Челябинские пешеходы на крупных перекрестках города вынуждены подстраиваться под ритм водителей. Светофоры настроены так, чтобы пропустить как можно больше автомобилей. При этом пеших участников движения в прямом смысле слова загоняют в кратчайшие временные рамки. Один из таких примеров – пешеходный светофор на улице Труда возле остановки «ТРК Родник». Здесь зеленого сигнала хватает, чтобы дойти до середины проезжей части или добежать до противоположного берега и вступить на тротуар уже на красный свет.
«После того, как улицу Труда расширили, перейти ее в один заход почти невозможно. Зеленый сигнал настолько короткий, что люди успевают за это время дойти только до середины улицы или бегут на красный свет, – рассказывает челябинская автомобилистка Юлия. – Здесь и раньше был большой поток людей, которые пересаживались с одного транспорта на другой, шли из парка Гагарина или в район Мелькомбината. Сейчас народа стало гораздо больше: открылся новый ТРК, магазин «Ашан», куда люди не только на автомобилях приезжают, но и собственным ходом. И все эти пешеходы, включая пенсионеров, беременных женщин, детей, вынуждены бегом пересекать широченную улицу».
«Я ежедневно перехожу здесь дорогу, поэтому не понаслышке знаю, как нужно торопиться на этом светофоре, – рассказывает челябинец Андрей. – Раньше, до того, как реконструировали улицу, светофора вполне хватало, если не засыпать на ходу. Как только дорогу расширили, на зеленый свет успеваем доходить только до середины или на свой страх и риск бежим на красный. По моим ощущениям, через некоторое время после дорожного ремонта все-таки зеленую фазу увеличили, но проблема до конца не решена. Я могу держать быстрый темп и то заканчиваю переходить уже на красный – не хватает несколько секунд. А женщины с сумками из магазина или пенсионеры вовсе не укладываются в это время».
Утром 21 февраля мы побывали на этом месте и на собственном опыте подтвердили слова горожан. Зеленый сигнал через десятиполосную улицу Труда горит 23 секунды. Если быстро семенить, переходя в конце на легкий бег, то времени оказывается достаточно. При размеренной ходьбе светофор начинает нервно пищать, а секунды стремиться к нулю, едва вы переступаете за разделительную полосу. Так что заканчивать свое движение вам придется уже на красный свет либо вернуться на середину проезжей части. А здесь это очень рискованно, поскольку водители, поворачивающие с моста налево в крайней полосе, нередко упираются в сплошную или заезжают на встречку. Вряд ли кому-то захочется оказаться на пути несущегося автомобиля.
Продолжаем эксперимент. Если собрать волю в кулак и набрать максимальный темп ходьбы, то на тротуар вы вступаете с небольшим опозданием – на третьей-четвертой секунде красного сигнала. Вывод: даже скоростные пешеходы едва укладываются в 23 секунды. За это время им нужно преодолеть 10 полос, а это метров 30. То есть на один метр дается меньше секунды. Успеете?
Соседний пешеходный переход на перекрестке Труда и Мелькомбината (21 участок), по которому люди идут к ТРК «Родник» и в сторону поселка, тоже не особо щедр на время. Он дает пешеходам 17 зеленых секунд на шестиполосной улице. Здесь шансы успеть до красного сигнала увеличиваются, но опять же быстрым темпом и с завершением на последней секунде зеленого или на первых секундах красного. Но здесь предусмотрен «островок» посреди дороги – не успел, пережди. Да и транспортный поток по этой улице не идет в сравнение с автомобильной «толпой», едущей по Труда. Но нетерпеливых пешеходов оказывается почти столько же, сколько неуспевших: люди продолжают идти на красный, если нет машин. «Слишком долгий зеленый для автомобилей, а улица пустая», – вот основное их оправдание.
Однозначно, для безопасности людей на этом перекрестке требуется корректировка работы светофора либо оборудование специального «островка». С точки зрения пешеходов, идеальный вариант – рассчитать зеленую фазу с некоторым запасом, поскольку автомобили часто заканчивают маневр на запрещающий сигнал, тем самым «съедая» у них время.
Но решать проблему планируют иным путем: «Принято решение с началом весенне-летнего периода обустроить на этом переходе по улице Труда островок безопасности, приподнятый над проезжей частью. Здесь пешеходы, не успевшие перейти дорогу, могут спокойно дождаться следующего зеленого сигнала, – сообщает начальник отдела обустройства дорог, организации и обеспечении БДД управления дорожного хозяйства администрации Челябинска Валерий Темников. – Режим работы светофора на данном участке меняли несколько раз после расширения улицы Труда: «порциями» добавляли время, но это привело к большим заторам. Например, в сторону северо-запада пробка была до улицы Молодогвардейцев. После всесторонней оценки время работы зеленой фазы сократили до 23 секунд, чтобы обеспечить транспортную проходимость участка. Здесь основной поток пешеходов сосредоточен в часы пик, в остальное время людей немного, поэтому держать автомобили при свободной дороге нецелесообразно. В выходные дни большинство посетителей ТРК приезжают на машинах – благо, комплекс позволяет размещать такое количество автомобилей. И только 1/6 часть добирается на общественном транспорте».
«Подгоняющих» светофоров по городу немало. По нашему опросу в их число попали светофорные объекты на перекрестках Ленина–Энгельса со стороны магазина «Проспект»; Худякова–Лесопарковой, 40 лет Победы и пр. Победы (у трамвайной остановки); улицы Чичерина и проспекта Победы и другие. Преимущественно такие проблемы отмечаются там, где пересекающиеся автомобильные потоки разделены зелеными фазами светофора, где есть дополнительные секции со стрелкой.
Чтобы не допустить длительного простоя автомобилей, приходится жертвовать и пешеходным временем. И это один из спорных пунктов «дорожной революции»: машин все больше, дорожную сеть приходится «апгрейдить» под уровень автомобилизации, но решением вопросов нередко довольствуется лишь одна сторона.