Авто Челябинское метро: 20 лет спустя

Челябинское метро: 20 лет спустя

В пятницу, 28 октября, челябинские метростроевцы показали результаты трудов, достигнутые за полгода на участке строительства станции «Комсомольская площадь». Возведение свода закончено, отстроены три этажа вестибюля, для окончательного образа осталось зал

В пятницу, 28 октября, челябинские метростроевцы показали результаты трудов, достигнутые за полгода на участке строительства станции «Комсомольская площадь». Возведение свода закончено, отстроены три этажа вестибюля, для окончательного образа осталось залить перрон, вместо которого сейчас забетонированный котлован, и приступить к отделочным работам. Это станция первого пускового участка в рамках первой линии челябинского метро, на котором в перспективе появятся еще четыре станции: «Тракторозаводская», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Все они будут исполнены в едином архитектурном стиле.

С начала строительства метрополитена в Челябинске прошло почти два десятка лет, за которые число автомобилей в области достигло миллионной отметки и переросло ее. Даже нынешние объемы дорожного строительства не успевают за темпами автомобилизации, и горожане лелеют надежды, что в обозримом будущем метро все же «поедет» и перетянет на себя существенную часть пассажирского потока.

В 2011 году в истории челябинской подземки начались подвижки. Построили вестибюль станции «Торговый центр», чтобы проложить новый мост через Миасс. А «Комсомольская площадь» практически доведена до стадии отделочных работ. И это произошло в рекордные сроки – за 6-7 месяцев.

28 октября мы побывали на первой станции метрополитена, которая получила сравнительно законченный образ. Станция «Комсомольская площадь» находится под проспектом Ленина в районе его пересечения с улицей Горького. Ее свод сейчас виден и с поверхности: часть котлована уже засыпана дорожниками, часть до сих пор открыта, поскольку здесь находится единственный вход «в подземелье».

Так будет выглядеть станция

Преодолев три пролета крутых железных лесенок, спускаемся на глубину 15 метров. По ушам бьет несмолкаемый гул насосов, откачивающих воду, – из-за их работы практически ничего не слышно. А перед нами открывается панорама будущего перрона. Пока это голые стены купола, но с явной геометрией рисунка: в углублениях установят фонари, которые будут отражаться, образуя под сводом огромный светильник.

Мы идем по территории перегонов, где будут проложены пути для поездов. Вместо центральной посадочной площадки – забетонированный котлован. Фактически мы находимся ниже уровня будущего перрона – в открытой части тоннеля, по которому пойдут вагоны. На данный момент работа ведется на правом перегоне, ведущем к площади Революции, обратное направление стоит.

«С помощью комплекса «Ловат», который не только бурит грунт, но и укрепляет стены, по направлению к площади Революции пройдено около двух километров. Этот способ отличается от того, как работают в направлении Торгового центра: там проходят буро-взрывным. На самой станции дело близится к отделочным работам. Конечно, рекордные темпы достигнуты благодаря такому оборудованию, но в итоге все упирается в финансирование», – говорит заместитель главного инженера компании «Ингеоком» Владимир Подгорный.

Вместо путей для поездов пока проложены рельсы для дизелевозов, на которых вывозят отработанный грунт. И это самая нижняя часть станции. Над нами еще два этажа – это будущий вестибюль.

Первый пусковой отрезок метрополитена свяжет зоны жилой застройки в Курчатовском и Калининском районах с центральной частью города и с промышленной зоной в Тракторозаводском районе. Его строительная длина – 8,5 км, эксплуатационная – 7,4 км.

Примерное расстояние между станциями – 1850 метров. При этом планируется, что «Площадь Революции» и «Проспект победы» будут пересадочными на другие линии подземки.

Трасса первого пускового участка проектируется от ЧТЗ по проспекту Ленина до улицы Цвиллинга, затем в северном направлении с пересечением реки Миасс до проспекта Победы. Все станции проектируются с платформами островного типа с двумя вестибюлями.

«Вообще по плану строительства метрополитен состоит из трех веток, соединяющих разные районы города. Сейчас мы находимся на станции первой линии, которая является конечной для первого пускового комплекса «Комсомольская площадь» – «проспект Победы». В его состав входят собственно линия, электродепо и инженерный корпус, – поясняет замгенерального директора МУП «Челябметротранс» Дмитрий Масалов. – Кроме заявленных станций, на первой линии на перспективу намечены еще три станции под Комсомольским проспектом – «Курчатовка», «Молодежная» и «Северо-Западная». «Комсомольская площадь» – это пока единственная станция, которую можно потрогать руками. На «Торговом центре» пока отстроили лишь вестибюль. Конечно, полгода – это рекордные темпы строительства. При финансировании в несколько миллиардов в год метро в Челябинске заработает лет через пять, а в этом году из областного бюджета выделено порядка 600 млн рублей».

Однако консервировать строительство не намерены – это еще более затратное мероприятие, гораздо продуктивнее вести работы в медленном режиме, чтобы поддерживать состояние уже готовых участков.

По проекту на первый год эксплуатации от станции на проспекте Победы до Комсомольской площади суточная посадка составит 155 тысяч человек. На самом загруженном перегоне от площади Революции до Торгового центра в час пик смогут передвигаться до 10 тысяч человек.

Итак, данный отрезок сможет разгрузить направление ЧТЗ – cеверо-запад. Фактически это «подземная» альтернатива развязки на Братьев Кашириных и мосту через Миасс. Она способна оттянуть на себя часть потока с проспекта Ленина и Свердловского, Кирова и Труда – самых «затычных» направлений. Но только при условии, если туда перебросят часть пассажиров с общественного транспорта, плюс автомобилисты смогут отказаться от использования машин на короткие расстояния.

С окончанием работ по возведению станции наконец исчезнет огороженная площадка у гостиницы «Славянка», которая сводит поток транспорта в центральном направлении « к горлышку». По словам заместителя главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимира Алейникова, раньше проспект Ленина на этом участке был пяти-шестиполосным, а после восстановления полотна он разрастется до восьми.

Когда же в Челябинске пойдет первый подземный поезд? Владимир Алейников пояснил, что при финансировании на 5 млрд в год (столько могут осваивать метростроевцы), подземка заработает уже лет через пять – на запуск первой линии необходимо около 25 млрд рублей. Для сравнения: на ремонт, реконструкцию и строительство новых дорог в Челябинской области в 2011 году выделено 12,7 миллиарда рублей из бюджетов всех уровней.

Как отметил первый заместитель губернатора Челябинской области Сергей Комяков, это первая станция с такой высокой степенью готовности: «Конечно, все упирается в финансирование. На следующий год федеральный бюджет не предполагает строительство ни одного метрополитена на территории России, а вот в проекте регионального бюджета на 2012 год запланирован 1 млрд 86 млн рублей на возведение метро в Челябинске. Остается надеяться, что темпы экономического развития будут расти, и это позволит увеличить финансирование».

Подробнее о станциях Челябинского метрополитена здесь.

Схема первого пускового участка здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления