25 июля воскресенье
СЕЙЧАС +21°С

Засада в кустах: знаки не играют в прятки

Госавтоинспекция разработала проект поправок к ГОСТу по средствам организации дорожного движения и ПДД. В правилах появятся новые знаки, а требования к пешеходам пополнятся обязанностью носить светоотражающие...

Поделиться

Поделиться

Госавтоинспекция разработала проект поправок к ГОСТу по средствам организации дорожного движения и ПДД. В правилах появятся новые знаки, а требования к пешеходам пополнятся обязанностью носить светоотражающие браслеты. Знаки, запрещающие обгон, придется дублировать даже на двухполосных дорогах, а знаки пешеходного перехода будут дополнительно устанавливать над проезжей частью. Внесли в эту редакцию ГОСТа и предложение по изготовлению ключевых дорожных знаков на ярко-желтом флуоресцентном фоне.

Некоторые пункты, предложенные в поправках, применяются уже сегодня. То есть ГОСТы в новой редакции – это во многом закрепление современных решений на бумаге. Например, предупреждающие знаки (железнодорожный переезд, сужение дороги, дети), знаки приоритета (уступите дорогу, движение без остановки запрещено), запрещающие (обгон запрещен, ограничение максимальной скорости), знаки особых предписаний (пешеходный переход) получат яркий желтый фон для привлечения внимания водителей. Эта практика уже апробирована на челябинских дорогах: большинство пешеходных переходов указаны знаками с желтой окантовкой. Это простой способ привлечь внимание водителей и сделать объекты более заметными.

По этим причинам, уточняет и.о. начальника отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Ирина Воробьева, все вновь устанавливаемые знаки пешеходных переходов в городе исполняются на желтом фоне. А знаки, которые дополнительно освещаются, имеют светодиодную подсветку, появляются в местах с плотным потоком машин и пешеходов – как правило, в центре города.

ГОСТ Р 52289-2004 был введен в декабре 2004 года.

Документально закрепят и оформление временных дорожных знаков на желтом фоне, которые устанавливают при строительных и ремонтных работах. Для челябинских дорожников это также проторенная дорожка. На магистралях яркий цвет помогает предупредить водителя о затрудненном движении заблаговременно, чтобы он успел перестроиться, вовремя снизить скорость или затормозить, да и сами знаки целее будут – иначе и снести могут!

Еще одно полезное решение – размещать дублеры знаков «пешеходный переход» над проезжей частью на дорогах с двусторонним и односторонним движением. Таким образом, если на многополосной улице обзорность справа будет затруднена (например, крупногабаритным транспортом), водитель все равно узнает о близкой пешеходной зоне.

«Еще в прошлом году в обращении к президенту я писал, что необходимо внести дополнение в ГОСТ, обязывающее установку знаков 5.19.1 и 5.19.2 (пешеходный переход) на растяжках и на фермах над каждой полосой движения, при наличии двух и более полос для движения в каждом направлении, – говорит автоюрист Борис Стуков. – Нельзя даже в мыслях допускать, чтобы на дорогах, где две и более полос для движения в одном направлении, наземный пешеходный переход был нерегулируемый, не обозначенный знаками и разметкой, без островка безопасности, без принудительного снижения скорости, без направляющих ограждений для пешеходов, без четко обозначенных границ переходов, без предшествующей дорожной информации. Отсутствие хотя бы одного фактора – 100%-ная гарантия смертельных исходов и не только для пешеходов, но и для водителей».

В Челябинске нет перекрестков, где бы указатели пешеходных зон, располагались над проезжей частью, зато есть аналогичное решение по светофорам. На многополосных улицах, где их видимость может быть ограничена, объекты подняты. В качестве примера – улица Труда, которая с прошлого года стала, как взлетная полоса, или широченный перекресток на Свердловском проспекте (на месте бывшего кольца). Здесь светофоры отлично просматриваются, независимо от того, в какой полосе едет водитель.

Несмотря на то, что многие переходы на многополосных проспектах Челябинска ликвидируются, на довольно опасных местах они остаются нетронутыми. Например, на Троицком тракте, где транспортный поток не обходится без большегрузов, и вовремя увидеть знак практически невозможно. Или на Свердловском тракте в районе трамвайного депо №2, где 11 мая под колесами автобуса оказался пенсионер. Если эти места не оснащают светофорами, а убрать их нельзя из-за дальности регулируемых переходов, дополнительно оповестить водителя о приближение к опасной зоне – очевидный выход.

Поделиться

В Челябинске применили еще один новый способ обозначения переходов. На улице Сони Кривой появились две зебры с дополнительным освещением и контрастным оформлением опор для знаков: один напротив общежития ЮУрГУ, второй – у школы. «Едет водитель в темное время суток по освещенной улице и попадает в пучок света, более мощный и яркий – значит, рядом пешеходный переход. Дополнительное освещение появится в этом году на 10 объектах», – сообщил зам. главы администрации по дорожному хозяйству Владимир Алейников. Как видим, первые образцы сконцентрировали возле учебных учреждений. Правда, водители, которые успели протестировать новые переходы, утверждают, что особого эффекта не почувствовали: свет от стандартных ламп «съедает» дополнительную подсветку.

Новая редакция ГОСТа предписывает безальтернативное дублирование знаков, запрещающих обгон. Сейчас их повтор на противоположной стороне проезжей части возможен, но не обязателен. С принятием поправок даже на дорогах с одной полосой в каждом направлении придется устанавливать дублеры. Это увеличивает шансы водителя не лишиться прав и не вылететь на встречку в зоне риска. Особенно на трассах, где фуры часто обрезают зону видимости справа, и водитель на дороге без разметки может нырнуть на встречную полосу.

Наконец, ГИБДД вносит небольшие поправки в ПДД. Появятся новые знаки, которые будут обозначать конец велосипедной и пешеходной дорожки, а также знаки смежного движения пешеходов с велосипедистами. Парадокс в том, что в правилах предусмотрено обозначение этих зон: по действующим знакам можно определить начало участка, но не его конец – это исправят в новой редакции.

Для Челябинска это новшество, скорее, маленький нюанс, потому что развитой инфраструктуры для велосипедистов у нас нет. В контексте дорожного строительства, когда на двух новых мостах появятся пешеходные и велосипедные дорожки, эти знаки станут интересны и областному центру.

По статистике ГИБДД Челябинска, за четыре месяца 2012 года в городе произошло 501 ДТП с пострадавшими, в которых травмы получили 635 человек, погибли 20. По вине водителей случились 344 аварии, из-за пеших участников – 154, причем 15 пешеходов спровоцировали ДТП, будучи пьяными.

Более важное изменение в правилах по пешеходам – это обязанность носить в темное время суток и в при недостаточной видимости светоотражающие браслеты.

«При использовании фликеров в темное время суток водитель может увидеть пешехода на расстоянии до 400 метров. При нормальных условиях (средняя скорость реагирования, движение авто с ближним светом по городу на скорости до 60 км/час) риск наезда на человека сокращается в 6-8 раз», – утверждают в городской Госавтоинспекции.

Купить их можно в газетных киосках, но, несмотря на шаговую доступность, как обязать это сделать каждого? Отдельно штрафы за отсутствие светоотражателя не предусматриваются, а наказание в 200 рублей малоэффективно. К слову, сейчас есть идеи повысить штраф для пешеходов до 500 рублей. История похожа на введение знаков с восклицательным знаком для «чайников»: те, кто считают нужным предупредить окружающих о своей неопытности, спокойно наклеивают его на стекла. Кто не хочет светиться и боится предвзятого отношения на дороге, ездят и без опознавательных наклеек – это никак не пресекается. Все зависит от понимания самим человеком этой необременительной обязанности.

Эксперты считают, что подействовать и на водителей, и на «бесколесных» в понимании безопасного поведения сможет наглядный расчет: «Необходимо добиться, чтобы в сознании всех участников движения скорость транспорта и пешеходов ассоциировалась не с единицами км/час, а только с м/сек – километр и час для человека неосязаемы, в отличие от метров и секунд. Ведь в опасной ситуации просто не будет времени делать перерасчет. Если люди будут представлять, что при скорости 90 км/час для предотвращения ДТП потребуется не менее четырех секунд (автомобиль в секунду пролетает 25 метров), то они поймут: авария будет неизбежна, если до препятствия окажется меньше 100 метров. А такого запаса чаще всего не оказывается», – говорит Борис Стуков.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...