Откуда берутся инструкторы-хамы?

Инструктор-хам – от такого не застрахован ни один ученик, поступающий в автошколу. Повезет – попадешь к спокойному, терпеливому и профессиональному педагогу...

Поделиться

Инструктор-хам – от такого не застрахован ни один ученик, поступающий в автошколу. Повезет – попадешь к спокойному, терпеливому и профессиональному педагогу. Промахнешься – свои первые часы на автомобиле проведешь в нервной компании и без особого толку. Работа автошкол с инструкторами, которые хамят своим подопечным, – это косвенное следствие низкой стоимости обучения, считают специалисты. Так как же автошколы пытаются бороться с непедагогичными методами своих сотрудников?

«Мне попался инструктор, вечно трясущийся за своё «корыто». «Ездили всегда по делам инструктора, на автодроме были пару раз, «горку» не учил». «Инструктор попался – полный хам: только мат от него и слышала. Объяснить ничего толком не мог и даже не пытался. Что-то спросишь, только в ответ и слышится: «Что, только дошло до тебя?!» или «Нет, давай в... ему въедем!» Сама попала к спокойному инструктору, но мне рассказывали, что водится в нашей автошколе некий экземпляр, который подзатыльники дает». Все это – реальные отзывы учеников автошкол, которые попали не к тем наставникам.

Известно, что новички в праве поменять инструктора, если он его чем-то не устраивает. Но почему в автошколах вообще появляются такие преподаватели, которые гоняют учеников по своим делам, на каждый промах реагируют криком и порой распускают руки?

«За подбор инструкторов несет ответственность руководитель образовательного учреждения, – говорит главный специалист отдела лицензирования управления по надзору и контролю областного минобразования Олег Поленин. – Поэтому с претензиями по качеству подготовки ученику в первую очередь следует обращаться именно к нему. Что касается требований к инструкторам при приеме на работу, то у них должно быть образование не ниже полного среднего, документ, подтверждающий его профессиональную подготовку. Естественно, водительское удостоверение соответствующей категории и водительский стаж не менее трех лет».

Выходит, что в инструкторы может податься любой, кто закончил школу, прослушал квалификационный курс и сам только вышел из категории «чайников». И то, что к ученикам сейчас попадают конфликтные «педагоги», – следствие низкой стоимости обучения и высокой конкуренции на рынке.

По словам Олега Поленина, в области 201 юридическое лицо имеет лицензию на подготовку водителей. При этом со стороны автошкол отмечаются постоянные нарушения условий лицензирования, которых меньше не становится, несмотря на регулярные проверки.

С начала года для сдачи экзамена в подразделения областной ГИБДД обратилось более 11,5 тысяч кандидатов в водители, из которых с первого раза испытания прошли только 42% (более 4830 человек). Это немного меньше, чем в прошлом году: за 2011 год экзамены с первой попытки сдали 25 тысяч человек (44%) из 57 тысяч претендентов. В любом случае таких счастливчиков меньше половины. В ГИБДД отмечают, что ухудшение показателей – это результат невысокого качества подготовки водителей.

В Челябинске работают 57 автошкол: «Конкуренция на рынке очень большая, некоторые школы демпингуют – выходит, что мы топим друг друга. Если бы работало десять учреждений, а не полсотни, стоимость обучения была бы выше: 30 тысяч, а не 11-12 тысяч, как сейчас. А значит, школы имели бы возможность нормально существовать и развиваться», – говорит гендиректор автошколы «КАФС» Владимир Котров.

«Сейчас средняя цена ниже, чем стоимость реального выполнения программы, – подтверждает зампредседателя челябинского областного отделения ВОА Николай Живец. – Поэтому ученики и не откатывают все часы, инструкторы часто останавливаются на перекур и совмещают обучение со своими личными делами».

Другими словами, у некоторых школ просто нет возможности нанимать профессиональных инструкторов и им приходится довольствоваться теми кадрами, какие предлагают свои услуги. А уж среди них расслабленных и хамоватых найти не сложно. В идеале таких школ, которые занимаются исключительно зарабатыванием денег и не имеют материальной базы для нормального обучения, быть не должно. Но сейчас получить лицензию – это значит правильно оформить документацию.

«Открыть школу сегодня легко. Нет никаких гарантий, что арендованная материальная база будет использоваться. Например, в этом году мы проводили проверку, где выяснилось, что заявленный в пакете документов договор аренды автодрома был расторгнут сразу же на следующий день, как организация получила лицензию», – говорит представитель минобразования.

Кроме того, сейчас сложилась ситуация, когда к автошколам нет четких требований: те нормативы, которые работали до 2010 года, отменили, а новые до сих пор не приняты. Их проекты находятся на рассмотрении в Госдуме, и до лета определенность не проявится.

Что же делают с инструкторами-хамами? Чаще всего с ними прощаются после нескольких жалоб: «Держать такие кадры надобности нет», – говорит Николай Живец. Но где гарантия, что через пару дней он не будет работать в другой автошколе, которая решила сэкономить на персонале?

Кроме того, возникает проблема замены людей и переоборудования автомобилей. Например, автошкола «КАФС» просто перешла к работе на своем транспорте: «Если раньше при увольнении мастера найти замену было сложно, плюс вставал вопрос о переоборудовании автомобилей, инструкторы позволяли себе вольности. Сейчас, когда у нас свой автопарк, между инструкторами работает естественный отбор. Кроме того, приходя к нам на работу, инструкторы экзаменуются: сдают теорию и навыки вождения в городе и на автодроме», – говорит Владимир Котров.

Итак, автошколу открыть просто, но качественно работать под силу не многим. «Перед выбором автошколы поговорите с теми, кто уже выучился здесь и делайте выбор. Лучшей рекламы, чем сарафанное радио, ничего нет», – советует Николай Живец. Пожалуй, информация изнутри – это самый адекватный ориентир: и инструктора можно себе сразу наметить, и отказаться от идеи пойти конкретно в эту школу, пока не поздно.

ГИБДД в свою очередь напоминает о рейтинге автошкол по аварийности, который публикуется на сайте Gibdd74.ru: «По нему также можно судить о качестве подготовки», – напоминает начальник отдела экзаменационной работы и регистрации АМТС областной ГИБДД Андрей Шибанов. Хотя это не самый верный срез, поскольку количество учеников у разных школ может отличаться в разы, соответственно, при масштабных выпусках гораздо больше шансов попасть в число «самых аварийных». И вряд ли статистика защитит от неадекватных преподавателей.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter