Все новости
Все новости

30 рублей за литр – прогноз ближайшего месяца

В Челябинской области возможны перебои с продажей топлива на ряде АЗС, а стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 в ближайший месяц вырастет до 28-30 рублей за литр. Такую информацию нам сообщили представители Топливной ассоциации Челябинской области, которая объе

Поделиться

Поделиться

В Челябинской области возможны перебои с продажей топлива на ряде АЗС, а стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 в ближайший месяц вырастет до 28-30 рублей за литр. Такую информацию нам сообщили представители Топливной ассоциации Челябинской области, которая объединяет независимые топливные компании. Они в данном случае противопоставляются розничным сетям вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), таких как «ЛУКОЙЛ» или «Газпром нефть».

Проблем, на которые жалуются независимые АЗС, две. Первая – необоснованное завышение оптовой цены на топливо, которую устанавливают ВИНКи. Получается парадоксальная ситуация, когда независимые АЗС, продавая топливо даже с минимальной наценкой, получают столь высокую розничную стоимость, что конкурировать с ВИНКами не могут. В результате мелкие сети вынуждены продавать топливо без наценки, а то и вовсе в минус. По словам представителя небольшой сети АЗС, в настоящий момент убыток составляет около рубля с каждого литра, но если он поднимет стоимость хотя бы до уровня рентабельности, потеряет клиентуру.

Вторая проблема – дефицит топлива на оптовом рынке. Сравнительно небольшие сети АЗС вроде «Оптана», «Челнефти», Vintek, «Эрон-М» не производят топливо и тем более не добывают нефть самостоятельно. Они занимаются лишь розничной продажей и в силу сложившейся последние годы ситуации полностью зависимы от поставок топлива ВИНКами. Такое положение дел – мина замедленного действия, поскольку ставит большую часть рынка в зависимость от нескольких крупных игроков. И есть опасения, что мина начала детонировать.По словам независимых компаний, крупные поставщики отгружают бензин скудными партиями по непредсказуемому графику, вынуждая их покупать топливо в соседних регионах. Новые контракты на поставку не заключаются или заключаются очень редко, так что на скорое исправление ситуации надежды нет. Говорить о глобальном дефиците топлива пока рано, однако перебои с его продажей на независимых АЗС вполне вероятны.

«Поставки сильно ограничены, собираем топливо с миру по нитке, – сообщает представитель компании Vintek. – Закупаемся в соседних регионах небольшими партиями, которые пока доступны, – это 20, 30 тонн. Для сети АЗС это очень мало. ВИНКам надо отчитаться перед представителями ФАС, и для галочки они отгружают топливо крошечными дозами. Сегодня бензин продают, завтра нет, и все это сильно осложняет нам логистику. Добавьте к этому рост оптовой цены – закупаем тонну 92-го бензина по 32-32,5 тысячи рублей, что в пересчете на литр равно 24 рублям, плюс копеек 20-30 на транспортные расходы.  В результате мы оказываемся неконкурентоспособны и фактически работаем в ноль, где-то даже в убыток».

«Ситуация такова: оптовые поставщики, доминирующие в области, реализуют топливо на мелкооптовом рынке по завышенной стоимости. В результате соотношение оптовых и розничных цен сводится к минимальной разнице либо ее полному отсутствию. И это происходит довольно продолжительное время, меняется только ценовой диапазон, но соотношение цен опта и розницы сохраняется на невыгодном уровне, – говорит председатель НП «Топливная ассоциация Челябинской области» Владимир Гришин. – Работать в таких условиях просто нерентабельно. Челябинские предприниматели уже готовы сдавать свои заправки в аренду, некоторые задумываются о продаже бизнеса. И причина тому – искусственно созданный дефицит: топливо есть, просто ВИНКи его не поставляют независимым продавцам, таким образом изживая конкурентов. Они озвучивают оптовые цены, по которым частникам более-менее интересно работать, а когда приезжаешь за партией, отказываются работать без предварительной договоренности. То есть товара по этой стоимости фактически нет. Поэтому приходится покупать то, что появляется на рынке в свободном доступе по завышенным ценам».

Такая ситуация сложилась для большинства независимых топливных компаний.

«Действительно, крупные компании продают топливо по высоким оптовым ценам, поэтому на многих частных АЗС розничные цены сейчас выше, чем в сети ВИНКов, – рассказывает представитель одной из сетей АЗС. – Многие небольшие компании сейчас работают себе в убыток. Что касается поставок, то «ЛУКОЙЛ», например, их осуществляет, но продает дорого и при определенных условиях. То есть устанавливает цену на бензин, но в нагрузку дает еще дизтопливо по невыгодной цене. «Роснефть» несколько дней назад еще отгружала бензин, сейчас прекратила. Но и тогда они продавали небольшими партиями примерно по 50 тонн – этого одной АЗС хватает примерно на полмесяца. В области ситуация еще хуже – им приходится оплачивать доставку. На мой взгляд, таким образом ВИНКи просто избавляются от конкуренции».

В пресс-службе челябинского УФАС сообщают, что в настоящий момент  проводится проверка и решение будет принято к 1 июня. Тем временем ситуация продолжает накаляться.

«Реально, чтобы покрыть затраты, нужно накидывать 1,85 рубля на литр, – поясняет  представитель одной из независимых сетей  АЗС. – Сейчас независимые от ВИНКов игроки реализуют нефтепродукты с минимальной наценкой в 0,5-0,9 рубля за один литр. Организации, осуществляющие одновременно добычу, переработку и реализацию нефтепродуктов, неравномерно распределяют объем произведенного ими топлива между внешним (для независимых АЗС) и внутренним (для собственных АЗС) рынком. Декларируемое ВИНКами понижение оптовых цен является фикцией, так как нефтепродукты по объявляемой ими стоимости для независимых АЗС отсутствуют, а сами ВИНКи в первую очередь сосредоточены на обеспечении потребности собственных АЗС. Таким образом, они искусственно создают дефицит топлива на рынке, провоцируя повышение цен на нефтепродукты».

Тем не менее сейчас цены на «Оптане» все же ниже лукойловских, значит, есть резерв по повышению цены и выходу на уровень рентабельности?

«Оптан» – одна из самых лояльных к народу сетей АЗС, поэтому мы вынуждены выдерживать цены на уровне, ниже, чем у того же ЛУКОЙЛа, для того чтобы не потерять своих покупателей, – сообщает представитель компании «Оптан-Челябинск» Эдуард Альметов. – Мы ежедневно наблюдаем за поведением игроков на рынке и стараемся реагировать на изменение цен. Но если положение дел останется прежним, то значительный рост цен, скорее всего, произойдет. Для нас это будет вынужденная мера. Поймите, ни мы, ни потребители не заинтересованы в такой высокой стоимости. Но, если ничего не изменится, и власти не захотят вмешаться, мы реально можем столкнуться с отметкой в 28 рублей за литр».

Компания «Башнефть» не предоставила ответ на наш запрос.

Представители отдела розничной реализации компании «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» ограничились краткой ремаркой: «В первую очередь мы стремимся обеспечить население топливом – автомобилистов и общественный транспорт, – а уже потом перекупщиков. Поэтому в приоритете – наша розничная сеть АЗС».

В «Газпром нефти» не подтверждают дефицита топлива в Челябинской области по своей линии – все обязательства по контрактам исполняются, отгрузки производятся ежедневно.

В письме ФАС, подготовленном топливной ассоциацией, есть следующие строки: «Подобная ситуация [...] неминуемо приведет к монополии ВИНК и банкротству многих мелких и средних игроков этого бизнеса, остановке деятельности достаточно большого количества автозаправочных станций, независимых участников рынка».

Можно домыслить, что разорившиеся АЗС будут выкуплены по выгодной цене представительствами ВИНКов. Наиболее пессимистичные эксперты утверждают, что таким образом крупные топливные компании готовят почву для радикального повышения цены автомобильного топлива.

Разумеется, хотелось бы взглянуть на проблему шире и постараться понять причины столь агрессивного поведения ВИНКов (если предположить, что оно действительно имеет место быть). Одна из возможных причин – стремление крупных компаний компенсировать недополученные прибыли, связанные с попыткой государства регулировать цены на автомобильное топливо. Напомним, что после зимнего скачка цен глава правительства России Владимир Путин де-факто наложил вето на дальнейших рост стоимости топлива. А в конце апреля, в разгар алтайского кризиса, правительство ввело запретительные пошлины на экспорт бензинов за рубеж, чтобы насытить ими внутренний рынок. Вероятно, топливные компании интерпретируют подобные действия как попытку залезть в свой карман и играют мускулами. Выдавив с рынка независимые сети, ВИНКи увеличат поток клиентов через свои АЗС, что при одновременном повышении цен даст желаемый эффект.

Косвенным подтверждением такой стратегии является тот факт, что после увеличения экспортных пошлин рост стоимости топлива на внутреннем рынке достиг максимума за последние месяцы (данные Росстата). Дорожает топливо и в Челябинске – так, за прошедший месяц «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» подняли стоимость бензина более чем на рубль.

При этом на некоторых несетевых АЗС топливо действительно дороже, чем на том же «ЛУКОЙЛе» – к примеру на безымянной заправке, обнаруженной нами в конце проспекта Победы (смотрите таблицу).

Во многом нынешняя ситуация связана с невозможностью мелких сетей АЗС покупать топливо напрямую у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

«Эффективное решение проблемы для Челябинской области – возобновить работу новосинеглазовской ЛПДС (линейно-перекачивающей диспетчерской станции), которая сейчас не функционирует якобы из-за несоответствия ГОСТам, – считает Владимир Гришин. – Это оптимальный способ доставки топлива с НПЗ и покупки независимыми компаниями. Сейчас мы можем привезти топливо  только железной дорогой, но это очень дорого и требует закупок огромного количества, которое потом надо где-то хранить.  Поэтому предпринимателям приходится покупать продукт у местных представителей ВИНКов даже по завышенным ценам. Если открыть доступ к «трубе», ВИНКи не смогут наращивать оптовые цены, соответственно, упадет и розничная цена. Сейчас мы готовим обращение к губернатору по этому вопросу».

Если же власть не вмешается, челябинцам, видимо, стоит настроиться на существенный рост цен на топливо, а то и вовсе на перебои с его поставками региональными АЗС.

Стоимость топлива на челябинских АЗС

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter