RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -19

7 м/c,

зап.

727мм 66%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Авто Штрафы в России и на Западе: где суровей?

Штрафы в России и на Западе: где суровей?

Однажды мы с приятелем неправильно запарковали прокатный Fiat Punto в английском городке Нортгемптон. Вернее, запарковали-то правильно, но не оплатили £0,8 в час за стоянку, приняв парковочный автомат за урну...

Однажды мы с приятелем неправильно запарковали прокатный Fiat Punto в английском городке Нортгемптон. Вернее, запарковали-то правильно, но не оплатили £0,8 в час за стоянку, приняв парковочный автомат за урну.

Вернувшись, обнаружили на лобовом стекле «тикет» – штрафную квитанцию на £60 (примерно 3000 рублей) с пометкой, что оплата в течение двух недель ведет к 50-процентному дисконту.

Погасить штраф можно было тремя способами: заехав в городское управление Нортгемптона, с помощью какой-то электронной системы или по почте. Я попробовал третий вариант, но, видимо, неправильно заполнил квитанцию. В общем, оплата не прошла.

Узнал я об этом дома, в России, где меня поджидала штрафная квитанция, которая пришла по почте, причем за просрочку с меня требовали уже все 60 «паундов».

Ничего не скажешь, красиво работает система. Всё, что было у полицейского – это номер Fiat Punto. За несколько дней карательные органы выяснили название прокатной конторы и данные клиента, включая домашний адрес. Англичан не смутили даже мудреные названия города и улицы, которые латиницей выглядели нечитаемыми.

Неотвратимость – одна из причин эффективности карательных систем в Европе. За попытку дать взятку полицейскому угодишь в тюрьму. Штраф не потеряется и не исчезнет из базы данных случайно. Откажешься платить – сначала увеличится сумма штрафа, потом суд выпишет предписание работодателю вычесть штраф из твоей зарплаты, если и это не поможет – появится ордер на твой арест. Поэтому если уж попался – либо плати, либо нанимай адвоката. Третьего не дано.

Россия тянется к цивилизованному миру: скажем, с июля 2012 года остановка в нарушение требований знаков обойдется в 1500 рублей, москвичам и питерцам – в 3000 рублей. А это уже почти европейский уровень.

Однако отличий все еще много, и о наиболее любопытных из них читайте в нашем специальном материале. Ведь если нынешняя тенденция подражать Европе продолжится, очень скоро перечисленное будет актуально и для нас.

Прайс-лист на парковку

Конечно, отличаются и размеры штрафов. К примеру, во Франции нелегальная парковка обойдется в €35, €68 или €135 в зависимости от типа нарушения (1400, 2700 или 4000 рублей соответственно). При этом если штраф не оплачен в течение трех месяцев, сумма возрастает вплоть до €375 (14 700 рублей). Вообще «изменчивые» штрафы очень помогают увеличить их собираемость, допустим, за непристегнутый ремень безопасности в первые две недели вы заплатите €90, если не успели – €135, а если не уложились в шесть недель – €375.

В Британии штраф за нелегальную парковку очень сильно зависит, где именно вы нарушили и кто вас оштрафовал. А право наказывать водителя фунтом здесь имеют не только полицейские, но и представители местного самоуправления, а также парковочные комиссары. Средний размер штрафа – £25-35 фунтов (1200-1700 рублей) с двукратным увеличением, если не оплачен вовремя. При этом для столицы «тарифы» выше: £40-60 (2000-2800 рублей), и в случае просрочки также ждет двукратное увеличение. На время проведения Олимпийский игр лимит парковочного штрафа в Лондоне увеличен до £200 (9800 рублей).

Случаются и курьезы: скажем, в марте 2012 года Ганеш Пракасам запарковал свой фургон около почтового отделения, заехав на территорию предприятия. Он отлучился на 3 минуты, а по возвращению обнаружил автомобиль с блокиратором на колесе. В итоге господин Пракасам на месте заплатил £1100 (54 000 рублей), из которых £80 – штраф, £465 – плата за снятие блокиратора и £565 – услуги эвакуатора, который расторопные почтовые служащие вызвали тут же. «Это смешно, – грустно рассуждает господин Праксам. – Но если бы я не заплатил на месте с помощью карточки, они бы забрали мой фургон на штраф-стоянку, и получилось бы дороже...»

Со штраф-стоянками в Европе лучше не шутить: во-первых, придется платить и за эвакуатор, и за время, проведенное на штраф-стоянке, во-вторых, во Франции, если машину не забрали за 10-45 дней, ее могут продать в счет погашения долга.

У Нью-Йорка свои приколы – здесь нарушение правил парковки разделено на ... 99 разновидностей, для каждой из которых – свой штраф. Диапазон составляет $65-115 (2000-3500 рублей), но есть и исключения: скажем, загромождение пешеходного перехода обойдется в $165 (5000 рублей), а за повторную парковку машины с прицепом в жилых зонах штраф может достигнуть $515 (15 500 рублей).

Лишение прав за скорость

Борьба с превышениями скорости в Европе носит маниакальный характер. Во Франции за использование радар-детектора, даже если он находится в багаже, оштрафуют на €2000 (78 000 рублей) с конфискацией устройства!

Минимальный «скоростной» штраф во Франции составляет €68 (2700 рублей) – это если лимит превышен не более чем на 20 км/час. Для сравнения, в России максимально возможный штраф за превышение скорости более чем на 60 км/час – 2500 рублей (правда, в этом случае есть альтернатива в виде лишения прав).

Во Франции при оплате штрафа в течение 15 дней сумма уменьшается до €45 (1750 рублей), а если водитель тянул более 45 дней – увеличивается до €180 (7020 рублей). Заметьте, речь идет о превышении менее чем на 20 км/час!

При этом, если нарушение случилось в городской зоне, где лимит установлен на уровне 50 км/час, сумма штрафа – €135 (5300 рублей).

Но и это не все: даже за небольшое превышение скорости вы получаете один штрафной балл. Наберете 12 баллов за три года – лишитесь прав минимум на шесть месяцев, а для возврата удостоверения придется сдать экзамен. За превышение скорости в городе списывается минимум два балла.

И далее – по нарастающей. Превышение скорости на 30-40 км/час оценивается минимум в €135 (5300 рублей), плюс три штрафных балла, а что еще хуже – возможное лишение прав на срок до трех лет.

Но еще «интереснее» превысить на 50 км/час: первый штраф – €1500 евро (58 500 рублей), за повторное нарушение – € 3750 (145 тысяч рублей). В любом случае с удостоверения списывают шесть баллов, возможно лишение прав на срок до трех лет, а для особо непонятливых – до трех месяцев тюрьмы.

Система начисления штрафных баллов знакома нашим водителям еще с советских времен. В первоначальном виде она была весьма строгой – три «дырочки» в правах вели к лишению на год. Потом систему модернизировали, и для лишения прав нужно было набрать 15 штрафных баллов за год. А потом зачем-то отменили, хотя именно «дырочная» система позволяет убрать зависимость суровости наказания от достатка человека, ведь штрафные баллы – это «единая валюта» для водителей. В России, где расслоение общества сильнее, чем в Европе, такая система тем более необходима.

В Англии балльная система напоминает французскую. При этом количество баллов, близкое к критической границе, рассматривается как отягчающее обстоятельство, и за одно и то же нарушение можно получить разные наказания в зависимости от личной «предыстории».

Вообще английская система наказаний весьма интересна. Чтобы упростить взаимоотношение автомобилистов с властями, там придумали так называемый фиксированный штраф, который равен £60 (2950 рублей) и трем штрафным баллам. Торг, как говорится, неуместен – такой штраф выписывается за мелкие правонарушения, в том числе, за незначительное превышение скорости. В течение 28 дней у виновного остается право отказаться от фиксированного штрафа и пойти в суд, чтобы доказать свою правоту, но это палка о двух концах: могут освободить от штрафа, а могут «допинать» еще, вплоть до лишения прав.

В случае более серьезных нарушений, когда фиксированный штраф недостаточен, дело в обязательном порядке передается в суд, присутствовать на котором обвиняемый может по желанию.

Поэтому как таковой таблицы штрафов и наказаний в Великобритании не существует: суд принимает во внимание множество обстоятельств, начиная от личности обвиняемого и количества набранных штрафных баллов до тяжести правонарушения.

Вот пример: вы уже имеете 10 штрафных баллов и превысили скорость в городе на 12 миль/ч в городской зоне с лимитом 30 миль/ч (по-нашему, двигались 67 км/час в зоне ограничения 48 км/час). Если бы вы не нарушали до этого, вероятнее всего, отделались бы фиксированным штрафов (£60 и три штрафных балла), а так – обязательный вызов в суд, где вас могут лишить прав на срок до шести месяцев или выписать штраф до £1000 (49 000 рублей). Впрочем, £1000 – это верхняя планка для «городских» превышений, и вероятнее всего, штраф составит в пределах £100 (4900 рублей) плюс порядка £30 на судебные издержки.

Другой пример: у вас всего два штрафных балла, но зато вы превысили скорость на 20 миль в час (на 32 км/час). Если полицейский счел фиксированный штраф недостаточным, вы оказываетесь перед судом, который впаяет уже шесть баллов, штраф и возможное лишение прав на срок до 28 дней (может быть и семь дней, к примеру).

В Англии действует система лишения прав на небольшие сроки. Это весьма удобно, поскольку позволяет сделать наказание доходчивым, но не слишком суровым. В России за некоторые правонарушения, вроде езды без номеров, тоже могут прописать лишение прав на месяц, но за популярные проступки, вроде превышения скорости – только штраф, а при сильном нарушении – лишение прав на срок от четырех месяцев.

Максимальный штраф за нарушение скоростного режима в Британии – £2500 (122 500 рублей) плюс лишение прав на срок до одного года.

В Нью-Йорке штрафы зависят не только от скорости превышения, но и от количества подобных нарушений, совершенных за последние полтора года. К примеру, за первое превышение на 1-10 миль/ч – штраф $100-235 (3000-7000 рублей); за второе – до $385 (11 500 рублей); за третье – до $610 (18 300 рублей). Максимальный штраф за превышение скорости на 31 милю в час (50 км/час) – $1060 (31 800 рублей), причем в некоторых случаях возможно двукратное увеличение.

Наказание за превышение скорости на 30 км/час (20 миль в час) в различных странах

Опасное вождение

В Европе можно получить весьма жесткое наказание, если полиция или другие полномочные структуры признают ваш стиль езды опасным.

Интересно, что формулировка термина «опасное вождение» весьма размыта. В Англии, к примеру, оно определяется так: «опасным считается вождение в такой манере, что для компетентного водителя становится очевидным риск серьезных травм или повреждения собственности». Фактически оценщиком степени опасности является некий компетентный водитель, скажем, полицейский.

Наказание за опасное вождение крайне суровое: размер штрафа не ограничен (определяется судом), лишение прав – обязательное, а в отдельных случаях – лишение свободы на срок до двух лет!

В Калифорнии предусмотрен штраф в $178 за езду с двумя наушниками в ушах, так как это может помешать водителю услышать сигналы других машин. Езда с одним наушником допускается.

Опасной могут счесть слишком агрессивную езду без явного нарушения правил, к примеру, в инструкции о применимости нормы «Опасное вождение» есть такой признак: движение слишком близко к транспортному средству впереди, постоянные и неадекватные попытки обгона, подрезание сразу после обгона. Кроме того, опасным могу посчитать вождение, совмещенное с нетипичными занятиями, вроде чтения книги или разговора по мобильнику, а также вождение в больном виде или после бессонной ночи.

Английская формулировка опасного вождения оперирует нечеткими понятиями, вроде «адекватный водитель», «очевидный риск», а значит, полицейский должен обладать большим авторитетом и высокой квалификацией. Иначе начнутся перегибы: одному кажется опасным вождение с жвачкой во рту, другой закроет глаза на обгон через железнодорожные пути.

По российским меркам норма весьма экзотичная. У нас процветает недоверие к сотрудникам правопорядка, во многом обоснованное. Поэтому власти стараются вывести их за скобки при определении наказания нарушителям, максимально формализовав процесс и оставив принятие сложных решений на откуп судам. Постепенно карательный функционал российского дорожного полицейского низводится до уровня административного работника, главная задача которого – выявить правонарушение с помощью технических средств и правильно оформить. Для России это справедливо, ведь система дорожного контроля слишком себя скомпрометировала, чтобы доверять ей анализ опасности правонарушения.

