28 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -10°С

Найдена причина челябинских пробок

На Урале живут одни из самых продвинутых россиян в автомобильном вопросе. Более четверти населения имеет машины, и уровень автомобилизации в УрФО выше среднего по стране – 258 автомобилей на 1000 жителей. Челябинская область в федеральном...

Поделиться

Поделиться

Поделиться

На Урале живут одни из самых продвинутых россиян в автомобильном вопросе. Более четверти населения имеет машины, и уровень автомобилизации в УрФО выше среднего по стране – 258 автомобилей на 1000 жителей. Челябинская область в федеральном округе на третьем месте со своим результатом в 262 машины на 1000 человек, и это превышает показатели Курганской, Тюменской и даже Свердловской областей. К таким выводам пришел аналитический центр «АльфаСтрахование», который составил рейтинг автомобилизации всех субъектов РФ. По этим данным больше всего машин в Приморском крае, а меньше всего – на Чукотке. Челябинская область в общероссийском списке занимает 23 место из 83. И это одна из причин челябинских пробок.

Результаты исследования показали, что больше всего автомобилей на Дальнем Востоке. В Приморском и Камчатском краях по 580 и 428 машин на 1000 жителей. Это уровень европейских стран. Восточный край России – это мощная площадка для сбыта бэушных автомобилей из Японии и Кореи. С азиатских аукционов они идут по бросовым ценам и, естественно, востребованы местным населением. А между тем, кроме Sollers, здесь нет автопроизводств, и новые автомобили, как правило, стоят дороже, чем в других городах, – слишком долгая и дорогая доставка с центральных складов. По сути, этот регион заработал себе статус самого автомобилизированного благодаря дешевому импорту.

Даже в Московской области автомобилей оказывается гораздо меньше – по 307 штук на 1000 душ. При этом столица задыхается в пробках. Но нужно учитывать, что основной поток сконцентрирован именно в Москве, а областные показатели разбавляют это столпотворение, поэтому и выходят цифры ниже западных.

Всего 63 автомобиля на тысячу жителей оказалось в Чукотском АО – это самый низкий показатель по стране. Автомобильный транспорт здесь вообще не пользуется популярностью из-за климатических условий – зима длится месяцев девять. Если автомобили и покупают, то главный критерий – это проходимость. Здесь малая плотность населения и один из самых низких коэффициентов плотности автодорог: всего 4,5 тысячи км на регион площадью 721,5 тысячи кв. км. Для сравнения: по итогам 2011 года протяженность автодорог общего пользования в Челябинской области (площадь 88,5 тыс. кв км) составила 15 тыс. км.

«Показатель обеспеченности автомобилями отражает уровень доходов населения в подавляющем большинстве регионов России. Параллельно мы изучали наличие связи между полученными данными и среднедушевыми доходами населения по субъектам: более чем в 80% российских регионов эти показатели коррелируют, – комментирует руководитель АЦ «АльфаСтрахование» Кирилл Варламов. – Под исключение попадают, например, аутсайдеры рейтинга. В Чукотском автономном округе показатель обеспеченности автомобилями очень мал, так как в здесь легковые автомобили в качестве транспорта используются крайне редко – отсутствует соответствующая инфраструктура».

Интересная ситуация складывается в Приволжском федеральном округе. Если на Дальнем Востоке практически отсутствует автопроизводство и при этом здесь больше всего автомобилей, то в Приволжье все наоборот. Здесь много автозаводов, но автомобилизация, по сравнению с другими округами, одна из самых низких. АВТОВАЗ, ИжАвто, ГАЗ, КАМАЗ – здесь сосредоточены крупнейшие российские автокомпании. А средний показатель автомобилизации 221 на 1000 человек – меньше, чем на Урале.

А в УрФО лидирует Ханты-Мансийский АО – здесь на 1000 человек приходится 292 машины, и Челябинская область по округу заняла третье место с 262 машинами.

По данным областной Госавтоинспекции, на конец 2011 года было зарегистрировано 1 123 565 транспортных средств, из которых 874 351 – легковые автомобили.

Местными властями уровень автомобилизации Челябинска в прошлом году оценивался на уровне 300 автомобилей на 1000 жителей. За шесть лет этот показатель вырос на треть. Ранее замглавы администрации по дорожному хозяйству Владимир Алейников сообщал, что концепция развития улично-дорожной сети до 2020 года рассчитана на уровень 450 автомобилей на тысячу человек. То есть за восемь лет нынешние показатели могут вырасти на 50%: «Количество автомобилей растет постоянно, думаю, что уже в ближайшие годы уровень автомобилизации достигнет европейского уровня. То есть в Челябинске будет около 500 тысяч автомобилей. Мы готовы к тому, чтобы обеспечить современные и комфортные условия движения общественного и личного автотранспорта», – считает губернатор Челябинской области Михаил Юревич.

Интересно, что по итогам исследования Челябинская область опережает Свердловскую – там на 1000 человек приходится 230 автомобилей. Однако правительство Свердловской области называет другие результаты – 320 машин на тысячу жителей. При этом в самом Екатеринбурге цифры гораздо выше. В конце прошлого года в интервью «Российской газете» представитель екатеринбургского отделения комитета по защите прав автомобилистов Андрей Старцев сообщил: «Сегодня мы имеем почти 400, и это без учета приезжающих из области, а также из Кургана, Перми, Челябинска. Екатеринбург – административный центр УрФО, этот фактор тоже надо учитывать. В администрации Екатеринбурга уже поняли, что с автомобилизацией бороться невозможно. В 1972 году ее уровень составлял 25 машин на 1000 жителей, в генплан заложили «с запасом» – 75».

«Автопарки активно растут, и если эти темпы сохранятся, то к 2020 году есть риск, что движение в крупных городах окончательно встанет», – считает директор АА «Автостат» Сергей Целиков.

Кроме пробок, у плотной автомобилизации есть другая проблема – это высокая аварийность на дорогах. Только за январь в Челябинской области произошло 302 аварии с пострадавшими.

«С качеством вождения в Челябинске намного хуже, чем в Екатеринбурге. Здесь я гораздо меньше нервничаю за рулем. А насчет пробок – да, пробки есть, и в основном в центре. Но они «не мертвые», то есть движутся, и нет такого количества аварий, как в Челябинске – на каждом углу», – сравнивает жительница Екатеринбурга Анна, не понаслышке знакомая с дорогами Южного Урала.

На последнем месте по автомобилизация в УрФО Тюменская область. Она и в российском рейтинге прописалась в аутсайдерах, заняв 81 позицию. Но, в отличие от той же Чукотки, здесь количество машин активно растет: «В Тюменской области один из самых высоких показателей темпа увеличения численности транспорта. В 2011 году в регионе стало почти на 30 тысяч автомобилей больше, всего насчитывается 521 тысяча транспортных средств. При этом на учет в нашем регионе поставлено почти 113 тысяч транспортных средств, а в 2010 году их было 77 тысяч, – говорит редактор тюменского автосайта 72avto.ru Баграт Пхаладзе. – Если говорить о Тюмени, то складывается ощущение, что каждая семья имеет по автомобилю, пробки по утрам, все основные автомобильные развязки забиты транспортом. Вечером такая же ситуация: многие домой добираются около двух часов. Машин действительно много. Во дворах типичная ситуация для больших городов – мест нет!» 

«Улицы у нас исторически узкие, город строили, как перевалочный пункт, где кареты меняли по дороге из Москвы дальше на восток, поэтому центральные улицы как построили двухполосными, так они и остались узенькие. Только в этом году расширили. У нас таких широких проспектов, как в Челябинске, нет. Мне не показалось, что у вас сильно перегружена дорожная сеть: много альтернативных, дублирующих магистралей У нас в центре две улицы, которые идут параллельно и все туда втискиваются. Как обычно, есть участки, где очень тяжко, есть, где сносно и можно проскочить. Челябинск и по площади кратно больше, а Тюмень – очень компактна, поэтому сравнивать трудно. Даже несмотря на все пробки, город можно из конца в конец за час проехать. Не думаю, что в Челябинске такое возможно, – сравнивает редактор сайта 72.ru Есен Абилькенов. – Кроме того, город зажат между рекой и Транссибом. При этом статистика – 400 машин на 1000 жителей. Но, по ощущениям, напряженность по пробкам примерно одинаковая и у вас, и у нас».

Мировая практика показывает: когда автомобилизация зашкаливает за 500 единиц, люди задумываются об альтернативных способах передвижения. Не зря в европейских столицах пересаживаются на велосипеды, мопеды, на общественный транспорт, оставляя личные машины за пределами центра. Города не резиновые, и возможности расширять дорожную сеть до бесконечности нет, поэтому эксперты признают, что дорожное строительство – это выход только на ближайшую перспективу. И проблема в том, что автомобилизацию не остановить, разве что вводить какие-то ограничения или повышенные налоги для владельцев нескольких машин.

Рейтинг федеральных округов России по показателю обеспеченности автомобилями на 1000 человек

Уровень автомобилизации в УрФО (количество авто на 1000 человек)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку