскресным осенним вечером 2009 года в мою квартиру не постучалась беда в виде молодого человека. Он представился сотрудником коммерческого банка N и вручил мне судебную повестку. В суде я узнал, что моя машина и автомобили еще трех «счастливчиков» являются предметом залога по кредиту аж в 15 млн рублей. Узнал также, что паспорта транспортных средств, предоставленные в банки заемщиками, не являются подлинными и сделаны на копировальной технике», – рассказывает Владимир.

Удивительно, но Honda была заложена не только в банке N, который потребовал возмещать убытки по кредиту, но еще в трех известных банках. На данный момент у одного из них отозвана лицензия, другие два продолжают свою деятельность, но никаких претензий по кредитам не предъявляют. «Их руководители ошибки и просчеты своих сотрудников не перекладывают на плечи простых обывателей, попавших в тяжелую ситуацию», – говорит пострадавший.

По словам директора центра розничного кредитования ФКБ «Юниаструм Банк» в Челябинске Валентины Устьянцевой (данный банк к делу отношения не имеет), в «нормальных» банках ПТС проверяются еще на стадии заключения договора залога – по внешнему виду, на который у специалистов службы безопасности глаз заточен, через запросы в ГИБДД. И если банк принимает поддельные документы – это вина внутренней службы безопасности.

«Мы задавали вопросы в суде, куда смотрела эта служба банка, когда принимала решение о предоставлении кредита, и почему принимали на хранение ПТС, очевидно отличающиеся от оригинала. Ответ был дан следующий: "Это для банка не важно, главное – договор залога заключен и подписан"», – говорит Владимир.

Подделка документов подтверждена экспертизой, заказанной одним из банков-участников истории, но только летом 2009 года.

«При заключении договора залога законом не установлена обязанность проверять ПТС. В банках сложилась практика требовать их, и более того – хранить у себя для обеспечения сохранности залогового имущества. Но ведь получить дубликат сданного паспорта можно в ГИБДД, написав заявление о его утрате. То есть хранение документов в банке не дает гарантий, что машину не перепродадут», – поясняет управляющий партнер компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева.

Самое интересное, что по условиям залогового договора клиент должен предоставлять машину на осмотр сотрудникам банка с установленной периодичностью. Судя по актам банка, эти условия выполнялись по графику – это подтверждается подписью сотрудника организации и залогодателя! То есть машина находилась в собственности у Владимира, а в это время его «Хонду» якобы возит на осмотр бывший владелец. Его подпись, то бишь мошенника, и стояла в актах.

«Объяснить это юрист банка не смог. Зато судья сказал, что этот акт не имеет отношения к договору залога. Для суда самый главный аргумент – подписанный договор с клиентом», – сетует пострадавший.

Начались хождения Владимира по судам, по районным отделениям милиции. Он написал заявление в прокуратуру по возбуждению уголовного дела против мошенников. Однако время шло, и в ноябре 2010 года машину арестовали приставы. Владимир обратился в Советское РОВД, где снова начали рассматривать его случай, и официальный документ о прекращении всех действий по «Хонде» был направлен приставам. Но было поздно – получили они его после того, как иномарка ушла с торгов. К приставам в данной ситуации предъявлять нечего: их полномочия заканчиваются после передачи всех документов Росимуществу, и если есть предписание арестовать автомобиль, они должны это делать. Оно было, а официальное письмо милиции пришло слишком поздно.

После длительных хождений по мукам уголовное дело было-таки заведено: в декабре Владимир направил жалобу в аппарат президента Дмитрия Медведева, и в конце января в Советском РОВД возбудили дело по статье 327 УК (подделка и сбыт поддельных документов). По ней преступникам грозит лишение свободы сроком до трех лет.

Владимир хотел поучаствовать в торгах и выкупить машину дешевле рыночной стоимости, однако информация о торгах по его автомобилю появилась только за день до самого процесса. «Думал, что торги отложены, так как в конце февраля 2011 года направил директору ООО «Альянс» (через него продавали машину) документы о возбуждении уголовного дела. И только второго марта на сайте ФССП я обнаружил всю информацию о торгах. Оказывается, чтобы участвовать в них, я должен был подать заявку и оплатить задаток в сумме 50 000 рублей до 14 февраля 2011 года. Я все равно приехал в назначенное время торгов, но мне сказали, что машина уже ушла с молотка», – продолжает Владимир.

В результате Honda CR-V продали за 700 тысяч рублей. Владимир покупал ее за 900 тысяч, а с учетом вложенных в нее дополнительных средств ее цена достигала миллиона. Естественно, все вырученные на торгах деньги ушли банку, а Владимир просто лишился автомобиля.

Заложником этих же мошенников стал Владимир О. Он приобрел Toyota Avensis через компанию, торгующую бэушными машинами. Сделка состоялась в 2007 году, а в 2009-м ему также пришла повестка в суд от банка N. Примерно в тот же период, что и к Владимиру К.

«Машина, прежде чем попасть к моему клиенту, проходила через двух юрлиц (эти салоны работали по системе trade-in), а это значит, что компании проверяли ее чистоту, – рассказывает адвокат Владимира, директор консультационного центра «Защита и содействие» Вера Баранова. – Перед покупкой Владимир также обратился в ГИББД, где получил официальную информацию, что на эту машину не наложено никаких обременений. И с чистой совестью купил ее за 717 тысяч рублей. А через пару лет узнал, что машина, оказывается, в залоге у банка. Причем не у одного, а сразу у трех».

Владимир вместе со своим адвокатом потребовал от банка документы проверки залогового имущества, и тут снова ситуация повторяется: на актах стоят подписи прежних владельцев и сотрудников банка. А на запрос об экспертизе ПТС суд вообще дал отказ без каких-либо пояснений. «Ну невозможно было все это провернуть без помощи банковских сотрудников, я подозреваю, что работали они с мошенниками сообща за 50% отката», – утверждает г-жа Баранова.

Юрист нам пояснила, что банки по Гражданскому кодексу должны отвечать за сохранность имущества, то есть обязывать страховать машину, хранить у себя документы, обеспечивать запрет на регистрационные действия. Однако прямой формулировки по поводу хранения или сотрудничества с ГИБДД в кодексе нет – этим и пользуются недобросовестные кредиторы. Последний момент наиболее интересен. «Банк должен заключать договор с нотариусом, который будет направлять в ГИБДД официальное письмо о том, что автомобиль находится в залоге и на него накладывается запрет по всем регистрационным действиям. В данном случае банк N не сотрудничал с нотариальными конторами, никакой информации в ГИБДД не предоставлялось – именно поэтому мой клиент и не получил должной информации вовремя. Другими словами, банку плевать. Он знает, что в накладе не останется. Ведь если что-то с машиной случится, за все платит страховая компания, а если по кредиту не будут платить, имущество продадут, и деньги возвратятся им на счет», – заключает Вера Баранова. Автомобиль Владимира сейчас арестован приставами.

В общей сложности мошенники по разным банкам заложили 14 ПТС на разные автомобили. У них, как говорят потерпевшие, за спиной якобы ни гроша – с них требовать нечего. Кто и когда возвратит им деньги – неизвестно. «По Гражданскому кодексу иск о возмещении убытков стоит предъявлять к причинителю, то есть к продавцу автомобиля. Если же в рамках уголовного производства будет доказана вина иных лиц, тогда можно взыскивать и с них», – поясняет Ольга Гольцева.

Юристы подтверждают, что историй с залоговыми автомобилями сейчас просто море. «Случая с подделкой документов не встречалось, но продажи залоговых автомобилей по дубликатам ПТС – довольно распространенное явление. При выборе поддержанных авто советуем обращать внимание на историю прежних покупок машины. Нужно узнать, в каком салоне она куплена, можно уточнить, с какими банками работает этот салон – обычно это две-три организации. У них попытайтесь узнать, не находится ли автомобиль в залоге. Ну и внимательно смотрите дату выдачи ПТС. Если она не совпадает с периодом ввоза в РФ, стоит отказаться от покупки такого авто. Ведь может случиться, что оригинал ПТС в банке, а продажа производится по дубликату», – говорит Ольга Гольцева.

«Ситуация похожа на героев басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Есть законодательные и правовые структуры, есть связи между ними, а направленность их действий на защиту интересов гражданина не чувствуется. Поэтому и живут вольготно всякие проходимцы и махинаторы, используя нестыковки в законодательстве», – заключает Владимир К.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления