Топливный кризис в Челябинске: главное, без паники!

В стране возник дефицит топлива. Официальная причина – компании гонят нефть за рубеж по выгодным мировым расценкам. Острую нехватку бензина ощутили на Сахалине, в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянской области, проблема докатилась...

Поделиться

Поделиться

В страневозник дефицит топлива. Официальнаяпричина – компании гонят нефть за рубежпо выгодным мировым расценкам. Оструюнехватку бензина ощутили на Сахалине,в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянскойобласти, проблема докатилась до Москвыи Петербурга, но острее всего кризисударил по Алтайскому краю. С ситуациейразбираются региональные антимонопольныеслужбы, подключена прокуратура, чтобывыявить факты сговора и прекратитьдозированный отпуск бензина с АЗС. Междутем сами топливники винят в ситуацииправительственную политику сдерживанияцен. Челябинский регион пока в сторонеот бензиновых передряг – запасы есть,отгрузки плановые, цены более-менеестабильны. Поэтому без паники.

Из разныхрегионов России ежедневно поступаютсигналы тревоги. Первые пришли сАлтайского края, где с 23 апреля остановиласьпродажа топлива на многих АЗС и отпускалосьтолько на станциях «Роснефти» и «Газпромнефти» по ценам на 20% выше обычных. Причемв один бак заливали не больше 20 литровбензина и только владельцам картлояльности. В Новокузнецке бензинотгружали только организациям, с которымиуже заключены контракты. Вчера в Томскена заправках выстроились огромныеочереди, из-за которых пятая частьавтобусного парка не смогла выйти намаршруты. При этом на один автобуснезависимо от его класса давали по 25литров топлива – четверти необходимогоколичества. А цена на него выросла на16%.

ВладимирПутин дал команду разобраться с этимхаосом антимонопольной службе, к которойприсоединилась прокуратура. Например,в ходе проверки на Алтайском краедействия компаний «Роснефть» и «Газпромнефть» прокуратурой признаны незаконными,поскольку нарушают права потребителей.В суды направлены иски, а все ограниченияпо отпуску бензина сняты.

Топливнаятема под контролем и в Челябинской УФАС:«Мы сделали запросы по ценам и наличиюпродукции. Обращались не только к крупнымкомпаниям, но и к независимым хозяйствам.По данным мониторинга на данный моментне выявлено резкого подорожаниянефтепродуктов и дефицита, – утверждает пресс-секретарьчелябинского УФАС Наталья Мартынюк.– Но сейчас рассматривается обращениеНП «Топливная ассоциация Челябинскойобласти» на действия двух существующихв Челябинской области вертикальноинтегрированных компаний ООО«ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО«Газпромнефть-Челябинск». Подорожаниетоплива в опте и одновременное удержаниерозничных цен делает бизнес независимыххозяйств нерентабельным. Ведетсяпроверка на предмет нарушенияантимонопольного законодательства».

Поделиться

Темвременем в обеих компаниях заверяют,что ситуация с поставками и наличиемтоплива в Челябинской области стабильная: «Пока по Челябинскому филиалу нетникаких вопросов – все поставки иотгрузки осуществляются в плановомрежиме, запасы топлива есть, – говорит начальник отдела координации поставокнефтепродуктов и продукции газопереработкиООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» РоманПавлов. Однако представитель компанииотказался от каких-либо прогнозов набудущее.

«Сначала 2011 года «Газпром нефть» увеличила объемы поставок моторныхтоплив на внутренний рынок на 10% посравнению с аналогичным периодомпрошлого года, – ответили намв пресс-службе «Газпром нефти». – НаАЗС компании дефицитатоплива нет. Автозаправочные станцииполностью обеспечены объемами бензинови дизельного топлива и работают в обычномрежиме».

Челябинскимводителям беспокоиться не стоит, заверили нас в центральномофисе компании «Уфаойл-ОПТАН», которая закупаеттопливо у «Башнефти» и поставляет нафирменные челябинские АЗС: «Трудностивозникаюту компаний, у которых есть проблемы спланированием. У нас с этим все в порядке.В Челябинской области все отгрузкипроисходят по плану, никаких сбоев,запасы топлива есть, цены не растут,поэтому нет никаких поводов для паники»,– сообщили в департаменте розничногобизнеса компании.

 На «разборе полетов» выявились двепротивоположные точки зрения на ситуацию.Одни видят причины дефицита в монополизмевнутреннего рынка, другие, преимущественносами топливники, – в крайне неэффективнойполитике правительства по сдерживаниюцен.

«Дотех пор, пока в России не появитсянезависимая нефтепереработка, конкуренциине будет и такого рода кризисы, как вАлтайском крае, будут возникать постоянно,– цитирует гендиректора Фонда национальнойэнергетической безопасности КонстантинаСимонова РБК Daily.– Хотя, на мой взгляд, там больше нагнеталипанику: прошел слух о том, что бензинисчезнет, поэтому народ начал скупатьбензин, который очень быстро закончился.Сомневаюсь, что на внутренний рынок егоне поставляют или стали поставлятьменьше. Нефтяные компании уверяют, чтосейчас работа на внутреннем рынке неочень рентабельна – но на самом делемаржу на этих поставках наши нефтяникиполучают. Вряд ли они откажутся от неев пользу экспорта сырой нефти. Из Алтаяраздули проблему либо необдуманно, либоспециально. Мы ведь понимаем, что естьболее глобальная – в виде монополизациивнутреннего рынка».

Поделиться

Российскийтопливный союз, напротив, говорит отрудных условиях работы на внутреннемрынке, которые просто вынуждают компаниипродавать нефть за границу – мировыецены намного интереснее. Напомним, чтов феврале после заявления премьер-министракомпаниям пришлось снизить цены врознице на рубль-два за литр топлива.

«Сложностис приобретением бензина – это не винавертикально интегрированныхнефтяных компаний. Они просто действуютв искусственно созданных экономическихусловиях и реализуют ресурсы там, гдеим выгодно, – рассказывает исполнительныйдиректор Российского топливного союзаГригорий Сергиенко в интервью Slon.ru. – Хотя крупных поставщиков у нас всегопять, не стоит везде искать заговоры,когда речь идет об объективных рыночныхсилах – товар идет туда, где за негобольше платят. У ФАС сложились ужеопределенные стереотипы, она вездевидит какой-то заговор, лукавство. Есливласти хотят избавиться от дефицита,им надо отменить административноерегулирование цен на внутреннем рынке.Ну, я думаю, официально и публично никтоне будет давать команду отпустить ценыили не препятствовать их повышению. Нопроблема в том, что тут придется выбирать:или дефицит бензина, или рост цен».

Кстати, уже вчера руководство «Лукойла»заявило о возможном подорожании на 5-7%из-за роста цены на сырую нефть. Сейчасна челябинских АЗС топливо продают поценам, близким к февральским, и покастоимость бензина росла в проблемныхрегионах, у нас они держались снезначительными изменениями. Кстати,если сравнивать уровень наших цен состолицами, соседними регионами иобластями, где наблюдается топливныйдефицит, то Челябинск оказываетсязолотой серединой.

По оценкам ИАЦ «Кортес», рентабельнойценой бензина АИ-92 для топливных компанийявляется 30 рублей за литр.

Средняястоимость АИ-92 в регионах (данные Росстатана 18.04.2011)

Динамикацен на челябинских АЗС с 22 по 26 апреля2011 года (данные Челябинского УФАС)

Ценатоплива на челябинских АЗС (28.04.2011)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter