С конца 2012 года депутаты активно штампуют новые проекты по части автомобильного законотворчества. Уследить за бесчисленными инициативами и предложениями не так-то просто.
На днях правительство поддержало очередной законопроект об ужесточении наказания для пьяных водителей. Так, в случае окончательного принятия закона вождение «под мухой» может обойтись лишением прав на срок от пяти до семи лет и десятитысячным штрафом.
За повторное правонарушение водитель будет лишен прав уже на срок 10-15 лет и наказан штрафом в размере 50 000 рублей. Передача управления нетрезвому водителю будет караться штрафом для автовладельца в размере 15 тысяч рублей и лишением прав на пять-семь лет. Пьяный бесправник или лишенец будет наказываться штрафом в 30 000 рублей и лишением прав на срок от семи до 10 лет.
«Таких инициатив ещё будет много, – считает председатель челябинского отделения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Сегодня есть определенная схема, есть и обновленный законопроект Яровой, который прошел первое чтение. Зачем нужна очередная инициатива, мне не ясно. Они добьются того, что у нас будет больше людей ездить без прав. Пьяным терять нечего – процент рецидивистов возрастет многократно. Это проблема должна решаться комплексно, а начинать нужно с воспитания».
Напомним, законопроект депутата Ирины Яровой предусматривал уголовную ответственность за сам факт управления автомобилем в нетрезвом виде для тех, кто уже лишен прав за пьяную езду, а также штраф в 200 тысяч рублей. Инициативу поддержало правительство, но раскритиковал ее коллега по фракции депутат и председатель «Свободы выбора» Вячеслав Лысаков, который также вносил правки в данный проект. Кроме штрафов, Яровая предлагала внести уголовную ответственность до 15 лет за особо тяжкие ДТП.
Ещё одна инициатива на данную тему – конфискация автомобиля у пьяного водителя. Поправки в КоАП были предложены депутатом от ЛДПР Сергеем Ивановым в конце сентября 2012 года. Столь жесткий способ борьбы с пьянством за рулем правительство России не поддержало.
Не нашел поддержки и законопроект, предусматривающий наказание за агрессивное вождение. Проект, предложенный депутатами фракции ЛДПР, предполагал штраф от 2,5 до пяти тысяч рублей за неадекватное маневрирование, опасное перестроение по полосам движения, резкое торможение и создание искусственных помех другим участникам движения.
Введение балльной системы, которая предусматривает за каждые 100 рублей штрафа один балл, до последнего времени находится на стадии рассмотрения. Напомним, набрав за год 200 баллов, автомобилист рискует лишиться прав на 12 месяцев. Так, чтобы оказаться без прав, достаточно за год пять раз проехать на красный свет или семь раз попасться за разговором по телефону. Противники системы настаивают на том, что ранее такой опыт себя не оправдал.
Инициатором возвращения балльной системы выступил Вячеслав Лысаков, который также предложил существенное увеличение штрафов практически за все нарушения ПДД. Напомним, его законопроект предполагает увеличение минимального штрафа со 100 до 500 рублей и максимального с пяти до 50 тысяч рублей. Также поднимается штраф для пьяных скутеристов и велосипедистов, и устанавливается дифференциация штрафов при повторных нарушениях. Законопроект должен быть рассмотрен в первом чтении уже 12 апреля.
С 1 мая скоростной лимит в России может вырасти до 130 км/час. В первую очередь это коснется трасс, которые имеют не менее четырех полос, центральную разделительную полосу, пересечения с другими трассами на разных уровнях, а также отсутствие примыканий с боковых подъездов. Иными словами это коснется платных автодорог, которые можно пересчитать по пальцам.
«Автомагистралей в Челябинской области нет, – говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Вопрос о повышении скорости на магистралях будет решать местная власть. А чтобы решить этот вопрос, нужно привести в соответствие дорогу, на которой планируется увеличение скоростного режима. Если условия не выполнены, а скоростной режим увеличен, власть понесет ответственность».
В свою очередь межрегиональный союз пешеходов предлагает снизить лимит скорости в крупных российских городах, чтобы обезопасить пеших участников движения. Его представители считают: ограничение «максималки» в 40-50 км/час дает водителям больше шансов на своевременную остановку.
Разрешить водителям поворачивать направо при красном сигнале светофора может в ближайшее время ГИБДД России. Такой поворот будет разрешен на тех перекрестках, где нет пешеходных переходов. Впервые данная инициатива возникла еще в 2011 году, но тогда Госавтоинспекция выступила против. Компромисс найден только сейчас.
В ближайшее время депутаты должны рассмотреть законопроект, предлагающий ужесточить наказание для водителей, которые объезжают пробки по обочинам. Штраф за езду по обочине могут увеличить сразу в четыре раза – до двух тысяч рублей. Вступят ли новые штрафы в силу – неизвестно.
Последние инициативы по изменению ПДД и КоАП