Все новости
Все новости

Зачем модернизация нефтяникам?

В июле текущего года двенадцатью нефтяными компаниями, антимонопольным ведомством, Росстандартом и Ростехнадзором подписано соглашение, предусматривающее модернизацию нефтеперерабатывающих производств и установление новых сроков перехода на более высокие

ds

Поделиться

Поделиться

В июле текущего года двенадцатью нефтяными компаниями, антимонопольным ведомством, Росстандартом и Ростехнадзором подписано соглашение, предусматривающее модернизацию нефтеперерабатывающих производств и установление новых сроков перехода на более высокие экологические стандарты топлива. Напомним, что инициировал это предложение премьер-министр России Владимир Путин.

Стоит отметить, что соглашение не только обязывает участников соглашения исполнять программу развития и поставлять необходимые объемы продукции на рынок страны, но и дает отсрочку предприятиям, не успевшим подготовить производственные мощности к переходу на выпуск топлив класса «Евро-3» и выше.

«Все компании должны предоставить конкретные программы реконструкции и развития НПЗ, – сказал Владимир Путин на совещании по отрасли. – Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты, однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли».

Итак, сроки перехода на «Евро-3» временно смещаются на 2012 год, а это значит, что производители смогут возобновить выпуск низкооктановых бензинов для продажи на внутреннем рынке, тем самым восполняя дефицит продукции, отчасти вызванный требованиями техрегламента, запрещающего с января 2011 года оборот топлива второго экологического класса. Несмотря на то, что все российские производители топлива знали о грядущих ограничениях техрегламента заранее, только единичные представители отрасли успели модернизировать мощности в срок, и по сути полгода весь рынок держался лишь на них. Остальные компании, готовые производить только бензин класса «Евро-2», бросили все силы на поставку продукции за границу. В итоге весной внутри страны образовались бензиновые пробелы – ситуация, названная топливным кризисом. Сейчас нефтяным компаниям отведено дополнительное время на переоснащение предприятий для выпуска более качественного продукта. Вместе с тем нефтяники не должны сокращать производство и обязаны поставлять на рынок столько тонн бензина, сколько требуется.

Компании, которые своевременно произвели модернизацию производственных мощностей, сегодня существенно опережают установленный график по выпуску более качественных топлив, утвержденных техрегламентом.

«Например, «ЛУКОЙЛ» – у них там неплохо выглядит ситуация в целом с модернизацией, и они готовы к переходу на класс 4 и класс 5, – сказал глава Минэнерго Сергей Шматко в интервью «Интерфаксу». – Но я бы хотел отметить компанию «Газпром нефть». У них тоже были вопросы, связанные с переходом собственности (анализ рынка показал, что стабильные отношения собственности были основным условием и фактором, обеспечившим выполнение инвестпрограммы), но «Газпром нефть» сейчас поставляет на российский рынок практически 25% товарной продукции достаточно высокого качества. Значительное опережение запланированных техрегламентом сроков продемонстрировал Омский НПЗ, входящий в состав «Газпром нефти», где в июле 2011 года начался выпуск бензина «Супер Евро-98», соответствующего экологическому классу «Евро-5». Регламент предусматривает переход на производство бензина такого класса лишь к 2015 году. Специалистам ОНПЗ удалось на четыре года опередить установленный график благодаря использованию в производстве бензина изомеризата – высокооктанового компонента с нулевым содержанием серы, ароматических и непредельных углеводородов. Изомеризат производится на уникальной заводской установке «Изомалк-2», крупнейшей в России и Европе. С момента ее запуска в октябре 2010 года уже получена 151 тысяча тонн этого компонента. В производстве дизельного топлива Омский завод также задает темп: на нем уже сейчас, на полгода раньше, чем того требует техрегламент, освоен выпуск ДТ, соответствующего стандартам «Евро-3».

«Одна из стратегических задач, стоящих перед компанией «Газпром нефть» в рамках реализации программы модернизации перерабатывающих активов, – повышение качества производимых топлив до уровня мировых стандартов, – отмечает заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. – В соответствии со сроками, определенными техническим регламентом, мы должны закончить эту программу к 2015 году, но я убежден, что Омский НПЗ справится с этой задачей гораздо раньше».

В марте этого года завод приступил к производству бензина класса «Евро-4». После планируемого в 2012 году ввода в эксплуатацию комплекса гидроочисток дизельных топлив и бензина каталитического крекинга выпускаемые предприятием моторные топлива будут полностью отвечать требованиям классов 4 и 5. В целом компания до 2018 года намерена инвестировать в развитие порядка 350 миллиардов рублей. На сегодняшний день, начиная с 2007 года, в развитие вложено 64,5 миллиарда рублей.

Между тем ситуация на топливном рынке относительно стабилизировалась. Как утверждают нефтяные компании, отгрузки независимым АЗС происходят в плановом режиме, а прайсы держатся примерно у одной точки. По данным Росстата на период с 19 по 25 июля, средние потребительские цены на топливо остались неизменными. В Челябинской области литр 92-го в среднем стоит 25,5 рублей.

Следует отметить, что цены «Газпром нефти» на нефтепродукты в опте и рознице являются одними из самых низких. Подтверждением этого является рост объема продаж на АЗС компании. Как сообщается в опубликованной 3 августа отчетности «Газпром нефти», среднесуточная реализация через одну станцию в России в первом полугодии 2011 года выросла на 32,6% по сравнению с первым полугодием 2010 года. Благодаря максимально возможной загрузке производственных мощностей НПЗ «Газпром нефти» в первом полугодии компания нарастила объем переработки на 12% по сравнению с первой половиной 2010 года. Производство бензина в первом полугодии 2011 года увеличились на 21,6% по сравнению с первым полугодием 2010 года. Эксперты рынка утверждают, что происходит искусственное нагнетание ситуации. Так, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев считает, что на настоящий момент цены на топливо в России являются справедливыми и не снижаются только из-за высокого уровня мировых цен. «Мы внимательно следим относительно мировых цен по общепринятым формулам за тем, чтобы цены внутреннего рынка не превышали мировые цены. Мы считаем, что такой принцип формирования – от мировых цен – является справедливым. В настоящее время наши цены ниже, чем в Соединенных Штатах и любой европейской стране. Поэтому высота этих цен связана не с монополизмом, а с высокими мировыми ценами», – прокомментировал Игорь Артемьев «Интерфаксу».

В разрешении топливных проблем свою роль сыграло антимонопольное ведомство, которое контролирует соблюдение условий «правильной» конкуренции. В отношение крупных нефтяных компаний были заведены дела, и некоторые из них уже признали нарушения со своей стороны. К примеру, «Газпром нефть» накануне представила устные и письменные пояснения об устранении этих нарушений и их последствий. В частности, с начала февраля стала меняться ценовая политика поставки топлива на федеральный оптовый рынок нефтепродуктов, отмечают в ФАС. Кроме того что «Газпром нефть» перешла к производству топлив, отвечающих техрегламенту, отгрузка продукции в первом полугодии 2011 года на внутренний рынок увеличилась на 20-40%. Также в летние месяцы компания начала проводить регистрацию внебиржевых контрактов, зарегистрировав 1100 новых сделок.

«В связи с отсутствием факта нарушений с компании сняты обвинения в изъятии с рынка дизельного топлива и авиакеросина, а также в установлении монопольно высокой цены на бензины. В части цен на дизельное топливо и авиакеросин компания признала вину и добровольно устранила нарушения, – комментируют в «Газпром нефти». – Компания рассчитывает, что добровольное устранение нарушений, а также меры, предпринятые для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, восприняты ФАС положительно и будут учитываться при принятии решения по определению размера штрафных санкций».

Напомним, что среди основных причин весенних проблем оказались не только требования техрегламента к качеству бензина, мировая динамика роста цен на нефтепродукты, повышение налоговой нагрузки на отрасль, но и попытки государства регулировать цены, сделав продажу на внутреннем рынке менее выгодной, чем за рубежом.

Стабилизировать процесс помогли не только временный возврат «Евро-2» и повышенные экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, но и увеличение объемов производства на заводах. К примеру, Омский НПЗ в первом полугодии переработал на 7,6% больше нефти, чем за тот же период в прошлом году, и в итоге вышел на уровень 9,9 миллиона тонн. Кстати, в мае здесь переработана миллиардная тонна нефти – завод стал первым «миллиардником» среди российских производств.

Стоит признать, что напрямую вопросы модернизации больше волнуют промышленников, нежели конечного потребителя, которому важно, чтобы на заправке всегда можно было залить столько качественного бензина, сколько требуется автомобилю. А изобилие и качество – это плоды совершенствования технологических процессов, следовательно, решение по модернизации производств нефтяных компаний косвенно затрагивает интересы всех автомобилистов. Глава Минэнерго подчеркнул, что принятые решения устраняют угрозу повторения топливных неурядиц, даже несмотря на пиковый спрос в июле-августе. Кстати, среди принятых решений – отказ некоторых производителей, в том числе «Роснефти» и «Газпром нефти», от продажи бензина на бирже – таким образом исключается возможность трейдеров перенаправлять продукцию за границу и уводить продукт с внутреннего рынка, что повлечет увеличение объемов топлива, поставляемого в регионы.

Предвосхищая возможное повторение дефицита топлива в будущем, некоторые нефтяные компании уже начинают создавать резервы топлива. По такому пути, к примеру, идет та же «Газпром нефть», которая ведет переговоры с «Роснефтегазом» о поставке внушительных объемов нефтепродуктов, включая зимнее дизтопливо, «про запас».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter