Обратно к «Евро-2»: кризис все спишет?

Российский топливный рынок оказался не готов к переходу на стандарт «Евро-3», поэтому продажи бензина второго экологического класса решено продлить как минимум до середины 2012 года. Об этом сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы...

Поделиться

Поделиться

Российский топливный рынок оказался не готов к переходу на стандарт «Евро-3», поэтому продажи бензина второго экологического класса решено продлить как минимум до середины 2012 года. Об этом сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Павел Субботин. Росстандарт, ФАС, Ростехнадзор и 12 нефтяных компаний подписали соглашение, которое разрешает продавать «Евро-2» в течение еще одного года, но при этом компании обязываются модернизировать производство к 2015 году и с этого периода обеспечить поставку достаточного объема высокооктанового топлива на внутренний рынок. Таким образом участники соглашения пытаются преодолеть дальнейший рост цен на бензин и не допустить новых кризисных явлений.

А тем временем, по данным Росстата, в июне средняя розничная цена топлива выросла еще на 1,7%, таким образом, эта цифра по Челябинской области достигла 25,12 рубля за литр. Но надо отметить, что это один из наиболее низких показателей в Уральском округе. В целом за полгода стоимость бензина по России выросла на 10,6%, то есть примерно на 2,5-3 рубля.

Напомним, что с 1 января этого года требования техрегламента сводились к запрету выпуска бензина второго экологического класса, что стало одной из причин обширного топливного кризиса: на рынке сформировался дефицит высокооктановых продуктов. Нефтяники утверждали, что просто не смогли к этому периоду полностью модернизировать производство, а соответственно обеспечить рынок нужным количеством горючего. Правительство пошло на уступки и теперь 12 компаниям, в том числе «ЛУКОЙЛу», «Газпром нефти», «Башнефти», «Татнефти» и прочим, разрешено пускать в оборот продукт «Евро-2» до середины следующего года.

В то время как нефтяники не могут решить вопросы с модернизацией, в Томске ученые изобрели «бензиновыжималку» – аппарат, способный перерабатывать любой мусор в бензин, дизтопливо или авиационный керосин. Причем на выходе получается продукт, соответствующий стандарту «Евро-5». За час изобретение позволяет производить до 200 литров продукта в час, а себестоимость литра бензина не превышает четырех копеек.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что эта мера вполне логична, поскольку сейчас почти 60% автопарка ездит на 92 бензине, и обязывать водителей покупать АИ-95, несмотря на то, что их транспорт потребляет более доступное горючее, не совсем правильно. Кроме того, он сообщил, что сейчас обсуждается предложение некоторых компаний на временно возродить выпуск 80-го бензина. Объективность решения отметил и глава минпромторга России Алексей Рахманов, который тоже сослался на структуру автопарка. Между прочим, экспертная комиссия при минпромторге предлагает продлить «Евро-2» не до середины, а до конца 2012 года. Также обсуждается возможность отменить привязку экологической составляющей к октановому числу. Другими словами, если 92 бензин будет удовлетворять экологическим нормам, запрещать его ни к чему.

«На мой взгляд, это простое нежелание нефтяников вкладывать деньги в модернизацию. Им гораздо проще получать свою прибыль, распределяя между собой, нежели инвестировать в производство. Проще продавать сырую нефть за рубеж без всяких заморочек, – говорит председатель регионального координационного совета Челябинской области МООА «Свобода выбора» Алексей Бруй. – У нас единичные компании развивают свой бизнес, а преимущественно никто не вкладывается в развитие: оборудование старое, технологии старые, поэтому из нефти мы получаем бензина в три раза меньше, чем заграничные компании. Отсюда и задранные цены. Вопрос с модернизацией отрасли реально назрел: нам интересен не столько экологический стандарт как таковой, а развитие технологий, чтобы в конечном итоге получить адекватные цены. Да, компании подписались под обязательствами, но в который раз они обещают выполнить условия, а переход на новый уровень до сих пор откладывается. Надеемся, на этот раз все же дело сдвинется с мертвой точки. Что касается дефицита топлива на внутреннем рынке, временное разрешение «Евро-2» ослабит напряжение, рынок заполнится продуктом, но о снижении его стоимости говорить не приходится. Поскольку цена бензина складывается еще и из налогов, которые пока никто снижать не собирается».

Кстати, о цене. В открытом письме, опубликованном «Российской газетой», президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль утверждал, что справедливая цена должна держаться на на уровне 15 рублей за литр. На самом деле АИ-92 в Челябинске стоит не менее 24,5-25 рублей.

«Разрешение на «Евро-2» наверняка не вызовет снижения цен, но к определенной стабильности это приведет, – говорит председатель Топливной ассоциации Челябинской области Владимир Гришин. – Плюс ко всему позволит миновать очередного витка топливного кризиса и дефицита топлива, поскольку рынок будет заполняться объемами продукции, исчезнувшими из-за требований техрегламента».

Несмотря на по-прежнему большой спрос низкооктановых бензинов, структура производства топлива меняется. По данным агентства «Кортес», доля высокооктановых продуктов растет, хотя 92 бензин по-прежнему остается в лидерах: за прошлый год произведено 7,2 млн тонн АИ-95, 23,4 млн – ИА-92 и 5,6 млн – 80-го бензина.

Напомним, что переход на «Евро-3» планировался еще в 2009 году, в 2010 – на четвертый уровень, а к 2013 году – на «Евро-5». Нефтяники возмутились столь быстрым срокам, поэтому переход к «Евро-3» сдвинули на 2011 год. Сейчас вновь даты сдвигаются, чтобы успеть с модернизацией, которая по оценке президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, потребует по меньшей мере 10 млрд долларов. Тем временем в Европе с 2009 года действует стандарт «Евро-5».

Письмо премьер-министру от Российского топливного союза о стандарте «Евро-2» здесь.

Проект изменений к техническому регламенту – здесь.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter