RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

6 м/c,

южн.

727мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Авто Ирина Мещерякова, коммерческий директор автоцентра «Сатурн»: «Мое жизненное кредо: нужно заниматься делом хорошо или не заниматься им вообще»

Ирина Мещерякова, коммерческий директор автоцентра «Сатурн»: «Мое жизненное кредо: нужно заниматься делом хорошо или не заниматься им вообще»

В 2012 году автоцентру «Сатурн» исполнилось 10 лет. Круглые даты – отличный повод задуматься над пройденным, подвести итоги и строить новые планы. О том, с чего начинала компания «Сатурн», как стала первым и единственным в области представителем Renault, легко ли строить семейный бизнес, разделять работу и дом, рассказала коммерческий директор компании Ирина Ивановна Мещерякова.

– Не многие знают, что компания «Сатурн» имеет пермские корни и начинала далеко не с автомобилей. А сейчас это компания, которая продала более 18 000 машин!

– «Сатурн» – это холдинг во многих городах России и в разных сферах деятельности, головное предприятие которого находится в Перми. Компания образовалась в 1991 году, когда и начал работать Александр Александрович Мещеряков, нынешний директор челябинского «Сатурна», а вне рабочего времени, как он любит говорить, еще и мой муж.

Одним из главных направлений деятельности компании в то время была бытовая техника, и Александр Александрович начал работать в «Сатурне» как руководитель сервисной службы по обслуживанию и ремонту этой самой бытовой техники. А в 1995 году было принято решение открыть и челябинский филиал – так началась новая веха в нашей жизни. Муж переехал из Перми в Челябинск. Почти полгода он жил на два города. За это время предприятие было создано и стало понятно, что идея жизнеспособна, что работа есть и дело идет. И мы переехали в Челябинск всей семьей.

– Как вы осваивались на новом месте?

– Это был 1995 год – времена тяжелые. Строительство, а значит, и проектирование были, мягко говоря, не очень востребованы. Я по профессии инженер-проектировщик, в Перми 12 лет проработала в проектном институте. Признаюсь честно, приехав в Челябинск, работу по специальности сразу я не нашла. Но от желания помогать мужу стала все чаще бывать в «Сатурне», вникать в дела, мне стало это интересно. И так получилось, что эти старания оценили наши руководители и предложили мне не искать ничего другого, забыть проектное прошлое и заняться бизнесом в плане организации процесса, ведения финансового учета и так далее.

– А как шло развитие автомобильного направления, как началась история челябинского «Сатурна» – дилера Renault и Suzuki?

– В 1998 году пермское предприятие стало дилером Renault, чуть позже занялись KIA, то есть компания расширяла влияние в автомобильной сфере. Понимая, что автобизнес – не менее перспективная тема, было принято решение о развитии этого вида деятельности и в Челябинске. Мы подали заявку на дилерство «Рено», получили одобрение с планом строительства полноценного (по стандартам того времени) автоцентра. В 2002 году мы открыли Автоцентр RENAULT на Свердловском тракте, 7. На тот момент дилеров Renault в городе не было, автомобиль не знали, в Челябинске владельцев стареньких «французов» можно было по пальцам пересчитать. Поэтому существовал определенный риск, но и интерес одновременно. За эту марку стоило побороться – сейчас я совершенно точно говорю об этом. Renault – одна из лидирующих марок на российском автомобильном рынке. Широкий модельный ряд, неоспоримое соответствие цена-качество, локальная сборка в Москве на заводе «Афтофрамос» объясняют столь высокую популярность автомобилей Renault.

В 2003 году «Сатурн» стал дилером Suzuki. У этой марки другой подход и политика, компания очень долго присматривались к российскому рынку. Поэтому такова инфраструктура марки в России в целом и наша как дилера в Челябинске – до сегодняшнего года мы не имели монобрендового автоцентра Suzuki.

До 2004 года «Сатурн» совмещал два направления деятельности – бытовая техника и автомобильный бизнес . В начале нулевых годов на Южный Урал пришли федеральные сети бытовой техники, с которыми было тяжело конкурировать. Тогда собственники продали этот бизнес в Челябинске и все силы направили в развитие автомобильного дела.

Тему бытовой техники мы для себя закрыли: если мы не первые, то лучше этим вообще не заниматься. Но когда на очередном совещании руководство сказало: давайте будем пробовать себя в автомобильной сфере, я, как и восемь лет назад, с недоверием восприняла этот поворот. Мне казалось, что это настолько мужское, тяжелое дело, которое я никогда не освою. Ведь я даже машину не вожу!

