27 февраля суббота
СЕЙЧАС -25°С

Световая атака водителей

Поделиться

Для пешеходов в ПДД предусмотрен всего один раздел с обязанностями. В ГИБДД предлагают добавить еще одно требование: в темное время суток обозначать себя на дороге световозвращателями. В действующей редакции этот пункт носит рекомендательный характер и совершенно не пользуется популярностью. Придав ему статус обязанности, Госавтоинспекция надеется снизить количество происшествий с участием пешеходов. Но пока не определены санкции за неисполнение этой нормы, есть сомнения, будет ли вообще она работать.

В челябинской ГИБДД утверждают, что в этом году стало больше ДТП, которые произошли из-за внезапного появления пешеходов на зебре: «Люди выходят на дорогу, не оценивая расстояние до машин, а водители физически не успевают затормозить. Стало больше происшествий с пешеходами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, которые переходят дорогу в неустановленных местах или оказываются на переходе, буквально бросаясь под колеса», – комментирует ситуацию начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков.

По статистике, приведенной на официальном сайте УГИБДД Челябинской области, за 10 месяцев текущего года выявлено более 647,7 тысяч нарушений водителями. По пешеходам эта цифра значительно меньше – 183,6 тысячи. По вине последних случилось 676 аварий, в которых погибли 95 человек и более 600 получили травмы.

В прошлом году в стране 9000 пешеходов не выжили после аварий, и 70% этих случаев произошло в темное время суток. Учитывая эти данные, в «Союзе пешеходов» подсчитали, что ежегодно можно спасти не меньше 4000 человек, если они будут пользоваться фликерами.

По оценке Госавтоинспекции, при использовании светоотражателей в темное время суток водитель может увидеть пешехода на расстоянии до 400 метров. При нормальных условиях (средняя скорость реагирования, движение авто с ближним светом по городу на скорости до 60 км/час) риск наезда на человека сокращается в шесть-восемь раз.

Вот один из примеров ДТП, где водитель в темноте не увидел пешехода. Одним октябрьским утром в Снежинске на нерегулируемом переходе автомобилист наехал на девушку. В результате она попала в больницу с переломом ноги и разрывом связок коленного сустава. Эти травмы оценили как вред здоровью средней тяжести. Водитель не соглашался с обвинениями в его адрес, аргументируя это плохой видимостью и недостаточной освещенностью перехода. Кроме того, разглядеть силуэт он не смог, потому что девушка была одета в темные вещи и практически слилась с дорогой. Несмотря на эти доводы, суд оставил водителя без прав на один год и шесть месяцев. Очевидно, что светоотражатели полезны не только пешеходам, но и водители скажут спасибо, если перед ними будет «маячить» яркое пятно, призывающее нажать на тормоз.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Вопросы по обязательному ношению светоотражателей возникают уже с четкого определения темного времени суток. В ПДД это промежуток от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Довольно размыто и воспринимается субъективно. Пешеход и инспектор могут по-разному оценить обстановку.

Пешехода оштрафовать сложнее, чем водителя. Хотя бы потому, что на каждый переход инспектора не поставишь, поэтому возникает сомнение в эффективности контроля по исполнению этого требования к пешеходам. Все зависит от понимания самим человеком этой необременительной обязанности – штрафы здесь не главный повод купить «маячок».

Эксперты отмечают еще несколько причин, почему сейчас фликеры используются так «локально»: во-первых, к нам поступает много некачественной продукции.

«Сейчас предлагаются варианты производства Юго-Восточной Азии, которые совершенно не соответствуют своему назначению: эти фликеры плохо отражают свет, быстро ломаются, стираются. По сути, это муляжи, – говорит председатель межрегиональной ассоциации «Союз пешеходов» Владимир Соколов. – Существуют международные компании, которые создают качественные продукты длительного пользования: такие фликеры делают человека заметным на расстоянии 350 метров при включенном дальнем свете фар, при ближнем – за сотню метров. Проблема в том, что в России нет ГОСТа, в которым бы прописали требования к этим элементам, хотя бы основные – их светоотражательную способность и отсутствие вредных примесей».

Во-вторых, необходимо время, чтобы насытить рынок светоотражателями. Если введут их обязательное ношение, у человека должен быть выбор, а не поиски в условиях дефицита. Сегодня фликеры в основном распространяются в ходе акций, но их нет в условиях шаговой доступности. Да, их можно найти в некоторых книжных и канцелярских магазинах. Но, согласитесь, желающих купить полезную вещицу было бы намного больше, если организовать продажи в газетных киосках, у касс гипермаркетов, на АЗС. По словам Владимира Соколова, люди берут их с удовольствием, и в ходе акций выясняется, что раньше многие даже в глаза не видели подобных вещей. Как утверждают в ассоциации, оптовая стоимость дешевых светоотражателей порядка 15 рублей, в Европе качественные фликеры можно приобрести за 2-3 евро. Совершенно необременительная трата.

«На мой взгляд, чтобы насытить все регионы светоотражателями, потребуется около полугода, в крупных городах хватит и месяца, но совершенно точно, что санкции за нарушение требования носить фликеры должны вводиться позже, чем поправки в ПДД, – считает представитель общественной организации.

Эффективность использования светоотражателей можно посмотреть на примере Белоруссии. Пять лет назад там ввели обязательное ношение, и в первый год количество пострадавших пешеходов сократилось ровно на половину. Потом был откат назад, поскольку светоотражатели появились везде – на заборах, на столбах, и водители перестали реагировать на эти яркие пятна как на человека. Это говорит о том, что нужно разграничить формы, цвета фликеров для людей и обозначения иных предметов.

Помните, что крепить фликеры нужно в правильных местах: прежде всего на одежду и аксессуары сбоку, ведь вы переходите дорогу перпендикулярно потоку, а не в лоб. Если фликер в форме подвески, можно закрепить его на рюкзак – отсюда покачивающийся «фонарик» будет различим для водителей с обеих сторон. Если вы идете по краю проезжей части (а пешеходы в этом случае должны следовать навстречу движению), лучше закрепить световозвращатель на груди, на поясе. Полезно устанавливать фликеры и на велосипеды, которые также мало различимы в темноте. А велосипедистам – одевать яркую одежду со светоотражателями. Родителям можно закрепить фликеры на коляски.

А вы поддерживаете идею обязательного ношения фликеров пешеходами? Участвуйте в опросе сайта AutoChel.ru.

Фото: Фото с сайта Autonews.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...