Автошколы плодят опасных водителей

12 октября состоялась встреча руководителей автошкол Челябинской области с представителями ГИБДД и надзорными органами в сфере образования. Поводом для собрания стали проверки этих учебных учреждений на предмет качества подготовки...

Поделиться

Поделиться

12 октября состоялась встреча руководителей автошкол Челябинской области с представителями ГИБДД и надзорными органами в сфере образования. Поводом для собрания стали проверки этих учебных учреждений на предмет качества подготовки водителей и соблюдения законодательства. В ходе плановых и внеплановых «визитов» выявлены не только серьезные проблемы с документами, условиями труда преподавателей, но и несоответствие учебных автомобилей требованиям, а также обучение по устаревшим программам, недоукомплектованность кабинетов наглядными материалами и «недокатка» практических часов.

Напомним, масштабная проверка учебных заведений, готовящих водителей на Южном Урале, с участием прокуратуры началась после того, как первый вице-губернатор Олег Грачев привел данные о количестве сдающих квалификационные экзамены с первого раза и статистку аварий, спровоцированных новичками.

Сейчас эти цифры выглядят следующим образом: «За девять месяцев 2011 года по вине водителей со стажем до одного года произошло 150 ДТП, в которых погибло 12 человек. Среди самых распространенных нарушений несоответствие скорости конкретным условиям, несоблюдение правил очередности проезда, дистанции, правил проезда пешеходных переходов и так далее, – говорит начальник отдела экзаменационной работы и технического надзора УГИБДД по Челябинской области Андрей Шабанов. – По вине водителей со стажем до трех лет произошло 365 ДТП, преимущественно это аварии в темное время суток и за пределами города».

По словам представителя Госавтоинспекции, притом, что каждый год выпускается все больше водителей, процент сдачи экзаменов с первого раза постоянно сокращается. Например, в 2006 году этот показатель держался на уровне 53%, сейчас это 43%.

За последние десять лет по стране выдано свыше 46 млн водительских удостоверений. Пик пришелся на 2009 год, когда права получили около 10 млн новичков. Меньше всего их выдавали в 2003 году. В Челябинской области за девять месяцев 2011 года выдано свыше 46 000 удостоверений. В нашей области водителей готовят в 200 учреждениях.

Некоторые автошколы не выполняют даже этот средний показатель, и это одна из причин внеплановых ревизий: «К нам поступает информация от ГИБДД, на основании которой мы принимаем решение о внеплановых проверках. Так вот, в этом году они проводились в трех челябинских автошколах («Солекс», «Альянс», «Радуга»), «Автокурсах «Регион» в Коркино, автошколе «Маэстро» в Сосновском районе и отделении ООГО «ДОСААФ России» по Еманжелинскому району, – говорит ведущий специалист отдела лицензирования Управления по надзору и контролю Минобразования и науки Челябинской области Олег Поленин. – У них процент сдачи экзаменов с первого раза колеблется в пределах 11-30% и аварийность на уровне 1,5-6%».

В ходе этих проверок выявлены проблемы с документами, в том числе договорами на предоставление услуг: например, в них не прописываются права слушателей, нет даты заключения договора, не прописаны сроки обучения и категории, не указываются денежные единицы оплаты курсов и конечный результат обучения, то есть выдача свидетельства установленного образца. Установлено, что не вычитывается в полном объеме материал по некоторым дисциплинам, практические часы не откатываются полностью. А при этом рабочий день инструкторов может доходить до 16 часов в сутки без выходных.

«Все-таки с теорией проблем меньше, но по вождению возникают более серьезные вопросы. Есть и такие школы, которые не выполняют условия региональной программы по выкатке в вечерние часы и так далее. Плюс, когда мастер катает по 16 часов, о какой качественной подготовке может идти речь? – говорит замначальника управления по надзору и контролю минобразования Челябинской области Любовь Королева. – В автошколах обижаются на ГИБДД, говорят, что у них есть негласные установки пропускать только 50% кандидатов на экзаменах с первого раза. Я считаю, что правильно делают: зачем выпускать на дороги водителей, которых недоучили?»

Олег Поленин также отметил, что в некоторых автошколах на категорию В учат по устаревшим программам, которые существенно отличаются от действующих стандартов, например, по курсу медицинской подготовки, по дисциплине безопасного вождения. Есть проблемы по оснащению классов наглядно-методическими материалами, в частности по курсу первой помощи.

Не везде учебные автомобили соответствуют надлежащему состоянию: «Вместо двух дублирующих педалей – три, нет знака «У», нет дополнительных зеркал заднего вида и так далее, а это противоречит нормам по допуску учебных машин к эксплуатации», – уточняет представитель министерства.

По итогам проверки со стороны минобразования и прокуратуры выданы предписания и представления, установлены сроки для их выполнения. В противном случае надзорные органы имеют право приостановить действие лицензии до шести месяцев. Такой прецедент в области уже есть.

Автошколы в свою очередь указали на недоработки со стороны министерства и ГИБДД. В частности, это время и маршруты сдачи экзаменов. Многие проходят эту процедуру в часы пик, на самых загруженных улицах города – Гагарина, Дзержинского, где всегда очень много транспорта, людей. Причем некоторые инспекторы изначально предвзято настроены, спрашивая инструкторов, хватит ли им на сегодня 20% «счастливчиков»? «О каком высоком проценте сдачи вообще можно говорить в таких условиях?» – возмущаются представители автошкол.

«Маршруты сдачи экзамена предусмотрены с учетом близости к ГИБДД, но в конце года они будут пересмотрены, сейчас есть некоторые проблемы в связи с дорожной революцией. А насчет инспекторов – конечно, они некорректно себя ведут, и никаких планов по «заваливанию» кандидатов в водители у нас нет», – отвечает на это Андрей Шабанов.

В связи с ужесточением контроля над работой автошкол в некоторых регионах России заговорили об удорожании водительских курсов. Например, в Казани ученики обеспокоены тем, что в скором времени им придется платить не 9-13 тысяч рублей, а 30 тысяч. В Челябинской области пока таких предпосылок нет.

«Сейчас не такой большой спрос на услуги, чтобы повышать цены. Во всяком случае, если они и будут расти, то только в связи с подорожанием бензина. Но ни о каких двукратных повышениях говорить не приходится», – заверил секретарь правления Челябинской областной ассоциации автошкол Андрей Николаев.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter