RU74
Погода

Сейчас-11°C

Сейчас в Челябинске
Погода-11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -16

4 м/c,

зап.

725мм 72%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Авто Город Темная сторона льготных автокредитов

Темная сторона льготных автокредитов

Программа льготного кредитования автомобилей возобновлена еще в июле, но вот вопрос – нужна ли она нам? Нет, именно нам с вами она не нужна. Да что там – она даже вредна.

Минпромторг подает ее интересно, цитирую: «Программа льготного кредитования – это не льготы автопрому, это льготы, в первую очередь, нашим потребителям, тем людям, которые хотят покупать автомобили, но при этом по каким-то причинам не могут этого сделать. Это стимулирование спроса через предоставление достаточно интересного предложения российским потребителям».

То есть, вроде как, забота не о большом бизнесе, а о каждом из нас. Чистой воды лукавство, потому что триггером для программы стало стабильное падение авторынка начиная со второго квартала 2013 года. Очевидно, что программа нужна в первую очередь для поддержки именно автопрома, тогда как люди в своей массе уже не жаждут машин в тех объемах, что и раньше.

Забавно, что прошлый разогрев рынка с помощью программ утилизации и субсидированного кредитования отчасти и привел к нынешнему положению, ведь тогда, боясь упустить момент, люди брали машину впрок. И удовлетворив отложенный спрос, видимо, они решили взять паузу, которая и проявляется как торможение рынка.

Можно ли считать здоровым рынок, который постоянно нуждается во внешней стимуляции? И нужно ли искусственно наращивать продаж автомобилей, если люди уже не хотят их брать? С точки зрения социума – нет. Государство тратит деньги на то, чтобы увеличить автомобилизацию и связанные с ней проблемы, чтобы потом тратить деньги на их решение.

Гиперавтомобилизация – зловредная штука. Ее проще избегать, чем от нее избавляться, потому что, однажды купив автомобиль, человек с большим скрипом вернется обратно в общественный транспорт. Каждый новый автомобиль требует парковочных мест и пространства на дороге, он изнашивает асфальт, чадит, «производит» изношенные покрышки и отработанное масло. И хуже всего, проблемы носят отложенный характер. Налоги собираются сейчас, а лишние машины встанут костью в горле мегаполисов лет через десять.

Не буду драматизировать – 100-200 тысяч машин, проданных по нынешней программе, не превратят Россию в бесконечную пробку. Но стоит взглянуть немного шире.

Ведь Минпромторг инициирует эти программы из благих целей. Чиновники даже обосновывают, что деньги, потраченные на программу кредитования, с лихвой отобьются через налоговые отчисления работников и организаций, занятых в автопроме и его окрестностях. Более того, стабильность автомобильного рынка важна для стратегии, ведь правительство, обязав крупных альянсы выпускать в России по 300-350 тысяч машин в год, заинтересовано в создании условий, чтобы эти объемы продавались.

Минпромторг действует целесообразно, но в этом и проблема. Мы имеем конфликт экономических и социальных интересов. Экономике выгоден мощный автопром (наш или полуимпортный – другой вопрос), но так ли нужны обществу избыточные машины, которые покупаются из-под палки госпрограмм? И дело тут не в этой конкретно программе, а в самой установке: пока рынок будет падать, его будут реанимировать. Иначе – крах всей концепции.

Полагаю, под эту лавочку в России не будет серьезно развиваться общественный транспорт, ведь он может составить конкуренцию «Солярисам» и «Ладам» (даже реклама АВТОВАЗа «Разница есть» весьма символична).

Автомобилисты не нуждаются в той помощи, о которой рассуждает Минпромторг. При сегодняшнем выборе машин, в том числе бэушных, ищущий да обрящет. Очевидно, что 5,5% «скидки на кредит» не превратят пенсионера-инвалида в покупателя Mazda3 с ручным управлением. Эти 5,5% могут лишь спровоцировать человека, уже имеющего деньги, купить машину именно сейчас, а не через год-два, как планировал. Эта программа – не более чем звоночек для любителей халявы, которая по факту не сэкономит им ничего.

И если рынок будет падать дальше, государству придется вкладывать новые средства в его раскачку, так что мы являемся заложниками концепции «два автомобиля каждой семье к 2020 году» (эта концепция не озвучивается, но полагаю, к этому мы и стремимся).

Есть ли другой путь? Современная экономика нередко строится на эффекте сверхпотребления, и проблемы создает все избыточное – чипсы, телевизоры, скоростной Интернет. Но если избыточное чипсоедение вредит в основном самому потребителю, то избыточный автомобилизм касается куда большего круга людей. Многие западные страны берут курс на отказ от автомобиля, удушая владельцев оного абсурдными налогами и мотивируя пересаживаться на автобусы и велосипеды. В России, к сожалению, на пути стоит не только настрой правительства, но и климат: многие «зеленые» и социально-ориентированные виды транспорта просто непригодны к нашей зиме так, как личный автомобиль.

Кто-то скажет, что нам еще далеко до уровня автомобилизации развитых стран, так что запас на вырост еще остается. Ну да, в сравнении с Европой или США по количеству машин на душу населения мы проигрываем в два раза, но дороги – раз в десять (сравните наши федеральные «двухколейки» и шестиполосные автобаны с разрешенной скоростью 130 км/час). Поэтому, наверное, имеет смысл говорить о предельной автомобилизации исходя из конкретных условий: пропускной способности дорог, обеспеченности парковочными местами, экологической ситуацией. И в этом смысле мы уже приближаемся к пределу.

Выход один – работать на опережение. Строить новые дороги, сажать деревья, продумывать места для парковок… Хватит ли России площадей в черте мегаполисов, денег, времени и желания, чтобы разместить все те машины, которые мы хотим произвести и купить ближайшие пять-десять лет?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
151
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления