Привык наш соотечественник, что любое необоснованное на первый взгляд снижение продаж сулит экономические неприятности, а может, даже и очередной кризис. Потому и итоги первого квартала 2013 года на рынке автомобилей насторожили и даже напугали россиян. Отмечено, что продажи новых машин в стране остались на прошлогоднем уровне, а в марте даже зафиксировано снижение на 4%. Однако не следует делать поспешных выводов и бежать запасаться консервами. По мнению экспертов, незначительное снижение числа продаж – всего лишь последствия насыщения рынка.
По итогам 2012 года Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге авторынков мира, а Челябинская область даже установила свой новый рекорд по продажам – 76 тысяч авто.
Сегодня на 1 млн 150 тысяч жителей приходится около 400 тысяч автомобилей. Среднестатистическая семья на Урале состоит из трех человек. С помощью нехитрых математических вычислений мы выясняем, что в регионе на одну семью приходится по машине. По мнению руководителя ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александра Рулевского, это означает, что первичная потребность в автомобиле удовлетворена: «Да, действительно, наступило насыщение рынка. Но здесь абсолютно неуместно выражение «кризис». То, что сегодня практически в любой семье есть автомобиль, безусловно, скажется на объемах продаж в этом году, следующем, и может, даже еще чуть дольше. Однако после у населения наступит осознание, что одного автомобиля на семью уже недостаточно».
Сегодня в России на тысячу человек населения в среднем приходится около 280 машин. Для сравнения, в США примерно такое же соотношение было достигнуто еще в 1922 году. Но ведь продажи-то продолжаются. Все равно автовладельцы будут обновлять своих «ласточек», менять их на более новые и современные модели. По прогнозу ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», в этом году ожидается небольшая стагнация. В лучшем случае уровень продаж будет примерно равен прошлогоднему, но возможно и небольшое снижение. Однако, как отмечает Александр Рулевский, это не кризис, а естественный этап развития, который не может продлиться долго. Так называемые спальные районы располагаются на окраине города, необходимость быстро и с комфортом добраться до центра, заскочив по пути еще в пару мест, приведет к тому, что в каждой семье появится необходимость приобретения второй машины. Тогда-то и возобновится рост активных продаж.
«Уже сейчас прослеживается эта тенденция, – говорит заместитель директора по продажам и маркетингу дилер-центра «АВТОВЕК» Константин Киселев. – Клиенты, которые уже приобрели у нас автомобиль, через 3-4 месяца возвращаются за вторым. Случается даже так, что в салон приходит вся семья и сразу же приобретает две машины».
В наиболее выгодном положении при наступлении второй волны продаж окажутся бюджетные модели автомобилей. Объясняется это легко – второй Mercedes в семье без надобности, поэтому предпочтение будет отдаваться недорогой и экономичной легковушке, считают эксперты.
Еще одним фактором влияния на снижение продаж автомобилей в области является активное строительство жилых микрорайонов с бюджетными квартирами. Посудите сами, сегодня стоимость студии может быть соразмерна цене хорошего, солидного автомобиля. Недвижимость всегда была одним из самых выгодных инструментов вложения средств, и потому покупка малометражки выглядит гораздо более выгодной тратой. Тем более что часть израсходованных средств можно возместить, сдав квартиру в аренду.