Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

А у нас в машине газ! А у вас?

Из года в год цены на топливо для автомобилей уверенно растут, повергая в ужас автовладельцев. Что необходимо предпринять, чтобы сэкономить?..

Поделиться

Поделиться

Из года в год цены на топливо для автомобилей уверенно растут, повергая в ужас автовладельцев. Что необходимо предпринять, чтобы сэкономить?

Ответ подсказывают экологи, предлагая переходить на альтернативные виды топлива, снижающие уровень загрязнения воздуха и являющиеся более экономичными. И пока электромобили для России – вещь довольно экзотичная, единственным вариантом является установка в автогазового оборудования.

Тем не менее автомобилисты не спешат переоборудовать топливную систему собственных машин, опасаясь скоропостижного износа двигателя и взрывоопасности газовых баллонов

В этой статье мы развеем мифы о ГБО, рассмотрим особенности его установки на автомобили и преимущества использования.

Почему газ не популярен?

Не секрет, что многие крупные производители (Ford, VW, KIA, Hyundai, Opel, Peugeot, Citroen, Subaru, Suzuki, Volvo и другие) сразу на заводе оснащают свои автомобили и системой подачи бензина, и газобаллонным оборудованием. Вопрос: почему их нет в России?

Поделиться

Возможно, один из факторов связан с политикой нефтяных магнатов, не допускающих приход «газовых» конкурентов на российский рынок. Не исключен и тот факт, что производители опасаются коммерческих рисков: ведь автомобили с газобаллонным оборудованием должны себя окупить, а будут ли они пользоваться таким же спросом, как машины с бензиновым двигателем – никому не известно.

Кстати, установлено, что, помимо экономии, переход на газовое топливо даёт дополнительные преимущества в работе автомобиля. Например, повышенная антидетонационная стойкость газового топлива и более высокое содержание октанового числа значительно уменьшают нагрузку на поршневые механизмы двигателя.

Газ и бензин: простая арифметика

Несмотря на многочисленные акции протеста автомобилистов и попытки властей стабилизировать ситуацию, стоимость бензина и дизельного топлива в России с января по декабрь 2011 года в среднем выросла на 15,3%*.

По мнению большинства аналитиков, в 2012 году цены на автомобильное топливо могут достичь европейских показателей.

Способствовать этому будут несколько факторов. Во-первых, с 1 января 2012 года вступил в силу новый федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии. Не мудрено, что эти издержки будут заложены в себестоимость бензина.

Во-вторых, на ценах на топливо неминуемо скажется новый график повышения акцизов на бензин. Среднее повышение составит 1,2 рубля с литра до июля, затем ставки снова возрастут. В частности, акциз на бензин «Евро-2» и «Евро-3» вырастет еще на 35 копеек с литра. Акциз на дизельное топливо – на 20 копеек. По мнению большинства аналитиков, цены на топливо поползут вверх сразу после президентских выборов.

Поделиться

Что касается цен на сжиженный газ, то их рост оказался наиболее заметным осенью 2011 года, именно тогда стоимость пропано-бутановой смеси на заправках подорожала примерно на шесть рублей за литр. И тем не менее стоимость сжиженного газа все же является основным фактором при решении установить ГБО.

Естественно, в 2012 году повышение цен на пропан-бутан исключать не приходится. Объясняется это двумя факторами: с одной стороны, – спросом на сжиженный газ, с другой, – привязкой цены на газ к стоимости нефтепродуктов. Однако не стоить опасаться, что цены сжиженного газа и бензина сравняются.

Ведь если цена на газ станет достаточно высокой относительно бензина, то рынок этот расти не будет. Кроме того, данный рынок достаточно конкурентный. И приближать цену за литр сжиженного газа к литру бензина по меньшей мере не разумно.

ГБО: из поколения в поколение

Типы газовых систем классифицируются на поколения в зависимости от принципа работы. В основном различия относятся к элементам подачи газа и системе управления, расположенным в моторном отсеке. Баллон, газовые трубки и заправочные устройства идентичны для всех поколений.

Первые два поколения ГБО на сегодняшний день уже морально устарели как по технологиям, так и по стандартам ЕЭК ООН. Токсичность отработавших газов автомобилей, оснащенных такими системами, как правило, находится на уровне норм «Евро-1».

Поделиться

 С появлением экологических требований «Евро-3» и систем бортовой диагностики спрос утратило свою актуальность и ГБО третьего поколения, на смену которому пришли системы с распределенным синхронизированным впрыском газа. Как и в системе предыдущего поколения, это газовое оборудование использует форсунки, которые устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра.

Существует и пятое поколение ГБО, предназначенное для использования в любых инжекторных автомобилях и совместимо с экологическими требованиями «Евро-3», «Евро-4», а также системами бортовой диагностики OBD II, OBD III и EOBD.

К преимуществу систем пятого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и отсутствие повышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах. К недостаткам системы можно отнести её высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и высокую сложность. Именно эти три недостатка практически перечёркивают все её преимущества в условиях эксплуатации в странах восточной Европы и России.

«На все современные автомобили, неважно отечественного или иностранного производства, устанавливается преимущественно оборудование четвертого поколения. Первые два поколения ГБО уже давно потеряли свою актуальность, так как автомобили с современной системой OBD-коррекции при наличии двух и более датчиков кислорода просто не в состоянии «пережить» такое оборудование, – комментирует директор компании «Газотопливные системы» Руслан Бердинский. – Основными производителями ГБО являются Польша и Италия. Конечно, имеются и российские разработки блоков управления, но применяемое с ними дополнительное оборудование все же является польским».

Метан или пропан?

В переводе автомобиля на газовое топливо имеются свои сложности. Например, плотность природного метана в тысячу раз ниже плотности бензина. И если заправлять авто метаном при атмосферном давлении, то потребуется бак, равный размерам самого автомобиля. Поэтому плотность газа увеличивают способом сжатия, используя специальные баллоны. Объем баллона варьируется от 34 литров (7 куб. м) до 500 литров (100 куб. м).

Пропан-бутан – синтетическое топливо, которое получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Газобаллонная аппаратура для сжиженного пропан бутана несколько проще, а процесс заправки машин на газонаполнительных станциях очень похож на заправку бензином.

«Основным недостатком метанового ГБО является большая ёмкость баллонов. Из-за того, что сжатый газ (метан) занимает больший объем, чем сжиженный (пропан), использование его на легковых автомобилях крайне затруднительно, – объясняет директор компании «Газотопливные системы» Руслан Бердинский. – Например, легковой автомобиль на 50 литрах пропана пройдет 420 километров, а на метане с таким же объемом баллона – всего 120 километров».

«Все же будущее за метаном, так как все европейские автопроизводители устанавливают оборудование, предполагающее именно работу на метане. К тому же запасы природного газа не зависят от запасов нефти, а пропан является нефтепродуктом, – рассуждает технический специалист компании «Экомобиль» Роман Гниденко. – К тому же метан более экологичен. Я думаю, популярность метана через определенное время возрастет и в России, когда наладится процесс установки данного автомобильного газового оборудования и появится больше метановых автозаправочных станций».

«Метан наиболее актуален для коммерческого транспорта («газель», ПАЗ). Для сравнения: 1 километр пробега автобуса ПАЗ на бензине стоит 9,25 руб., на пропане – 5,20 руб., на метане – 3,30 руб., – добавляет мастер цеха установки ГБО компании «МАС» Станислав Шумков. – В зависимости от баллонов, используемых при установке, срок окупаемости оборудования на данном автобусе составит от одного до двух месяцев».

ГБО: сроки окупаемости

Вот мы и подошли к самому главному вопросу – окупаемости ГБО. Здесь всё просто. Если вы ездите мало, например, только на дачу летом, то при всех прочих преимуществах газа, вам, скорее всего, придется продолжать передвигаться на бензине. Посчитаем сроки окупаемости установки ГБО на некоторые модели автомобилей. Разумеется, все параметры взяты из среднего расчета.

Сроки окупаемости ГБО для других моделей автомобилей можно рассчитать по унифицированной формуле.

Стоит оговориться, что это идеальные цифры, в реальности срок окупаемости окажется процентов на 20 дольше, так как автомобилисту в ряде случаев так или иначе приходится использовать бензин (например, для прогрева двигателя).

Основы безопасности

Одна из основных причин, по которым автомобилисты опасаются устанавливать ГБО, – распространенный миф о взрывоопасности баллона. Это все отголоски преданий 80-х годов прошлого столетия, когда Минтранс СССР решил перевести на газ всю коммерческую технику. Оборудование было «советского» образца, и поэтому в тех такси порой воняло газом так, что курить в них категорически запрещалось.

Поделиться

Времена изменились, современные установщики используют качественную итальянскую газобаллонную аппаратуру, и при ее правильной установке никаких протечек не бывает. Кроме того, газовый баллон не детонирует при ударе и выдерживает до 40 минут в горящем дизельном топливе.

«Если каким-то невероятным способом разрушить или вскрыть газовый баллон, то из него просто выльется сжиженный газ под давлением до 10 атмосфер. Если же при этом произойдет значительно искрение электропроводки, то газ, естественно, воспламенится. Хотя то же самое произойдет и с бензином, – говорит Руслан Бердинский. – В то же время газовый баллон значительно крепче бензобака: толщина стенки баллона – три миллиметра, а бензобака – 1 миллиметр».

Сомневающиеся автомобилисты должны знать: все современные автомобильные газовые баллоны оснащены четырьмя клапанами, которые сводят на нет риск утечек и взрыва. «Чтобы произошло воспламенение автомобиля, насыщенных паров газа в одном кубическом метре нужно в три раза больше, чем насыщенных паров бензина. Тем более баллоны проверяются двойным давлением на заводе-изготовителе», – объясняет Станислав Шумков.

«Если в заднюю часть машины, где находится газовый баллон, въедет другой автомобиль, взрыва не произойдет, так как в этой ситуации сработают перепускные клапаны, которые сведут на нет вероятность утечки газа и риск взрыва, – рассуждает Роман Гниденко. – Метановые баллоны оснащены также предохранительной заглушкой, которая расплавляется при температуре 120°С – она обеспечивает дополнительную защиту от взрыва на тот случай, если перепускной клапан по какой-либо причине не сработает».

Поделиться

В целом же существует регламентированная техника безопасности эксплуатации ГБО, которую можно скачать из открытых источников. Если описать ее в двух словах, то перед началом движения водитель должен открыть капот автомобиля и визуально убедиться в исправности всех элементов. А в случае появления запаха в салоне – перекрыть баллон и добраться до места исправления поломки.

Несколько особенностей использования ГБО:

  1. Помните, что ГБО утяжеляет автомобиль примерно на 30-60 килограммов.
  2. Прогревая двигатель на морозе, все же придется «жечь» бензин.
  3. Воздушный фильтр нужно будет менять вдвое чаще, то есть не реже, чем через каждые 10 тыс. км пробега. Однако и на бензине при частой смене воздушных фильтров двигатель будет работать гораздо лучше.
  4. Установив ГБО, изучите местоположение газонаполнительных заправок и не заправляйтесь на сомнительных ГЗС.
  5. При установке ГБО на гарантийный автомобиль машина лишается гарантии дилера (кроме некоторых моделей «газель»).

«В целом установка ГБО – это комплексная задача, и подходить к ней нужно с изучения технической документации конструкции двигателя и подбора наиболее оптимальных компонентов, – резюмирует технический специалист компании «Экомобиль» Роман Гниденко. – Индустрия производства ГБО как в России, так и за рубежом не стоит на месте: постоянно выпускаются новые компоненты и дополнительные устройства, которые позволяют адаптировать газовые системы к конкретному автомобилю. Также усложняется и технология установки ГБО, что требует более высококвалифицированных кадров. Например, при монтаже и обслуживании ГБО на все современные автомобили требуются сотрудники со специальным техническим образованием, а также новейшее автосервисное оборудование. Другими словами, монтировкой и молотком ГБО на на современный автомобиль уже не поставишь: для комплексного обслуживания требуются специальные сканеры и самое главное – четкое понятие специалиста о том, что он делает».

Самые популярные вопросы

Если на автомобиль установлено ГБО, нужно ли это указать в ПТС, чтобы пройти техосмотр?

Руслан Бердинский, «Газотопливные системы»: «На сегодняшний день такого требования нет. Однако устанавливать ГБО следует в сертифицированных сервисах, а после этой процедуры получить там же соответствующие документы».

Слышал, что после установки ГБО при движении ощущается резкий неприятный запах в салоне. Это действительно так?