– И не возникает желания сесть за руль?

– У меня трое мужчин в семье, 150 мужчин в коллективе, неужели я не могу позволить себе единственную слабость, чтобы меня возили?! (Улыбается.) Зато в машине я замечаю, что на улице весна, что прошел дождь, могу отвлечься от проблем. Меня абсолютно не смущает, что я в автомобиле езжу исключительно пассажиром, и ритм жизни от этого совершенно не страдает.

– Вам не раз приходилось начинать все с нуля. Вы открыты новому не только в работе, но и по жизни?

– Скорее, да. Последнее «открытие» – покупка земельного участка, начало проектирования и строительства своего нового дома. Я человек городской, у нас даже сада никогда не было. Наверное, из-за постоянных переездов не возникало потребности, да и работа отнимает очень много времени и сил. А купить участок мы решились, когда появилась внучка. Семья растет, у детей появились уже свои дети, и очень хочется построить дом, где бы мы собирались все вместе.

– Помогла ли вам в тяжелом 2008 году «семейность» предприятия?

– Лично мне это помогает всегда. Я даже не могу представить, как бы мы работали порознь. Многие этого не понимают. И это, конечно, тяжело, ведь выстраиваются определенные отношения в семье, но я по-другому не представляю. Сейчас оба сына работают в «Сатурне». И к своей материнской гордости могу сказать: я довольна их работой. Они уважаемы в коллективе далеко не из-за того, что носят одну и ту же фамилию с нами. Это дорогого стоит.

– А как работается женщине в автомобильном бизнесе?

– Мы продаем автомобили и услуги, а это работа с клиентами. Моя задача – организовать этот процесс так, чтобы клиенту было комфортно. Я не вижу разницы, гостиничный это бизнес, бутик верхней одежды, холодильники или чайники – нужно везде качественно и профессионально выстраивать работу с клиентами. Да, специфика узконаправленная, и, конечно, я стараюсь не отставать от познаний, которые требую от своих менеджеров. То же самое и в сервисном центре. Главное – выслушать клиента, понять и принять его потребность как свою. Автомобиль в таком большом городе, как Челябинск, – это средство существования, а не роскошь. Если относиться к этому именно так, мастер-приемщик не сможет наплевательски подходить к делу, к клиенту. Мы работаем только с теми сотрудниками, с которыми находим такое понимание.

– А удалось сохранить коллег, с которыми вы начинали автомобильный бизнес?

– Даже наоборот: я могу по пальцам пересчитать людей, которые по каким-то причинам с нами не работают. Коллектив разрастается, а уходы минимальны: это или объективные причины, или крайне редкие негативные случаи. 90% тех, с кем мы начинали 10 лет назад, до сих пор с нами. Руководитель направления по продажам Игорь Штайц. Он с самых первых шагов с нами. Игорь очень вырос в профессиональном плане и теперь возглавляет огромное направление. Руководители сервисных центров. Ребята начинали под подъемниками. Костя Тихомиров пришел к нам автомехаником, сейчас – руководитель цеха.

– А как переживаете уход ценных кадров?

– Я в этом плане очень консервативный человек: привыкаю к людям и переживаю любой уход очень тяжело. Работа на фронт-офисе морально тяжела. Бывают случаи, когда ребята просто устают, перегорают, и это начинает мешать работе. Я стараюсь, чтобы наши расставания были максимально корректны и, надеюсь, без обид. Заведомо предполагать любому сотруднику какой-то заметный карьерный рост у нас практически нет возможности, и это моя боль. Да, у нашей компании есть рост – территориальный, географический, штатный, но он имеет узкие пределы. Не такая у нас структура – мы не плодим управленческие кадры. Из менеджеров в старшие менеджеры, а затем в руководители отдела продаж – да, есть такая ступень. Но дальше, к моему сожалению, предложить почти нечего. Когда мы не можем сотруднику дать большего, и он себя выработал, тогда нужно очень ласково, с надеждой и хорошими словами расстаться и пожелать другу другу успеха.

– Самые сложные моменты в работе для вас...

– Когда по не зависящим от нас причинам мы не достигаем поставленных целей. Сейчас для меня очень важно быть лучшими в понимании дистрибьютора, оправдывать доверие собственника, клиентов и тех 187 сотрудников, которые работают у нас в Челябинске, плюс еще коллектив в Миассе. Например, в 2008 кризисном году ничего не оставалось, кроме как оправдываться. Перед собственником – в том, что мы не выполняем план по рентабельности, доходности предприятия. Да, это случилось по не зависящим от нас причинам, но ведь мы – крайнее звено в цепи. Сложнее всего, когда мне приходилось выходить в цех, собирать ребят и говорить, что мы вынуждены снижать зарплату. Мы не можем загонять себя в яму еще дальше: кто с нами, тот с нами. И я благодарна, что 2008 год мы пережили без потерь, что ребята, несмотря на снижение зарплаты в два-три раза, остались с нами практически все. Приходилось сокращать отдел продаж, и это был одним из сложнейших моментов в моей работе.

– Давайте немного отвлечемся от работы. Расскажите, что для вас отдых и как вы его проводите?

– Отпуск в 28 дней я не позволяла себе никогда: не привыкла к этому, да и потребности не возникает. Мне неинтересно отрываться от действительности надолго, становится просто скучно. Дистрибьюторы часто организовывают поездки для дилеров. Renault поощряет нас таким образом за хорошую работу: «Сатурн» был победителем в разных номинациях, два раза признавался лучшим дилером в России. Так мы съездили в Иорданию, на Корсику, в Ниццу. Я вообще очень люблю путешествовать. Нравится именно мобильный и активный отдых, а пролежать целую неделю на пляже – это не про меня. Несколько лет назад муж и сыновья поставили меня на горные лыжи. Не могу похвастаться какими-то особыми успехами, но кататься люблю. Иногда выезжаем на байдарке. Но самый хороший отдых для меня – это время, проведенное с внучкой.

– На протяжении многих лет автоцентру «Сатурн» удается оставаться единственным дилером Renault в Челябинске. Как бы вы восприняли появление конкурентов?

– Очень болезненно и негативно. На протяжении всех 10 лет мы стараемся доказать и себе, и дистрибьютору, что все клиенты удовлетворены нашей работой, что мы выполняем план продаж, что мы соответствуем требованиям рынка. Для нас важно, что мы работаем в городе одни, но настолько хорошо, что второго дилера и не нужно. И для себя я ставлю одной из задач сохранить монополию по марке Renault в Челябинске.. И мы будем работать так, чтобы эти позиции удерживать.

– Не планируете расширять количество брендов?

– И наши руководители, и мы считаем, что нужно двигаться вглубь, а не вширь. Очень много работы по улучшению качества, по продвижению в области, по расширению своего влияния с точки зрения обслуживания автомобилей. Есть куда «углубляться».

– Расскажите о планах компании.

– В 2013 году по протоколу о намерениях с Renault мы построим автоцентр в Копейске. В 2014-м – автоцентр Renault в горнозаводской зоне (район Каслей, Златоуста). В этом году открываем автоцентр Suzuki в Челябинске (рядом с автоцентром на Свердловском тракте, 7. – Прим. ред.), и следующий этап, который пока прорабатывается, – строительство автоцентра этой марки в Миассе.

– Как вы оцениваете сотрудничество Renault и АВТОВАЗа?

– Локальное производство – это проявление доверия Renault к рынку России. Renault одним из первых построил свой завод у нас в стране. А сотрудничество «Рено» и АВТОВАЗа – это просто следующий шаг в развитии. Renault вкладывает огромные средства, за счет которых идет не только модернизация завода, а строятся новые современные площадки. В 2013–14 годах на них начнут выпускать новый Logan. Вот уже сейчас у дилеров АВТОВАЗа появился новый Largus – точная копия Renault Logan-универсал, только под брендом Lada. Я даже не буду скрывать: мы несколько ревниво отнеслись к этому факту, ведь по сути – это наша машина, нашего бренда. Конечно, мы бы хотели представлять эту модель, ведь прекрасно знаем спрос на нее. Сначала я расстраивалась, а потом поняла, что нужно видеть в любой ситуации плюсы. Так что мы предпримем все усилия, чтобы покупатели «Ларгуса» могли получить качественное сервисное обслуживание в наших автоцентрах. Все к лучшему!

Коллектив сайта AutoChel.ru поздравляет компанию «Сатурн» с 10-летием! Желаем оставаться верными марке Renault, быть всегда первыми и продолжать радовать своих клиентов!

Фото: Из личного архива Ирины МЕЩЕРЯКОВОЙ и Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
28
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления