3 декабря пятница
СЕЙЧАС -3°С

Продажи бэушек упрутся в обязательный ремонт

Можно ли себе представить покупку автомобиля на вторичном рынке без риска? В теории, оказывается, можно. Президент Дмитрий Медведев инициировал поправки в Гражданский кодекс, которые вводят так называемый институт...

Поделиться

Поделиться

Можно ли себе представить покупку автомобиля на вторичном рынке без риска? В теории, оказывается, можно. Президент Дмитрий Медведев инициировал поправки в Гражданский кодекс, которые вводят так называемый институт заверения об обстоятельствах при заключении сделки. Он коснется и договоров купли-продажи автомобилей. Если продавец не уведомил покупателя о каких-то дефектах машины, ее аварийных историях, в общем, скрыл неприятные факты о ее прошлом и реальном техническом состоянии, впоследствии придется за это расплачиваться. Если после продажи что-то сломается или выяснится, что авто битое, с темным прошлым, новый владелец сможет потребовать возмещение ущерба с продавца. Так что старый автомобиль будет проще отдать на металлолом, чем продать без ремонта. Решит ли это проблему челябинских автомобилистов, которые пострадали от мошенников?

Покупка машины на вторичке даже через специализированные компании до сих пор походит на игру в казино. Сделал удачную ставку – сорвал куш, а не повезло, так не повезло. Нарваться на автомобиль-конструктор, «утопленника», угнанную или залоговую машину может всякий. А итог чаще всего один – покупатель остается у разбитого корыта. Поправки в Гражданский кодекс теоретически должны решить эту проблему, перекладывая ответственность за товар на продавца.

Об этом говорится в п.2 ст. 431 проекта ГК РФ: «Сторона, которая при заключении договора или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию), обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие заверения, причиненные этим убытки. Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует возмещению убытков, причиненных недостоверностью заверений. Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, считала или имела разумные основания считать, что другая сторона будет на них полагаться».

Другими словами, не предупредил о «нюансах», сбагрил приукрашенный товар – придется вкладывать деньги после продажи. Интересно и то, что ответственность на продавце остается даже в случае признания сделки недействительной. А это случается, если он не имел права реализовать машину – когда она в залоге, наложен запрет на регистрационные действия или транспортное средство в розыске. Сейчас есть мизерная надежда, что в таких случаях купившего признают добросовестным приобретателем, но доказать это практически невозможно. Так, например, по судам продолжает ходить Владимир К., который в 2008 году неожиданно для себя купил залоговую Honda CR-V (предыстория здесь). Кроссовер оказался предметом залога аж в четырех банках, а ПТС – подделками. Автомобиль арестовали и продали на торгах:

«До сих пор идут суды, ситуация никак не может разрешиться. На организатора сделки заведено уголовное дело по статье «мошенничество», но его никак не могут вызвать в суд, заседания откладываются, – рассказывает потерпевший Владимир К. – По моим данным, он проходит и по другим мошенническим схемам, не связанными с автомобилями. По мне сейчас идут споры о сумме всего в 150 тысяч рублей. 100 тысяч из них были указаны в счет-справке при оформлении сделки, еще 50 тысяч – это мои расходы на ремонт машины. Причем к ответственности привлекли непосредственного продавца, по сути, подставного лица организатора сделки. Но с него «причитается» только 50 тысяч, потраченные мной на замену лобового стекла и прочие сервисные дела, а сотня – с фирмы, которая оформляла сделку».

Напомним, что Владимир с учетом всех вложений потратил на «Хонду» порядка миллиона рублей, после ареста приставами ее пустили с молотка за 700 тысяч. Кроме того, сейчас Владимиру нужно оплатить налог более 50 тысяч рублей с дохода, который он якобы получил с продажи машины!

И таких случаев – море. Даже знакомые Владимира, которые покупали автомобили с пробегом через юрлиц, попадали в залоговые передряги.

Несмотря на проверку юридической чистоты транспорта инспекторами при сверке, есть примеры регистрации машин, находящихся в розыске. Житель Озерска приобрел VW Passat, ввезенный из-за границы, без проблем проездил на нем восемь лет, и на одном из техосмотров кузовной номер смутил инспекторов. Впоследствии выяснилось, что машина разыскивается Интерполом – ее угнали из Бухареста еще в 1999 году.

Читатели сайта поделились еще одной историей о том, как продавцы пытаются сбыть проблемные машины, зная о незаконности сделки. На днях в области на продажу выставили Toyota RAV4 за 200 000 рублей, и ее хозяин открыто предупреждает, что машина «перебитая» и находится в черном списке у ГИБДД. То есть продать ее легально нельзя – только через свои каналы в органах. Пока автомобиль не конфисковали, сбытчик намерен получить хоть какие-то деньги с «паршивой овцы». Если автомобиль не «легализовать», его путь закончится донорством запчастей.

И таких сомнительных машин в Челябинске «открывается» немало. Например, в начале апреля обнаружили серебристый Porsche 911 c европейскими госномерами, который числится в угоне в Италии. Иномарку изъяли на рынке, владелец которого использовал ее как личный транспорт без документов на право собственности. Он утверждал, что не успел перерегистрировать машину и не в курсе ее прошлого.

В теории поправки могут защитить покупателей от недобросовестных продавцов. Но ведь и сейчас в договорах купли-продажи своей подписью они подтверждают положения документа о том, что машина не залоговая и с ней все в порядке. Тем не менее, это не мешает заключать мошеннические сделки и подставлять покупателя. Изменит ли новый проект ситуацию на практике, а не останется только хорошей идеей?

«Я не стала бы говорить о том, что сейчас действующий ГК не защищает покупателя от недобросовестных продавцов, – говорит управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. – Право возмещения прямых убытков существует и сегодня, разве что нет такой конкретизации. Поэтому в части гарантий каких-то принципиальных изменений я не вижу. Что в нынешней редакции, что во вновь предлагаемой, продавец несет ответственность за проданный товар. То есть даже сегодня покупатель вправе требовать возмещения убытков. Более того, даже проведя диагностику и не выявив на момент продажи дефектов, которые всплывут позднее, продавец от ответственности не освобождается».

Другая сторона такой ответственности: не будут ли пользоваться покупатели своим новым правом чрезмерно активно? «Допустим, я продал машину, сам не зная о каких-то проблемах, как я мог уведомить о них покупателя? Через полгода дефект вылез – и что, мне придется за него платить? А если новый владелец сам виноват в этой поломке? Это напоминает ситуацию с техосмотром: если случается ДТП с подозрением на неисправность машины, нельзя точно установить, когда возник дефект, – до или после, – рассуждает автомобилист Анатолий Галич. – Еще один момент: если выяснится, что машина битая, а я уже покупал ее в таком состоянии, сам об этом не зная? Выходит, что вся ответственность будет распределяться не среди реальных причинителей вреда, а ляжет на последнего продавца. Мне кажется, несправедливо».

«Любые убытки надо доказать, и поломки, возникающие вследствие эксплуатационного износа (что сейчас, что «по новым правилам»), не будут являться основанием для взыскания убытков с продавца, – поясняет юрист. – Повлияет ли это на мошенничества с залоговыми автомобилями?

На сегодняшний день в случае приобретения залоговогового автомобиля, «последний» покупатель, лишившись автомобиля, вправе потребовать возмещения убытков с продавца (ст. 461 ГК в нынешней редакции). При этом не важно, был ли он заемщиком банка или уже вторым, третьим... продавцом, который, в свою очередь, вправе предъявить их предыдущему собственнику. И так по цепочке до продавца – должника банка. То же самое действует и в случае «перебитых номеров», нерастаможенного ввоза и т. п. Таким образом, принципиально ничего особо не изменилось, просто конкретизированы и обобщены лишь нормы, уже имеющиеся в разных разделах действующего ГК».

В такой ситуации видится только один выход: проводить полную диагностику машины перед продажей за свой счет или вскладчину с покупателем, который потом подтвердит свое ознакомление с состоянием машины. Продавцу придется исправлять дефекты еще на стадии сделки или сбрасывать цену на последующий ремонт. При этом опять же понадобится брать с покупателя расписку о том, что он согласен с такой схемой и никаких претензий больше не имеет. В любом случае при наведении порядка на вторичке продать бэушку станет сложнее. Главное, чтобы эта морока оправдывалась гарантией со стороны закона – что в случае неприятности он будет действовать как положено.

О том, как распознать проблемный автомобиль на стадии покупки, читайте завтра в нашем специальном репортаже «Большой секрет перекупщиков: как отличить битую машину?»

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку