Известный челябинский любитель экстремального отдыха и директор «Extreme club» Илья Широков в городе гость нечастый. Куда чаще его можно встретить на пригородных трассах для вездеходов. «Дорожный» рассказ о дачниках, автотуризме, черном Mercedes и автомобильном налоге на роскошь в нашем интервью.
– Вы человек весьма экстремальный…
– Конечно для простого обывателя, предпочитающего после работы полежать на диване и посмотреть телевизор, увлечение квадроциклами и снегоходами – это экстрим. Для меня это норма жизни.
– Увлечение бездорожьем распространяется на автомобили? Off-road увлекаетесь?
– Off-road на квадрике мне понятен, off-road на машине – не интересен. Была попытка – делал машину для охоты. Пришел к выводу, что это зря потраченные деньги, ведь для охоты достаточно обыкновенного джипа с блокировками.
– В каком возрасте вы сели за руль?
– В 24 года я купил первую машину. Это были «жигули» шестой модели. На ней я ездил не долго – месяцев пять. Потом была вишневая «восьмерка» с длинным крылом и высокой торпедой, по тем временам это было шикарно. В тот момент, когда я покупал «восьмерку», эмоций было больше, чем при покупке первого Mercedes.
– Много автомобилей сменилось с тех пор? На чем сейчас ездите?
– Много, я люблю менять их часто. Разные были, но последние десять лет я выбираю Mercedes. Первая иномарка у меня была Hyundai Sonata, она доставляла массу удовольствия. Для охоты покупал автомобиль с правым рулем. Моя последняя машина – купе Mercedes CL. Жалко их нет однодверных – люблю ездить один, не люблю никого возить!
– Как относитесь к машинам с правым рулем?
– Абсолютно никак. Мне кажется, их нужно запретить использовать в России. Это небезопасно для всех участников движения.
– Для вас машина – средство передвижения или самовыражения?
– В любом случае это средство передвижения, ведь сейчас сложно обойтись без автомобиля. Я себя не представляю без машины – как без рук, без ног. Но для меня автомобиль определенной марки – это часть моего имиджа. Я получаю кайф оттого, что у меня есть Mercedes. Я им владею, я могу им пользоваться – мне это доставляет удовольствие.
– Любимая марка и цвет автомобиля?
– Люблю Mercedes и только черный.
– Номерной фетишизм – это про вас?
– Да. Все мои машины имеют одинаковые номера.
– Идеальное количество автомобилей в мужском гараже?
– У нормального мужчины должно быть два автомобиля, городской и загородный: джип и седан. У меня всегда два автомобиля.
– Ваш автомобиль мечты?
– Последнюю мечту я уже купил. Больше не мечтал на эту тему! Все мои мечты вменяемые, я не мечтаю о Lamborghini.
– Как относитесь к автомобильному налогу на роскошь, который распространяется на автомобили мощностью от 400 лошадиных сил?
– Негативно, как я могу к этому относиться? Исходить из лошадей под капотом – не совсем правильно. Считаю, что «плясать» нужно не от лошадиных сил, а от стоимости машины. Понятно, если человек покупает себе авто за восемь или за десять миллионов рублей – это один разговор. Должна быть определенная градация. К примеру, разделение по стоимости машины: от трех, пяти, восьми, десяти миллионов рублей. Понятно, что к лошадиным силам проще привязаться, но ведь кому-то нравятся мощные автомобили. В прошлом году на лето я покупал спортивный кабриолет мощностью в 500 лошадей 2003 года выпуска. Рыночная стоимость автомобиля от 800 тысяч до миллиона рублей. В данной ситуации это роскошь? Как можно приравнивать стоимость машины вторичного рынка к стоимости нового автомобиля? Получается, вторичного рынка для мощных автомобилей попросту нет. Что тогда с ними делать, утилизировать? Должна быть дифференцированная ставка.
– Вы часто бываете за границей, пользуетесь прокатом автомобилей?
– Особой необходимости в этом нет, но в январе прошлого года я был автотуристом. Мы летали на Кубу, взяли напрокат автобус Hyundai и проехали от Гаваны до Гуантанамо. Были мы там десять дней и все эти дни мы провели на колесах. Интересно было. В России нет такого количества свободного времени, чтобы путешествовать на машине, поэтому дальше тысячи на автомобиле не ездил.
– Чего не терпите на дороге?
– Всё зависит от «прокладки» между рулем и сиденьем. Раздражает безалаберность на дороге. Появилось много безбашенной молодежи, которая создает аварийные ситуации на ровном месте.
– Как относитесь к женщине за рулем, традиционному в России объекту для шуток?
– К женщинам вообще отношусь хорошо! И за рулем тоже. Как среди женщин, так и среди мужчин есть те, кто плохо водит. Не дано, так не дано, и от пола это не зависит. Сейчас много людей, которые впервые садятся за руль в возрасте. Я считаю, что в 50 лет уже не стоит этого делать. Человек, который никогда не сидел за рулем и сдал на права в 50-летнем возрасте – страшное дело!
– Многие считают, что в нашей стране для автомобилистов стоит ввести возрастной ценз. Как вы считаете?
– Разрешать ли человеку садится за руль или нет, надо определять по адекватности водителя. Кому то уже после 50 лет не стоит управлять автомобилем, а кто-то и в 90 лет будет ездить на раз-два. Однажды у меня было ДТП с дедушкой. Его старенький Москвич врезался в мой новый автомобиль. В тот момент я был очень зол. И что же? Из машины выходит божий одуванчик, и я понимаю, что я ему даже нахамить не могу! Я ему говорю: «Батя, ездить тебе уже нельзя!». Он смотрит на меня и отвечает: «А я и не езжу, я иногда выезжаю». Что тут скажешь?! В таком случае, человеку выезжающему раз в месяц в сад, безопаснее не садиться за руль. Тем более с таким тяжелым городским трафиком, как сейчас.
– Часто возникают аварийные ситуации?
– Нет, не часто. Тьфу-тьфу-тьфу. Было одно серьезное ДТП. Авария с коровой. Ночное время суток, встречка. Выключаю дальний свет, включаю обратно и вижу перед собой корову. От неё я увернулся, но слетел в кювет. Без последствий, но факт неприятен. А выяснить хозяина коровы невозможно, они же без номеров ходят!