А жаль... Ведь как часто мы видим в городе персонажей, манера езды которых безошибочно оценивается как опасная. Но в России нет норм, которые позволяют признать водителя опасным по совокупности рискованных маневров, и наказать его можно только за отдельные нарушения. А такие проступки, как несоблюдение дистанции или непользование поворотниками практически не попадают в поле зрении полиции. Конечно, пока не случилось ДТП.

Обгон запрещен

Для российских водителей больная тема – это безальтернативное лишение прав за выезд на полосу встречного движения, где это запрещено правилами (возможен штраф 5000 рублей в случае видеофиксации в автоматическом режиме). А в Европе?

Во Франции заступ за осевую линию и езда по встречке наказывается либо штрафом в € 135 (5300 рублей) с начислением 1-3 штрафных баллов, либо лишением прав на срок до трех лет (в России – от четырех до шести месяцев).

В отличие от России, где любой выезд почти наверняка ведет к лишению прав, в Европе учитывают опасность маневра, и если он был совершен непреднамеренно и не создал аварийной ситуации, можно отделаться штрафом. С другой стороны, во многих странах действительно рисковые маневры с выездом на встречку могут быть классифицированы как опасное вождение, а это – обязательное лишение прав, большой штраф и даже перспектива оказаться в тюрьме.

Тюремное заключение

В России водитель может оказаться за решеткой (точнее, в колонии-поселении) в результате ДТП, в котором пострадавшему причинен тяжелый вред здоровью или наступила смерть. Административный арест на срок до 15 суток применяется, например, в случае езды в период лишения прав.

А во Франции угодить в тюрьму можно за 15 правонарушений, причем начинается все с превышения скорости на 50 км/час – суд может приговорить к трем месяцам заключения, не считая трехлетнего лишения прав и штрафа в € 3750 (145 тысяч рублей). Год тюрьмы светит за езду без прав, два года – за управление автомобилем после лишения прав.

Езда в пьяном виде – это два года заключения, € 4500 и лишение прав на три года, в случае повторного нарушения – четыре года тюрьмы, €9000 и аналогичное лишение прав. При этом опьянением считает содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе на уровне 0,4 мг/л. Для сравнения, в России до введения «нулевой промилле» пьяным считался водитель, выхлапывающий 0,15 мг/л. То есть во Франции допускается езда после стаканчика пива или вина, но в случае превышения наказание будет жестким.

В Англии порог опьянения – 0,35 мг/л в выдыхаемом воздухе, и в случае превышения – обязательный тест мочи или крови. Ели водитель признан пьяным, на первый раз ему грозит лишение прав на год (на три года в случае рецидива), штраф до £5000 (245 000 рублей) и/или заключение на срок до шести месяцев. Суровость наказания зависит от реального содержания алкоголя: если оно ближе к нижней границы, можно отделаться только лишением прав, но если водитель вывалился на асфальт и едва стоял на ногах – почти наверняка пропишут тюремное заключение.

Заключение грозит за ущерб здоровью в случае ДТП и тем более за фатальный исход аварии: до 14 лет в Британии, от пяти лет и более – во Франции.

Российский КоАП и Уголовный кодекс отличаются сравнительной мягкостью к нарушителям-рецидивистам. Такие особенности законодательства существенно осложняют борьбу дорожной полиции с водителями-нигилистами, которых не пугают штрафы и сроки лишения. Правда, пару лет назад ввели наконец возможность административного ареста на срок до 15 суток за езду после лишения прав, и отчасти это помогло. Но, вероятно, нужно идти дальше, к примеру, вводить уголовную ответственность для пьяных виновников ДТП.

Снова в автошколу

А вот еще одна форма наказания, которая не используется в России, – принудительное обучение на специальных курсах для водителей, которые оплачивает сам водитель.

В Англии, к примеру, любителям превышать скорость полицейский может предписать курсы Speed Awareness. В течение нескольких часов нарушителю за его же деньги хорошенько промоют мозги и живописно расскажут о возможных последствиях превышения скорости.

Лицам, пойманным за пьяную езду, могут предложить другие курсы (также за свой счет), вроде клуба «Анонимных алкоголиков», где группа из таких же нарушителей исповедуется в грехах и раскаивается. Их длительность – 16-30 часов, то есть посещение займет 2-4 недели. Зато в случае согласия посетить курсы срок лишения прав будет сокращен на четверть, к примеру, вместо минимального одного года выпишут девять месяцев.

