23 января воскресенье
СЕЙЧАС -14°С

Нарушения «под автоматом»: 127 лихачей в сутки

Поделиться

17 миллионов нарушений ПДД за девять месяцев текущего года выявлено Госавтоинспекцией с помощью средств автоматической фиксации по всей стране. В Челябинске, судя по статистике, стационарные камеры «ловят» в среднем по 127 нарушителей скоростного режима в день. На трассе с помощью мобильных средств автоматической фиксации на чистую воду также выводят автомобилистов, которые выезжают на встречку. Стоит ли безоговорочно доверять технике?

Большое распространение автоматических комплексов фиксации нарушений, по словам замначальника ГУ ОБДД МВД России Владимира Кузина, – это явление, напрямую обусловленное ростом автопарка и сокращением числа сотрудников ГИБДД в ходе масштабной реформы. По данным «Российской газеты», сегодня в России насчитывается 47 миллионов транспортных средств, годовой прирост составляет около четырех миллионов машин. Учитывая автомобилизацию, ГИБДД часть своих функций по выявлению конкретных нарушений «передала» технике. В стране используется более двух тысяч стационарных комплексов и более 3,6 тысяч передвижных.

По данным челябинской Госавтоинспекции, за 10 месяцев стационарными постами с камерами выявлено 38163 фактов превышения скорости, что на 30% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. А с помощью «Паркона» зафиксировано 5775 нарушений правил остановки и стоянки.

«Распространение средств автоматической фиксации – правильная тенденция. С помощью них можно не только выявить правонарушения, но и восстановить картину ДТП, установить присутствующих на месте аварии, ее обстоятельства, естественно, скорость, на которой оно было совершено. Кроме того, можно определить некорректный режим работы светофоров. Инспектор может уловить далеко не все факты, сопутствующие аварии, а техника не ошибется», – считает эксперт по дорожной безопасности Борис Стуков.

По данным УГИБДД Челябинской области, в регионе работают 32 стационарных поста, оборудованных камерами: из них пять на трассе М5 «Урал», 18 – В Челябинске, три – в Магнитогорске, шесть – в Миассе. Вся информация с этих камер стекается в центр мониторинга УГИБДД. «Стационарные комплексы работают по нарушениям скоростного режима, – уточняют в пресс-службе областного управления. – Например, в 2011 году в регионе они зафиксировали 69 535 фактов превышения скорости. С 2008 по 2011 годы в автоматическом режиме выявлено нарушений на сумму более 22 млн рублей. В текущем году на перекрестке пр. Ленина и ул. Красной в тестовом режиме заработали камеры, которые фиксируют нарушение расположения транспортных средств на проезжей части. Что касается мобильных комплексов, в основном они используются на трассах и выявляют не только превышение скорости, но и выезды на полосу встречного движения. За 10 месяцев 2012 года передвижные комплексы зафиксировали 86 181 нарушение по соответствующим статьям КоАП».

Итак, сегодня в Челябинской области с помощью автоматических средств фиксации нарушений ГИБДД выявляет превышение скорости, выезды на встречку, на перекресток под пробку, а также несоблюдение правил остановки и стоянки. В других городах страны таким образом отлавливают водителей, проехавших на красный свет. В Москве также планируется направить работу камер и на «запись» автомобилистов, рассекающих обочины вместе с увеличением штрафа за это с 500 до 1000 рублей.

Согласно статье 12.15.4 КоАП РФ, выезд на встречную полосу, зафиксированный в автоматическом режиме, наказывается штрафам в 5000 рублей, а не лишением прав.

Казалось бы, техника должна выдавать самые объективные факты, но на форумах не раз встречались истории, где водители сетовали на письма счастья, предназначавшиеся явно не им.

«Требования к специальным техническим средствам, работающим в автоматическом режиме, до сих пор нигде не прописаны. Никакого аудита работы автоматических систем не предусмотрено. Например, нигде в законодательстве не сказано, какова вероятность ложной сработки, когда радар определил скорость одного автомобиля, а фотокамера зафиксировала другой, – поясняет автор книги «Наставление по общению с ДПС», правозащитник Юрий Панченко. – ГИБДД и разработчики решили этот вопрос просто: написали технические условия, где указали приемлемую вероятность для приборов. А уж затем получили сертификат, что данный прибор является средством измерения, так как соответствует ТУ. Например, для «Стрелки-СТ» такая вероятность – 0,001, что зафиксировано в описании типа. То есть на каждую 1000 нарушений один из водителей привлекается к ответственности вместо другого. На один миллион нарушений – уже тысяча автомобилистов».

Вопрос доверия к автоматическим комплексам фиксации поднимается не только в России. На одном форуме появилась итальянская история «развода» автомобилистов. Там на светофорах устанавливаются камеры, которые снимают водителей, проскакивающих на красный. Но в пригороде Милана работа камер и светофора была отрегулирована так, что водители, заканчивающие проезд на финальный зеленый, фотографировалась на перекрестке под запрещающим сигналом. Таким образом составили 35 тысяч протоколов. За каждое такое нарушение предусмотрен штраф до 200 евро, и, как выяснилось позже, фирма-установщик получала с каждого липового нарушения 25%. К счастью, история закончилась благополучно: когда махинации открылись, всем без вины виноватым вернули деньги.

Так что водителям не стоит слепо верить всем кадрам с их участием: «В постановлении обязательно должны быть представлены доказательства события правонарушения, установлены объективная и субъективная стороны, – напоминает Юрий Панченко. – Если, например, на представленной фотографии видно, что автомобиль пересекает сплошную линию разметки, то должны быть представлены доказательства, что это линия, разделяющая противоположные потоки, а не линия между полосами попутного направления».

Кстати, по данным опроса сайта AutoChel.ru на предмет получения писем счастья со штрафами, 53 процентам из 3,5 тысяч респондентов никогда не приходили весточки из ГИБДД.

У некоторых это вызывает сомнение в наличии электорнных подписей, которые необходимы для рассылки постановлений. Однако в УГИБДД Челябинской области нам подтвердили, что электронные подписи имеются, и система работает исправно.

Фото: Фото из архива AutoChel.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter