Ставки транспортного налога на дорогие автомобили могут вырасти с 2014 года в два-три раза. Наконец определены критерии, по которым машины будут расцениваться как роскошь. Такой неофициальный статус получают авто стоимостью от пяти миллионов рублей и выше.
Правительственная комиссия одобрила законопроект, который изменит порядок расчета транспортного налога для роскошных автомобилей. Если сейчас сумма зависит от мощности мотора и никак не определяется ценой машины, то со следующего года для некоторых авто планируется ввести повышенные тарифы.
Как сообщает «КоммерсантЪ», базовая ставка может измениться в два или три раза. Так, при цене автомобиля от 5 до 10 млн рублей и возрастом не старше пяти лет налог увеличится вдвое. Если сейчас базовая ставка для машин с мотором более 250 сил – 15 рублей за лошадь, то с повышением тарифов она вырастет до 30 рублей. Но это лишь базовый тариф, который регионы могут повышать или уменьшать в 10 раз. В Челябинской области для всех легковых авто мощнее 150 л. с. он как раз увеличен до максимума. Например, цена одной лошадиной силы в нашем регионе для транспорта мощнее 250 л. с. составляет не 15, а 150 рублей.
Для еще более дорогих машин транспортный налог увеличится в три раза. Это касается автомобилей не старше 10 лет с ценой от 10 до 15 млн рублей, а также роскошных легковушек дороже 15 млн и возрастом до 20 лет. Например, Bentley Continental GT (Speed) с 625 лошадками под капотом сейчас тянет на 93 750 рублей налога, а после «роскошного повышения» сумма вырастет до 281 250 рублей.
«То что налог на роскошные машины связали со стоимостью, это, конечно, логичнее, чем идея поставить налог в зависимость от мощности мотора. И с одной стороны, можно понять правительство: пополнять бюджет нужно. Но при этом автомобилистов «обложили» со всех сторон: они и транспортный налог платят, и за топливо, куда включаются акцизы, теперь еще и налог на роскошь. И при этом автомобилисты не видят каких-то отчетов о расходовании средств из тех же дорожных фондов», – считает автоюрист Лев Воропаев.
Действительно, в прошлом году рассматривался вариант привязки налога на роскошь к мощности автомобиля. Тогда предлагали включать в эту группу все автомобили, у которых мотор сильнее 400 лошадей. Но в таком случае под огромный налог могли попасть далеко не самые обеспеченные граждане. Ведь в стране много ввозных бэушных автомобилей, которые стоят сравнительно немного, зато имеют огромный запас мощности.
Но с ценовой привязкой тоже есть свои нюансы. Каким образом можно определить точную цену автомобиля на вторичном рынке? В Минфине рассматривают такие варианты, как таможенные статистические данные и информация о сделках. Понятно, что при покупке новой машины можно ориентироваться на сумму договора, но ведь через год автомобиль теряет в цене и может уйти из разряда роскошных. А сейчас идет речь как минимум о пятилетнем сроке, в течение которого машина причисляется к этому рангу. Опять же при покупке дорогой иномарки с рук в договоре можно указать кратно заниженные цифры, которые исключат реально роскошное авто из этого разряда. «Занижение суммы сделки в договорах купли-продажи – рабочая схема, но ведь не каждый покупатель на нее пойдет, – утверждает автоюрист. – Во-первых, продать могут угнанную машину с перебитыми номерами, и впоследствии покупатель сможет отсудить только те деньги, которые он якобы заплатил по договору. Во-вторых, могут возникнуть вопросы со страховой компанией при оформлении полиса КАСКО. В основном, конечно, автомобили страхуют исходя из реальной рыночной стоимости, но есть и такие организации, которые ориентируются именно на сумму сделки».
Люди, которые покупают машины за несколько миллионов, могут и не заморачиваться из-за дополнительных расходов. Но ведь большинство считают деньги. Неудивительно, что может возникнуть соблазн вообще избегать платежей или занизить их максимально: «Я знаю, что довольно распространена практика регистрации дорогих машин на бомжей, с которых просто нечего взять, – говорит Лев Воропаев. – Возможно, автомобили будут стараться регистрировать на льготников, которые платят копеечные отчисления. Но не исключено, что с введением роскошного налога параллельно будут вноситься изменения в законы, чтобы исключить лазейки. Регистрация транспорта в других регионах, где установлены не самые высокие тарифы налога, не вариант, потому что его сумма устанавливается исходя из тарифов региона, где прописан собственник».
В любом случае привязка налога на роскошь к цене машины объективнее, чем к техническим параметрам. По цене автомобиля можно судить о возможностях и благосостоянии ее владельца. Тем более что порог роскошности оказался довольно лояльным к большинству владельцев премиальных машин. Основную массу покупателей такого люкса, как BMW, Audi, Lexus, Infinity, Mercedes-Benz, Cadillac, и других высококлассных брендов повышение налога не затронет.
«В масштабах рынка налог на роскошь затронет единицы. Не исключено, что составят конкретный список марок, на которые будет распространяться повышение налога, – говорит председатель областного координационного совета «Свободы выбора» Алексей Бруй. – Пока в этом проекте многое непонятно, наверняка все еще поменяется не раз. В целом привязка к цене и к возрасту – это правильнее, нежели к мощности мотора. Но в Челябинске нас волнует общая ситуация с транспортным налогом, который для автомобилей мощнее 150 лошадей заряжен на максимум».