RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -18

5 м/c,

зап.

726мм 66%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Авто ФАС повернулась к дилерам лицом

ФАС повернулась к дилерам лицом

Федеральная антимонопольная служба России готова объявить 2012 год годом дистрибьюторов, чтобы разобраться в их взаимодействии с дилерами...

Федеральная антимонопольная служба России готова объявить 2012 год годом дистрибьюторов, чтобы разобраться в их взаимодействии с дилерами. Последние жалуются на ущемление прав и незащищенность бизнеса. Основные претензии в том, что контракты заключаются на кратковременный период, за который невозможно отбить инвестиции, к тому же дистрибьютор может в одностороннем порядке расторгнуть договор, изменить квоты поставок, в общем, полностью устанавливает правила игры. Множество требований и отсутствие гарантии, что вложения себя оправдают, – больная тема для автоцентров, которая проявилась особенно резко на фоне удачного года с точки зрения продаж.

Привычное мнение, что у дилеров и запчасти, и работы в несколько раз дороже, имеет основания. При покупке машины все равно приходится докупать и устанавливать допоборудование. А оно может отличаться от цены в специализированном магазине раза в два. Стоимость запчастей у «официалов» ФАС взяла под отдельное рассмотрение. Но приходится учитывать, что компаниям нужно отбивать вложения в дилерский центр, который должен работать по установленным стандартам. Неисполнение обязательств чревато расторжением контракта с дистрибьюторами или большими штрафами. Так что вся линия ценообразования завязана наверху.

В ФАС считают, что импортеры «ведут игру варварскими способами»: дилеры скованы по рукам и ногам массой обязанностей, но никак не защищены от краха. На этом вопросе антимонопольное ведомство сконцентрировалось после жалоб, которые поступили к ним от дилеров и их ассоциации. Сейчас в поле зрения ФАС находятся восемь представительств: по данным ведомства, это Hyundai, KIA, Ford, VW Group, Toyota, Opel, Honda и Land Rover.

«Среди дискриминирующих условий: одностороннее изменение дистрибьютором плана поставки автомобилей и запасных частей дилеру, требование о приобретении комплектующих и материалов для обслуживания автомобилей только у дистрибьютора или рекомендованных им поставщиков данных товаров, – комментирует президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. – Это и отсутствие консолидированной ответственности перед покупателями за качество автомобиля – сейчас практически вся ответственность за нарушения закона «О защите прав потребителей» лежит на дилере. Также в договорах нет условий о выкупе запчастей у дилера при расторжении дистрибьютором договора в одностороннем порядке. Да и право импортера на одностороннее расторжение контракта без компенсаций и объяснения причин вместе с ограниченным сроком действия этого договора вызывают не меньше вопросов».

Последние пункты, уточняют в ассоциации, – самые болезненные. И усугубляет их то, что организация, планирующая стать официальным дилером, не может изменять предложенный проект контракта.

«Дистрибьютор действительно может расторгнуть договор со своей стороны, и сложностей для него это не составит. Причин много, и основные – большое количество жалоб со стороны клиентов и неисполнение директив производителя в плане сервисного обслуживания, поддержании имиджа марки и так далее. Если говорить в общем, то причина одна – невыполнение требований дистрибьютора и производителя, – говорит директор по маркетингу и рекламе компании «АВС-Моторс» Артем Харжанович. – В целом дилерское соглашение бессрочное, но в любой момент дистрибьютор может прекратить его действие, если есть систематическое нарушение требований договора. Чтобы стать дилером, как минимум необходим шоу-рум.

Некоторые марки допускают его отсутствие, но в последние годы их становится все меньше – большой упор делается на качественном обслуживании клиентов, которое неразделимо со спокойной и удобной демонстрацией машин. Каждая уважающая себя компания требует наличия сервисной зоны, в которой можно устранить любую неисправность автомобиля. В соответствии с этой необходимостью и комплектуются сервисные центры. По оборудованию дистрибьютор дает лишь рекомендации. Много требований предъявляется к дилерской идентификации. Уже недостаточно иметь просто вывеску с названием: необходимо, чтобы салон был оформлен по стандартам марки, а это требует больших финансовых затрат».

Бессрочные контракты заключаются далеко не со всеми. Действительно, дилерам приходится подтверждать свой статус ежегодно.

«Все это и раньше было больной темой, – говорит представитель бывшей компании-дилера грузовых автомобилей в Челябинске Виктор. – Дилерские соглашения у нас заключались каждый год. Просто так дистрибьютор не может расторгнуть договор в одностороннем порядке, идет долгий процесс, связанный с судом. А вообще, если до расторжения дело не доходит, дистрибьютор может в будущем «напомнить» о прошлом недовольстве».

Так почему срок дилерских соглашений ограничивается столь коротким сроком?

«Объяснить это с точки зрения дилера практически невозможно. Логика импортера такая: если дилер не оправдал доверие и не справился с поставленной задачей, прекратить с ним отношения проще именно при таком временном раскладе. А если учесть, что представительство имеет право разорвать дилерский контракт в одностороннем порядке, то и вовсе очевидно, что эти условия – целиком и полностью защищают интересы импортера, – продолжает Андрей Петренко. – Причем пункты контрактов – стандартные, и лишиться дилерства могут как новички, так и компании с опытом и репутацией. Хотя, безусловно, у холдингов, особенно «с именем», больше авторитета и веса в коммуникациях с представительствами. Однако это не означает, что для этих дилеров создаются особые условия. Если говорить непосредственно о рисках, то больше рискуют отдельные мономарочные дилерские компании. Потерявшему дилерство холдингу проще перепрофилировать здание под другую марку, а бизнесмену, который владеет единственным центром, в случае разрыва контракта придется сложнее по определению».

Как ни странно, именно во время кризиса дистрибьютор фактически зависел от дилеров – все держалось на продажах, которые шли с трудом, – приходилось уступать. По мнению ФАС, как только ситуация наладилась, и продажи пошли вверх, импортеры заняли жесткую позицию и перешли на диктовку условий.

Все же для расторжения договора должны быть веские причины, которые говорят дистрибьютору о недобросовестности или «слабости» дилера. Как в случае с автоцентром Ford в Магнитогорске, руководство которого решало личные финансовые проблемы за счет покупателей и импортера.

Ранее ФАС рассматривала неоднозначную ситуацию с дилерами, которые имеют эксклюзивное право на гарантийное обслуживание машин. Звучали предложения разделить дилерство на продажу авто и на их гарантийное обслуживание. Таким образом дается шанс на получение этого права частным автосервисам. С точки зрения роста точек, где можно пройти «официальное» ТО, удобно для потребителей. Но будут ли здесь услуги дешевле, чем у дилеров? Ведь все равно придется проходить аккредитацию и выполнять жесткие условия. А это требует инвестиций, который будут отрабатываться за счет клиентов.

«А потянут ли автосервисы? Допустим, идет кампания по отзыву машин из-за неисправности двигателей. Смогут ли мастерские за свой счет исправить дефекты на миллионы рублей и только потом получить возмещение от дистрибьютора? Или например, дилеров обязывают утилизировать масло, фильтры, что делают с этим мастерские, как вы думаете? Также необходимо обеспечить склад запчастей, обучение персонала и еще множество условий для того, чтобы компании дали официальное разрешение на гарантийное обслуживание, – говорит директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Сейчас одним из первых условий получения дилерства является наличие авторизованного сервиса с соответствующим оборудованием, площадями, квалификацией специалистов, в общем, учитывая все эти факторы, мало кто из автосервисов сможет выполнить все требования. И если закладывать все эти расходы в услуги, вряд ли работы в автомастерской будут дешевле, чем у дилеров».

Итак, ассоциация дилеров для устранения противоречий предлагает увеличить срок действия дилерских договор до 6-7 лет, поскольку это средний период окупаемости вложений. Плюс предоставить право закупать комплектующие и материалы не у импортеров. Поскольку всплыло слишком много проблем, связанных с дилерскими центрами, ФАС готова следующий год посвятить новым правилам игры в этой сфере.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления