Политический лозунг должен быть кратким, конкретным и немного абсурдным. Как, например, у Владимира Жириновского: «Каждой бабе – по мужику!» Адольф Гитлер тоже был конкретным парнем. В 1934 году фюрер дал обещание: «Каждой немецкой семье – по автомобилю!» И поставил задачу перед инженером Фердинандом Порше: создать дешевый «народный» автомобиль, дословно – Volkswagen.
Volkswagen Beetle GSR 2014 года обгонит на треке многие суперкары
Это задание выглядело абсурдным. Дело в том, что фюрер поставил для будущего автомобиля слишком низкую ценовую планку – 1000 рейхсмарок. (По тем временам цена просто смешная!) При этом Volkswagen должен был вмещать четырех пассажиров, разгоняться до 90 км в час и расходовать на 100 км пробега всего лишь семь литров бензина! Ну, и что вы думаете?
Вот тут скажем: «Стоп!» И отмотаем плёнку назад. На самом деле первым идею народного автомобиля предложил не Гитлер, и даже не Порше. Вряд ли кто сейчас помнит имя этого человека. Это Йозеф Ганц. Автоконструктор и редактор журнала Motor-Kritik разработал 30 прототипов малолитражек, одна из которых называлась «Майский жук». В 1933 году на Берлинском автосалоне Ганц представил модель Standard Superior. В рекламе этого международного автомобиля (в его создании участвовали венгр Бела Барени, чех Ганс Ледвински и немец Эдмунд Румплер) впервые было использовано слово Volkswagen. Машина приглянулась Гитлеру, и он назначил Ганца руководителем проекта. Но тут вспомнили, что Йозеф Ганц – еврей, а разве еврей может стать отцом народного немецкого автомобиля? Журнал Motor-Kritik признали «еврейской фальшивкой», и над конструктором стали сгущаться черные тучи… Короче, Ганц взял ноги в руки и махнул очень-очень далеко, аж в Австралию, где работал в одном из дочерних предприятий General Motors.
Рекламный плакат предшественника «Жука» – Standard Superior
Нужно было искать новых героев. И герой нашелся. В этом же году в одной из берлинских гостиниц состоялась встреча Адольфа Гитлера и Фердинанда Порше. Конструктор предлагал автомобильным фирмам заднемоторный бюджетный автомобиль, но убедить их не мог. А вот фюрера убедил! Гитлер озвучил идеи Порше, и его же этими идеями и озадачил.
Провалить такое задание Фердинанд Порше не мог, и уже через пару лет в городе Фаллерслебен был собран первый автомобиль V-38. К эскизу «биологичного» кузова приложил руку Адольф Гитлер, который в молодости пытался сделать карьеру художника. Сначала автомобиль не укладывался в бюджет, поэтому вместо заднего стекла на нём была сплошная стенка. Volkswagen, смешно сказать, был оснащен двигателем объемом 985 «кубиков»! Кто мог подумать, что эта «букашка», в дальнейшем получившая неофициальное название «Жук», станет одним из самых популярных автомобиле в мире?
А пока судьба «Жука» складывалась не слишком счастливо. Началась война, и Фердинанд Порше начал клепать танки для вермахта. Всё для восточного фронта, всё для победы! Для фронта Порше выпускал «автомобиль-лоханку», приземистый Kubelwagen. Но фронт откатывался на запад. Блиц-крига не получилось. Завод в Вольфсбурге разбомбила английская авиация. В конце войны «томми» осмотрели разрушенный завод и решили продать его американскому «Форду». Янки сказали, что немцы им не пример, и от Volkswagen отказались. И зря. Немцы упёрлись, восстановили завод и стали клепать «вечный автомобиль».
Volkswagen Kuebelwagen 1, «служивший» в войсках Вермахта во Вторую мировую
Фердинанд Порше создал машину, которую можно было модернизировать 50-60 лет! (Основная конструкция не менялась в течение четырех десятилетий.) В 50-е годы «Жук» стали собирать в Бразилии, Южной Африке, затем – во Франции, Мексике и так далее. В Америку «Жуков» привезли после войны. (Каждый предприимчивый американский сержант, занимавшийся спекуляцией, мог накопить деньги на этот автомобиль за каких-то два месяца.) Сначала американцы предвзято относились к немецким авто – всё немецкое ассоциировалось у них с Гитлером, им не нравилось слово Volkswagen и так далее. Но уже в 1953 году представительства Volkswagen открылись в Нью-Йорке и Сан-Франциско. А в 1962 году в США был собран миллионный «Жук»!
В некоторых странах для Volkswagen придумали свои названия. Например, в Польше его называли «горбатый», в Турции – «черепаха», в Швеции и в Финляндии – «пузырь», а во Франции – «божья коровка». Кстати, в Польше был свой «Жук» – грузовой пикап, который назывался так вполне официально.
Для многих автолюбителей «Жук» стал членом семьи. Его полюбили за удобство в эксплуатации, внешний вид и маленькие расходы на содержание. Один из институтов автомобильной промышленности провел тест: машины сталкивались лоб в лоб на скорости десять км/час, затем подсчитывался ущерб от аварии. Так вот, после этого столкновения ремонт «Жука» обошелся всего лишь в 134 доллара! Невероятно, но факт.
Оригинальный Volkswagen Beetle V38s
Пол Кэйхилл купил своего «Жука» в 1961 году. Сейчас это самый старый «Жук», который находится на колесах. На его спидометре 500 тысяч км пробега, и каждую неделю эта цифра увеличивается примерно на 400 км – большой респект господину Порше!
И сейчас «Жуки» ездят по улицам городов мира. Кто выбирает этот автомобиль и почему? Это молодые женщины, которые хотят подчеркнуть свою стильность. Это бизнес-леди, скрывающие свой возраст. Это эгоисты, стремящиеся оказаться в центре внимания. Это менеджеры по продажам, подчеркивающие свою независимость. И конечно же, это звезды кино и эстрады – Лайза Минелли, Брэд Питт, Анджелина Джоли, Люк Бессон и многие другие.
Золотой «Жук», инкрустированный кристаллами
«Жук» по-прежнему находится в центре внимания: то студенты установят для рекорд Книги Гиннесса, запихав в автомобиль 33 человека, то производители покроют машину 18-каратным золотом, оценив это чудо в 88 тысяч долларов… Знаменитый немецкий футболист Юрген Клинсманн выставил на интернет-аукцион свой автомобиль, на котором ездил в 1995-96 годах. И что же? «Жук» ушел с молотка за 302 тысячи евро! И без всякой позолоты.
Знал бы об этом Фердинанд Порше…