Во Франции, если вы приближаетесь к критической отметке в 12 баллов, вы можете согласиться на двухдневные курсы безопасного вождения, что снимет с вашего «счета» четыре балла.

Во многих странах после лишения прав необходимо сдавать повторный экзамен на знание правил дорожного движения. И ведь действительно, если человек даже полгода ходил пешком, он наверняка забыл почти все правила, которые выветриваются из головы даже при регулярной езде за рулем. И почему в России права возвращают просто так, без малейшего экзамена?

Почему Россия не Европа?

Россия весьма бодро перенимает положительный опыт Запада: скажем, ввели двукратное увеличение штрафа для неплательщиков и возможность административного ареста за просрочку оплаты. Развиваются системы видеофиксации нарушений, растут штрафы. Вменяемые водители согласятся: все это правильно.

Но остаются еще проблемные области. Например, система сбора штрафов по-прежнему грешит то излишней мягкостью (штрафы теряются, «протухают»), то излишней жесткостью: приставы ловят водителей, которые ничего не должны (например, перепутав фамилии) или взимают уже оплаченные штраф – сам на это нарывался. При таком подходе чрезмерное ужесточение санкций может выйти боком и обозлить адекватных водителей, которые обычно и становятся легкой добычей для приставов. Так что прежде чем затягивать гайки, нужно убедиться в компетенции тех, кто проверяет момент «затяжки».

Вторая проблема – средства организации движения. Можно поддержать серьезные наказания за выезд на встречку, ведь маневр действительно опасный, но почти все мы хотя бы раз за длинную поездку совершаем такое нарушение случайно. Знак закрыла фура, разметку замела поземка – и привет. Тоже с парковкой: москвичей с июля могут раскошелить на 3000 рублей, но что толку в штрафах, если парковаться легально все равно негде. Так что европеизация штрафов должна сопровождаться европеизацией дорожной инфраструктуры.

Западные «находки» вроде балльной системы или возможного тюремного заключения для злостных нарушителей все чаще обсуждаются и российскими властями, однако внедрить их не так просто, как кажется. К примеру, балльная система требует безупречной работы базы данных, чтобы полиция могла оперативно и скрупулезно вносить в нее сведения о каждом балле, списывать их по истечении срока давности и так далее. Но у ГИБДД до сих пор нет единого информационного пространства, а базы данных водителей и автомобилей сегментированы по регионам. Вот почему штрафы из соседней области иногда не доходят до адресата.

Ужесточение наказаний – также палка о двух концах. Ведь чем суровее меры, тем больше требования к компетенции и неподкупности полиции и судей. Например, чтобы ввести столь сложную, многофакторную систему наказаний, как в Англии, необходимо выработать внятные принципы, по которым в тех или иных случаях будет назначаться штраф, лишение прав, принудительное обучение или тюремное заключение. И популярный у российских судов принцип «лишать всех» уже не сработает: в каждом деле придется разбираться, иначе судебная система поперхнется от количества апелляций.

Но все-таки хочется верить, что мы идем в верном направлении: за последние несколько лет и размер штрафов, и способы фиксации нарушений приблизились к цивилизованным.

Хотя главное, что мы должны перенять у Запада – это прогрессивность наказания. Без вот этого типично российского попустительства, которое сменяется внезапной жестокостью. Сначала разрешаем, а потом дерем три шкуры. Наказание должно быть быстрым, неизбежным и пропорциональным опасности содеянного. Ни больше, ни меньше.

Наше видео

Короткая поездка по городу показала: на широкой городской магистрали практически никто не соблюдает скоростном режим. В течение минуты мы обнаружили 12 автомобилей с тонировкой, предположительно не соответствующей ГОСТу. Только на одном участке улицы, где стоянка запрещена, мы нашли припаркованными более 20 автомобилей.

А ведь если регулярно штрафовать нарушителей, можно не только улучшить порядок на дорогах, но и пополнить бюджет. Значительную часть доходов Нью-Йорка составляют штрафы, а в Англии ежегодно выписывает восемь миллионов штрафов за одну только неправильную парковку (это около полумиллиарда долларов в денежном эквиваленте).

Фото: Видео Андрея ВИННИКОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
374
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления