Американцы обожают автомобили. Кто в первую очередь входит в пантеон самых «божественных» машин? Да, конечно же, Cadillac! Лет 30 назад в США родилась шутка: «Что такое Rolls Royce? Это Cadillac, который закончил Оксфорд»! В этой шутке была большая доля истины: в 1950-е годы машины английских аристократов оснащались узлами от Cadillac, в частности, коробкой передач. Так-то!
Своим рождением автомобиль обязан скромному механику-конструктору Генри Лиланду. Когда учредители Детройтской автомобильной компании решили ликвидировать убыточное предприятие, Лиланда попросили оценить стоимость станков и оборудования. Генри выполнил заказ, но рекомендовал владельцам не выходить из бизнеса. С его помощью была организована новая компания Cadillac – американский автомобиль увековечил память основателя города Детройта – сира Антуана де ля Мот Кадиллака.
Чем отличался новый автомобиль? До 1908 года детали подгонялись вручную «по месту»: их шлифовали при помощи напильника и наждачной бумаги. Компания Cadillac ввела стандартизацию запасных частей машины. Чтобы убедить клиентов в эффективности нового метода, три автомобиля, участвовавшие в гонках Dewar Trophy (Великобритания), были разобраны, а их детали перемешаны. Затем 89 запасных частей были заменены, и автомобили собраны снова. В те времена это было чудом!
Через 4 года Лиланд оснастил машину электростартером. Демонстрируя надежность новинки, двигатель публично заводили тысячу раз подряд! Еще через три года Cadillac запустил в серию двигатель V8 (до этого «восьмерки» выпускались штучно, и их надежность была невысокой). Когда компания Packard стала выпускать V12, Cadillac тут же приготовил достойный ответ – V16!
В первой половине прошлого века Америка сходила с ума от гангстеров, а гангстеры сходили с ума от Cadillac. По улицам Чикаго носились колонны автомашин, которые назывались эскадрами. Банда Хайми Вейса, контролировавшая юг города, предпочитала Packard, а вот «северные» во главе с Аль Капоне, раскатывали на 8-цилиндровых Cadillac. Аль Капоне одним из первых купил 16-цилиндровый Cadillac с огромным кузовом «империал седан». Знаменитый бандит уже в те годы догадался бронировать автомобиль, в то время когда монархи и президенты ездили в незащищенных машинах. Но броня не спасла его от тюрьмы. Аль Капоне отправился за решетку, а его Cadillac оказался в гараже Белого дома (впрочем, президент Рузвельт отказался ездить на этой машине). На Cadillac ездили президенты и монархи, бизнесмены и кинозвезды – очень разные люди, начиная от Марлен Дитрих и заканчивая индийским князем, который купил роскошный автомобиль… для охоты.
Гангстерские войны закончились, но началась война мировая. В феврале 1942 года Cadillac прекратил выпуск гражданских автомобилей: за ворота завода стали выходить танки и отгружаться двигатели для самолетов. Неслучайно, что после войны Харли Эрл, вдохновленный двухфюзеляжным самолетом Lockheed P-38, стал продвигать «аэрокосмический дизайн». На Cadillac впервые в мире появились задние габаритные огни. Вычурные хвосты на задних крыльях, огромные панорамные окна, хромированные ракетообразные фонари – все это сводило с ума поклонников автомобилей.
Американцы хотели не просто ездить, а ездить с комфортом. И Cadillac стал роскошью, а не просто средством для передвижения. Еще в юности король рок-н-ролла Элвис Пресли поклялся, что купит два лимузина этой марки для себя и для родителей. В 1955 году Пресли покупает сразу две машины. Одна из них полностью сгорела из-за неисправности в тормозной системе, а другая превратилась в помойку – король рок-н-ролла возил в салоне гусей и уток для родителей-фермеров. В этом же году Пресли покупает еще четыре Cadillac. Один из них он дарит своей матери Глэдис, несмотря на то, что она не умеет водить машину. Мать Элвиса так никогда и не села за руль, но как дорого было внимание и сдержанное обещание (мужик сказал – мужик сделал!). Кстати, этот автомобиль, изначально имевший голубой колер, для певца перекрасили в нежно розовый цвет. Говорят, этот оттенок придумал художник, живший по соседству с певцом. Художник так никому и не открыл секрет состава своей краски, названной им «Роза Элвиса». А самая любимая машина короля рок-н-ролла стала героиней многих песен и кинолент.
Он спустился в этот мир спасти нас от горя, оставив свой розовый Кадиллак на небе; Он прошел от Белого до Черного моря. Тряс плечами и пел: O Baby, baby, baby.
Автомобиль Cadillac 1959 года стал культовым автомобилем для американцев. Эта модель была изображена на юбилейной марке Почты США, вышедшей в 1996 году. До сих пор фанаты Cadillac относятся к этому автомобилю как к иконе, хранящей истинное отражение того удивительного десятилетия.
В 1970-е годы, когда в США грянул энергетический кризис, анекдот о том, как водителя на бензоколонке просят заглушить мотор, потому что бензин убывает из бака быстрее, чем его наполняет заправщик, уже перестал вызывать у американцев улыбку. Компании Cadillac, выпускающей машины с огромными кузовами и прожорливыми моторами, пришлось перестраиваться. Последние четверть века были для фирмы не самыми радужными. И все же Cadillac не переставал удивлять, выпустив самый мощный серийный автомобиль в мире класса SUV с 350-сильным двигателем. Этот автомобиль продолжал демонстрировать легендарную американскую мощь!
Вся эта автомобильная мощь сегодня сконцентрирована в главном автомобиле Америки, который здесь называют «Борт №1», или Cadillac One. Лимузин для Барака Обамы – это настоящий монстр, сделанный из стали, алюминия, титана и керамики (эти компоненты используются для изготовления современных боевых самолетов). Его длина составляет 6,3 метра, а вес – 3 тонны. Толщина бронированной двери – 20, а стекла – 15 сантиметров. Говорят, что такой лимузин способен выдержать прямое попадание артиллерийского орудия (видимо, проверяли!), а шины – пули от автомата Калашникова. В машине, кроме президента и его супруги, размещаются шесть охранников. Жаль, что после того как Барак Обама уйдет с президентского поста, это штучный автомобиль отправят под пресс – увы, такова традиция!
Но, думаю, что Cadillac еще долго будет удивлять мир…