Роман Гниденко, «Экомобиль»: «Появление запаха газа в салоне может предупреждать о двух случаях. Первый – разгерметизация какого-либо соединения или агрегата. Однако при отсутствии должного ухода и бензиновые установки могут дать течь, что случается достаточно часто. И второй – негерметичность системы выпуска отработанных газов. Это уже является показателем неправильно отрегулированной системы. Здесь нужно учесть, что в автомобильный сжиженный газ добавляются специальные ароматические компоненты для обеспечения большей безопасности при обнаружении утечек».

Сколько времени займет установка ГБО и существует ли гарантия на устанавливаемое оборудование?

Станислав Шумков, «МАС»: «В нашей компании в среднем установка ГБО занимает от четырех до шести часов. Гарантия на оборудования составляет один год или 20 тысяч километров пробега. Имеется и другой вид гарантии без учета пробега с обязательным ТО один раз в два месяца. Срок такой гарантии – три года. Какой вид гарантии выбрать, клиент решает сам».

Действительно ли газ вреден ля бензиновых двигателей?

Руслан Бердинский,  «Газотопливные системы»: «На газу быстрее происходит так называемая просадка выпускных клапанов, поэтому после определенного срока эксплуатации автомобиля с ГБО необходимо проводить регулировку клапанов. Причем, это касается и иномарок, и отечественных автомобилей, хотя периодичность проверки варьируется в зависимости от марки автомобиля. Данную процедуру можно произвести в нашем автосервисе практически на любой автомобиль (Тел.: 233-60-70). Многие владельцы иномарок убеждены, что у них имеются «гидрокомпенсаторы», однако большинство автопроизводителей не устанавливают в моторы этот замечательный девайс».

Говорят, что на газу могут прогореть выпускные клапана, это правда?

Роман Гниденко, «Экомобиль»: «Если автомобиль эксплуатируется на газу, нагрузка на клапаны головки блока цилиндров, конечно, выше. В двигателях, где применяются гидрокомпенсаторы в приводе клапанов, эта проблема максимально нивелирована, но в случае их отсутствия более частая регулировка тепловых зазоров клапана становится просто необходима. О наличии либо отсутствии гидрокомпенсатора, как правило, предупреждают инженеры-установщики. Прогар клапанов встречается и на бензине, обычно это является последствием неправильной эксплуатации автомобиля, либо скрытой неисправности системы управления двигателем».

Сколько газа входит в баллон при заправке?

Станислав Шумков, «МАС»: «Основное правило безопасности заключается в том, что баллон должен быть заполнен не более чем на 80% своего объема, остальное пространство занимает образующаяся паровая подушка. За счет этого при нагревании объем жидкого газа увеличивается, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. На практике давление газа в баллоне при (-40°) – (+45)°С находится в пределах 0,2 – 1 МПа».

Можно ли установить ГБО на иномарку с двигателем GDI?

Руслан Бердинский,  «Газотопливные системы»: «Если автомобиль оснащен двигателем с системой «непосредственного впрыска» GDI, т. е. бензиновые форсунки вмонтированы непосредственно в цилиндре, то переводить на газ его не рекомендуется. Причина – повышенная температура горения газа. А бензиновые форсунки охлаждаются впрыскиваемым топливом. Теоретически сюда можно установить ГБО четвертого поколения, но это обойдется дороже, чем на обычный двигатель. Кроме того, оборудование для такого мотора придется приобретать исключительно под заказ».

Можно ли демонтировать ГБО без ущерба для автомобиля?

Роман Гниденко, «Экомобиль»: «Теоретически снять баллон можно и самостоятельно. А систему газораспределения под капотом можно и не трогать, мешать она не будет. Однако если вы решили отказаться от использования ГБО, сделать это все же лучше в специализированном сервисе, ведь демонтаж электронных систем требует соответствующей квалификации».

Каков срок службы газового оборудования для автомобилей?

Станислав Шумков, «МАС»: «Основные узлы системы – баллон, редуктор, электроника – сами по себе служат столько же как, например, головка блока цилиндров. В то же время различные прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях придется менять не реже чем раз в два-три года, а возможно, и чаще. Импортные производители обычно дают гарантию на ГБО равную 120-150 тыс. км пробега».

Рассчитать стоимость установки и окупаемости ГБО для своего автомобиля вы можете, обратившись к специалистам:

  • данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Фото: Фото с сайтов Gaz.biz.ua, Chelgas.ru, News2000.com.ua, Futoportal.ua, Vseivsem.ru

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter