Водители становятся подопытными кроликами

В правительстве вновь заговорили, об отмене сухого закона для водителей о том, что новая система техосмотра не работает и надо разъединить получение талона и полиса ОСАГО...

Поделиться

Поделиться

В правительстве вновь заговорили об отмене сухого закона для водителей, о том, что новая система техосмотра не работает и надо разъединить получение талона и полиса ОСАГО, об оформлении аварий без ГИБДД и так далее. По какому кругу перемалываются эти темы, уже не счесть, и такое кидание из огня в полымя становится тенденцией. Водители превращаются в объект массовых экспериментов. Законы в их адрес одобряются, пересматриваются, правятся, затем вносятся совершенно противоположные проекты. «Сырые» новшества дорабатываются в процессе уже после принятия новых правил, а ведь шишки набивают люди, а не идейные вдохновители.

Так, начали работу над законопроектом, возвращающим в КоАП порог трезвости к 0,3 промилле. То есть на тот уровень, который действовал до августа 2010 года. Куча недовольных, попытки оспорить этот закон, истории с ложными тревогами из-за кваса, кефира и прочих дрожжевых продуктов, подставы с анализами на трезвость – все это сопутствовало сухому закону. Вроде и статистика по алкогольным авариям стала светлее, но это всего лишь цифры, и весьма относительные.

«ГИБДД может сформировать вам любую статистику. Например, количество пьяных аварий неуклонно снижается, а количество выявленных пьяных за рулем растет. С каждым годом количество лишенных прав за пьянку возрастает. Как такое может быть? – говорит автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Снижение количества пьяных аварий преподносится как успех карательных мер. Между тем если статистика по определенному подразделению с пьяными авариями становится угрожающей, например, к концу месяца, квартала, года, то водителей можно банально перестать проверять на алкоголь».

Одним из поводов к новому обсуждению промилле стала та же статистика. К водителям предъявляют жесткие требования, а результат кардинально не поменялся: «И при старом законе, когда у автомобилиста был «запас», цифры тоже не стояли на месте – пьяные аварии шли на убыль, количество нарушителей росло,- говорит председатель областного координационного совета «Свободы выбора» Алексей Бруй. – Что изменилось после поправок в КоАП? Да ничего, ГИБДД отчитывается о количестве составленных протоколов. Сейчас наказывают за показания прибора, а не за состояние опьянения – такого не должно быть! Вся кутерьма с поправками началась, я считаю, из-за неверной трактовки допустимых промилле – их подали как разрешение употреблять за рулем, а не в качестве подстраховки. Когда установили нулевой порог, мы это не поддерживали, и сейчас пытаемся донести до верхов позицию людей, которых это волнует и которые прочувствовали сложности на себе. Сейчас после миллиона поправок многие вещи возвращаются на круги своя – к старому варианту. Потому что решения принимаются, не обсуждаясь с людьми: кто-то наверху предложил, тут же одобрили,не зная, как это будет работать, а потом разгребают и исправляют...»

Вторая горячая тема, которая никак не может войти в русло, – техосмотр. В Госдуму опять внесли проект, который перечеркивает многое из начинаний прошлого года. Во-первых, предлагается оформлять полис не по талону, а по договору с пунктом ТО на конкретную дату и время проверки. Это даст водителю отсрочку, чтобы без проблем купить автогражданку и постфактум поехать на осмотр. Поскольку гарантий нет, что автомобилист посетит ПТО, предлагается в случае аварии возложить ответственность на самого водителя.

То есть страховая возмещает пострадавшему ущерб и предъявляет водителю регрессивные требования. Во-вторых, предлагается вернуть ГИБДД право на проверку талона техосмотра и при его отсутствии скручивать номера и штрафовать на сумму до 800 рублей. То есть оставить госструктуре часть контрольных функций. При этом уже в скором времени в ПДД должны внести поправки, которые избавят водителя от обязанности иметь при себе талон техосмотра. Опять несостыковка! Это еще раз доказывает, что изменения принимались в сыром виде, в спешке, а непредвиденные трудности и незаконные схемы получения автогражданки – прямое следствие недоработок. И здесь подтверждается теория Алексей Бруя – ошибки возникают из-за «глухоты» законотворцев: страховщики изначально сопротивлялись этим новшествам и даже после принятия закона не хотели браться за такое глобальное дело, к которому они имеют мало отношения. И новый поворот – уже энный по счету. Что только не хотели сделать с техосмотром, включая его полную отмену!

Еще один пример сомнительной реформы – это замена транспортного налога топливным акцизом. Казалось, одна из фантазий автомобилистов сбудется! Подразумевалось, что повышенный акциз компенсирует государству отсутствие транспортного налога, и логика этого взимания наконец-то станет понятной: сколько ездишь – столько платишь. Но пошли путем обратным и сорвали неожиданный куш – и акциз растет регулярно, и налог водители платят. Причем последний не уменьшается, несмотря на возможность региональных властей его сокращать.

Снова вернулись к вопросу оформления ДТП без инспекторов. На этот раз предлагается вообще исключить из этого процесса ГИБДД, если в аварии нет пострадавших. Поскольку в этом случае водителей волнует материальный вопрос, происшествием может заниматься и страховая компания. Сейчас водители очень редко идут на оформление ДТП без инспекторов, и причиной тому – боязнь отказа страховой в выплате. То есть доверие у людей к страховщикам сомнительное. И вряд ли его прибавиться, если компаниям отдадут контроль над мелкими авариями. Суды окончательно завалятся делами несогласных.

И это примеры двух последних лет. Но подобное «поле чудес» с автомобильными законами случались и раньше. К примеру, фитосанитарный контроль иномарок. С 15 июля 2009 года в момент пересечения границы в них стали искать личинки жуков, бабочек и прочих насекомых, плюс остатки растений. Уже тогда было понятно, что идея провальная, и на практике приведет лишь к поборам. У легкового автомобиля площадь поверхностей, на которых может осесть вредитель, эквивалентна площади двухкомнатной квартиры. Сколько времени займет у сотрудника фитосанитарной службы поиск личинки хлопковой совки размером с рисовое зерно, притаившейся на «изнаночной» стороне кузова Volkswagen Golf? А автопоезда MAN?

Но инициативу отменили не поэтому. ФАС довольно быстро обнаружила, что она попросту незаконна и устанавливает необоснованные препятствия для бизнеса. То есть документ Россельхознадзора, прошедший с десяток согласований, содержал грубую ошибку, которую ни один из «спецов» не заметил (случайно ли?) В итоге спустя два месяца российские границы снова открылись для жуков-нелегалов.

Аналогично с запретом на правый руль: долго убеждали всех, что он опасен, приводили ужасающую статистику. Выдержали массовые протесты и митинги. Потом приняли техрегламент, который в итоге разрешил использование праворульных машин, но при этом подняли пошлины на ввоз иномарок. Другими словами, причина нелюбви к правому рулю крылась в опасности, которую он представлял для отечественного автопрома.

Хотя не будем лукавить – есть и положительные моменты в переменах. Например, в некоторых поправках к ПДД: «Из поправок в ПДД наиболее значимые на мой взгляд – это изложение п.9.2, касающегося выезда на встречку на дорогах, где четыре полосы и более. Во-первых, в ранее существовавшей версии этого пункта поворот налево и разворот на таких дорогах просто запрещался и все. Даже поворот и разворот на перекрестке был запрещен. Этот абсурд исправлен. Поворачивать и разворачиваться на перекрестке разрешили. Во-вторых, отделили выезд на полосу встречного движения для объезда препятствия и обгона от поворота налево и разворота», – комментирует Юрий Панченко.

Самую твердую стабильность показывают законы, касающиеся увеличения штрафов за нарушения ПДД, – здесь цифры только растут и устанавливаются с первой же попытки.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter