Авто Спор на «темном» месте

Спор на «темном» месте

Павел ехал по привычному маршруту, и на улице Витебской прямо перед ним выскочила Suzuki Grand Vitara. Молодой человек не успел затормозить и приехал иномарке в передний бампер. Повреждения у обоих автомобилей оказались не столь значительными – терять время на ожидания инспекторов не хотелось, да и сама ситуация выглядела более чем понятной. Но все оказалось совсем не так банально.

13. 11 ПДД: На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. 17.3. При выезде из жилой зоны (обозначается знаками 5.21 и 5.22) водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Девушка позвонила начальнику, который посоветовал ей обратиться к аварийному комиссару. Тот быстро приехал на место ДТП и начал убеждать Павла, что именно он спровоцировал аварийную ситуацию. Якобы здесь пересекаются равнозначные дороги, и молодой человек должен был пропустить иномарку, выезжавшую справа.

Невесть откуда появилась еще одна дама, которая тоже представилась новоявленным специалистом по оформлению ДТП и начала давить на Павла. Между тем водитель Suzuki ни на чем не настаивала и готова была согласиться с любыми уверенными доводами. Поддавшись сомнениям и убеждениям якобы специалистов, молодой человек подписал схему ДТП и составил объяснение, в котором согласился с версией аварийного комиссара.

Мы побывали на этой злосчастной точке: вот так выглядит, по мнению аварийного комиссара, перекресток равнозначных дорог.

Первоначально Павел засомневался в своей правоте еще и потому, что прилегающая территория не предназначена для сквозного движения, а по этому проезду автомобили свободно проезжали с улицы Энгельса и попадали на Витебскую. Собственно, девушка на Suzuki и двигалась по данному маршруту. Подобравшись поближе к выезду на Энгельса, стало очевидно – здесь тупик, а проезд накатали сами автомобилисты. Для своего удобства они перескакивают через бордюр, пересекают тротуар и уходят к Витебской через жилой массив.

Еще один смутивший Павла фактор – отсутствие каких-либо знаков: на соседних идентичных заездах стояли знаки «Жилая зона», а здесь – ничего.

Чувствуя подвох, молодой человек все-таки распечатал карту местности, где была обозначена улица Витебская и безымянный проезд. На разбор полетов в ГИБДД парень приехал уже с наглядными материалами и новым объяснением.

Сотрудники ГИБДД встали на сторону Павла и подтвердили, что дорога, по которой двигалась иномарка, – не что иное, как выезд с прилегающей территории. Соответственно уступать должна была водитель «Сузуки». Между прочим, инспекторы к этой правде тоже пришли через сомнения: их убедила именно карта, на которой проезд никак не назывался. Да и репутация у аварийного комиссара, который бодро развел Павла на месте, среди инспекторов была сомнительная: «После того как я показал свое объяснение, инспекторы попросили этого активиста выйти, и рассматривали ситуацию уже без него. Как мне сказали, этим комиссаром не я первый был недоволен», – говорит Павел.

«Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

В итоге ситуация разрешилась в пользу молодого человека. Вторая сторона полностью согласилась с выводами, теперь осталось получить страховое возмещение на восстановление разбитого бампера, фары и правки капота.

Казалось бы, с самого начала было понятно, кто кому должен уступать. На самом деле «расшифровать» выезд с прилегающей территории не так-то просто. Знаками он может не обозначаться, покрытие может быть одинаковое и на главной дороге, и на прилегающей территории, да и количество полос – не показатель приоритета.

Кроме того, все доводы по поводу сквозного проезда особого значения не имеют: «То, что прилегающая территория не предназначена для сквозного проезда, это еще не значит, что его там нет», – говорит автоюрист Лев Воропаев.

Например, возьмем проезд между улицами Прокатная и 32 годовщины Октября. Он тянется прямо от одной улицы до другой, пересекая насквозь жилой массив. В данном случае это часть прилегающей территории. Соответственно при выезде с нее нужно уступать поперечному потоку.

Недалеко от этого места ул. 32 годовщины Октября пересекается с Прокатным переулком. Визуально он ничем не отличается от проезда по прилегающей территории: узкая улочка рядом с частным сектором. Но в данной ситуации это будет перекресток равнозначных дорог, где действует правило помехи справа.

То же самое в районе ЮУрГУ. К улице Коммуны, казалось бы, ведет обычный проезд между университетом и соседними зданиями. Но это «полноценная» улица с названиями 1-ый Институтский переулок, с которым тоже нужно считаться и руководствоваться правилом помехи справа. И таких спорных точек по городу уйма.

Другими словами, сквозной проезд как таковой может быть и частью прилегающей территории, а может оказаться равнозначной дорогой. И разграничить для себя их можно только по карте, где прописаны названия улиц и обрисованы безымянные проезды. На месте перекресток можно распознать по указателям улиц.

«Ориентироваться на наличие названия – допустимый вариант. Плюс можно оценивать расстояние от дороги до близлежащих домов, – предлагает правозащитник Юрий Панченко. – По СНиПу 2.07.01-89* от дороги до дома должно быть минимум 25 метров. А на прилегающих территориях от мест, где ездят автомобили может быть и меньше. То есть мы интуитивно определяем, далеко или близко стоят дома от проезжей части. Там, где далеко, – дорога. Там, где близко, – прилегающая территория».

Если посмотреть на снимок того же Прокатного переулка или улицы Витебской, мы не увидим 25 метров от проезжей части – дома намного ближе, тем не менее эти территории признаются улицами.

Эксперты сходятся в том, что проблему можно легко решить установкой знаков приоритета или обозначениями «жилой зоны», на выезде из которой также нужно предоставлять преимущество поперечному потоку.

Например, на выходе с проезда (см. фото 3) к ул. 32 годовщины Октября стоит знак «Уступи дорогу» – вопросов не возникает. Но по ГОСТу вполне допускается отсутствие этих знаков: «По ГОСТу Р 52289-2004 допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 (знаки приоритета. – Прим. ред.) перед съездами пересечений дорог в разных уровнях, а также перед примыканиями к дороге с твердым покрытием дорог с грунтовым покрытием, перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток», – цитирует документ Юрий Панченко.

Но соль в том, что водитель не может на 100% правильно определить статус дороги.

«Это очень большая проблема не только в нашем городе, это повсеместное явление, – подтверждает Лев Воропаев. – По-хорошему надо устанавливать знаки, чтобы избежать спорных ситуаций, но на практике водителям только визуально приходится определять, где главная улица, а где выезд с прилегающей территории, а зачастую сделать это невозможно. Чтобы доподлинно установить, где какая дорога, нужно запрашивать в администрации схему организации движения, и по ней определять, кто имел преимущество в конкретной ситуации. Поэтому водителям остается лишь посоветовать быть аккуратнее и внимательнее в таких сомнительных местах».

Чтобы не доводить ситуацию до аварийной, почаще вспоминайте важное правило: если водитель не может определить наличие покрытия на дороге, а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге. Всегда лучше притормозить и исполнить правило «трех Д».

Фото: Фото автора, а также с сервиса «Яндекс.Карты»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления